Методика работы по теме «Птицы» (Методические рекомендации для воспитателей ДОУ )
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_dou.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

Методика работы по теме «Птицы»

подготовила

воспитатель

Набережнева Светлана Дмитриевна

г. Киселёвск

2018


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..… 3

Методические рекомендации для воспитателей по изучению темы………. 5

Перспективное планирование………………………………………………... 9

Список литературы…………………………………………………………… 18


Пояснительная записка

Считаю данную тему важной, поскольку с раннего возраста необходимо побуждать детей проявлять любовь и заботу о животных, в том числе и птицам. Для чего?

Во-первых, для формирования разумного, бережного отношения к птицам.

Во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие действенную активную позицию ребенка в отношении к птицам (помочь, защитить, позаботиться и т.д.).

Что такое экология? Это наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания. Среда - это совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и условиями неживой природы, создают определенные сообщества - экологические системы.

Наиболее доступны детям для непосредственного изучения растения, домашние животные и птицы.

Тема "Птицы"

Обучающий компонент

Воспитывающий компонент

  • основные отличительные признаки птиц,
  • их разнообразие,
  • знакомство с некоторыми представителями птиц,
  • их отличительные черты;
  • значение внешних особенностей в жизни птиц;
  • питание птиц,
  • способы передвижения;
  • места обитания,
  • "жилище" птиц;
  • сезонные изменения в жизни птиц; размножение птиц (на примере 1 вида).
  • Воспитание бережного отношения к птицам, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на красивых и не красивых.
  • Формирование навыков ухода за домашними птицами, птицами живого уголка, птицами, прилетающими на участок детского сада необходимости охраны не только птиц, но и их "дома", мест обитания.

Формы и методы работы с детьми разнообразны:

  • циклы наблюдений за птицами в уголке природы и на участке,
  • ведение календаря природы,
  • занятия (простые и комплексные),
  • целевые прогулки,
  • экскурсии, игровые,
  • обучающие ситуации, с использованием игрушек и литературных персонажей и т.д.

Данные формы и методы эффективны как для детей 4-5 лет, так и для 5- 6 летних.

Основой содержания занятий и мероприятий в рамках данной темы является региональном компоненте: дети расширяют представление о птицах, обитающих в родном городе.


Методические рекомендации для воспитателей по изучению темы

Прежде чем приступить к изучению данной темы и по окончании её изучения, необходимо провести диагностику (начало и конец года). Её цель - определить уровень осведомлённости детей по данной теме. Например, каких птиц дети знают (в том числе птиц родного края, перелётных - зимующих, домашних - диких), что им известно о строении птиц, их питании, способе передвижения и т.д.

Всю работу по изучению птиц в течение года можно разделить на блоки:

1. Строение птиц, их внешность, места обитания.

  1. Перелетные птицы. Примеры причинно-следственной связи между неживой и живой природой.
  2. Зимующие птицы. Что может сделать для них человек?
  3. Домашние птицы. Их зависимость от человека. Польза человеку от них.

5. Водоплавающие птицы, как обитатели водоемов. Охрана водоемов человеком.

6. Волнистые попугайчики - птицы живого уголка природы в детском саду.

Основная форма организации детей при ознакомлении с птицами - это занятие. На занятии детям сообщаются не только новые сведения о птицах, но и закрепляются уже имеющиеся у них знания. Главное в занятиях - это усвоение детьми программного материала. Для этого можно использовать разнообразные методы:

  • собственные рассказы,
  • чтение художественных произведений,
  • беседы,
  • целевые экскурсии,
  • наблюдения на прогулках и в уголке живой природы,
  • дидактические и подвижные игры.

Рассказ воспитателя значительно расширяет знание детей о птицах. Поэтому учитывая возраст детей необходимо рассказывать образно и красочно, употреблять слова знакомые, близкие детям. Лучше если рассказ сопровождается демонстрацией репродукций картин и иллюстраций с изображением изучаемых птиц, будь то воробей, синица, грач или волнистый попугай. Дети любят использовать во время рассказа фланелеграф, где можно самостоятельно выставлять уже известных птиц. Подробным рассказом сопровождаются кратковременные наблюдения на прогулке, например за прилетевшими на участок воробьями или вороной.

При чтении художественных произведений у детей так же накапливаются знания о птицах, воспитывается интерес и любовь к ним, чувство красоты. По возможности необходимо каждую из изучаемых тем сопровождать чтением. Для этой цели подойдут

  • рассказы Е. Чарушина "Сова", "Дятел", "Журавль" (дикие птицы),
  • рассказы К.Д.Ушинского "Два петушка", "Гуси", "Гусь и журавль", "Голуби", рассказ Тайца "Кыш" (домашние птицы),
  • русская народная сказка "Лисичка со скалочкой" (домашние птицы),
  • рассказ К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы" (зимующие птицы),
  • сказки "Заяц и ворона", "Мышь и воробей" зимы" (зимующие птицы) и т.д.

Художественное описание птиц делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению во время проведения экскурсий и прогулок.

Ознакомление с каждой новой темой необходимо начинать с вводной беседы. Например, цикл наблюдений за волнистым попугайчиком можно начать с вопроса. Похож ли попугай на воробья? И вы услышите самые противоречивые ответы детей, задача воспитателя в этот момент - руководить мышлением ребенка, увеличивать его словарный запас, развивать связную речь.

Во второй половине учебного года по окончании изучения темы "Зимующие птицы" провожу с детьми итоговые беседы и знания детей, накопленные в процессе изучения зимующих птиц. Беседы сопровождаю показом иллюстраций в книгах, альбомах.

Занятия, на которых дети знакомятся с птицами в естественных условиях - это экскурсии. Например, экскурсия в курятник в процессе изучения темы "Домашние птицы", позволяет детям пронаблюдать внешний вид и повадки петуха и кур, манеру их поведения во время кормления. Основной прием привлечения внимания детей - это вопросы: Кто же у курочек главный? Какие звуки издают куры? Как они передвигаются? Чем питаются? Какую приносят пользу? При этом детям необходимо дать возможность дать ответы и сделать самостоятельные выводы. Экскурсия в парк, позволяет наблюдать птиц в естественных условиях в любое время года. Если поблизости от детского сада есть, водоем, то можно пронаблюдать там за водоплавающими птицами.

Так же для ознакомления детей с птицами, широко используются ежедневные прогулки. На прогулках, проводятся наблюдения за прилетом и отлетом птиц, за птицами, оставшимися зимовать в наших краях и т.д. Задача воспитателя - вызвать у детей интерес к птицам, развить наблюдательность. Для этого можно наблюдение сопровождать стихами. Например,

На дворе морозище

В.Звягина

На дворе морозище

Градусов под сорок,

Плачутся воробушки,

Что весна не скоро.

При грамотной и систематической организации таких наблюдений в течение зимы, дети усваивают отличие воробья от вороны, замечают особенности поведения птиц на кормушке, различают голоса птиц (карканье вороны, чириканье воробья), имеют представление о количестве ног у птицы и наблюдают птичьи следы на снегу, научаются их различать; следят за полетом птиц.

Ценны и последовательные наблюдения детей за птицами, живущими в неволе (в уголке живой природы): волнистыми попугайчиками, канарейкой. Здесь можно провести интересные для детей наблюдения «Что и как ест попугай?», «Какие у попугая лапки?», «Какие у попугая перышки?», «Как попугай купается?» и др. Но если в группе или детском саду уголок живой природы отсутствует, можно ограничиваться рассказами по всем названным выше темам с использованием иллюстраций книг, презентаций или организовать «экскурсию» детей в домашний уголок живой природы. Для этого необходима помощь родителей тех ребят, у которых дома есть пернатый друг. Взрослые приносят птиц в группу, и дети имеют возможность познакомиться с живым попугайчиком.

Для фиксации, закрепления пройденного материала, проводятся занятий по рисованию, лепке, аппликации. Они могут быть как традиционные, так и интегрированные, комплексные. Дети с удовольствием лепят, рисуют, наклеивают и комбинируют изображения птиц, о которых имеют представление. Задача воспитателя - продумать организацию, ход занятия и не только обучить приемам рисования, аппликации и лепки, но и дать ребенку возможность выразить себя в этой работе как личность, проявить творчество. Лучше если такие занятия будут проведены по каждой изучаемой теме. Например, интересны работы детей по теме «Синичка на кормушке», «Птичьи следы на снегу»; лепка зимующих птиц и птиц в курятнике, аппликация воробья способом «обрывания» бумаги.

Систематически организуется работа с календарем наблюдений за птицами. В качестве календаря можно использовать обычный фланелеграф, куда прикрепляются изображения птиц, например, увиденных во время прогулки. Очень удобен календарь наблюдений за птицами, предложенный С.Н. Николаевой в книге «Методика экологического воспитания в детском саду». Такой календарь можно использовать и весной, и осенью с изображением соответствующего времени года. Необходимо ежедневно предлагать детям находить карточки с изображением птиц тех видов, которые посещали кормушки или были рядом с ней. Карточки вставляются в прорези на панораме календаря. За каждый правильным ответом или действием, ребенок получает устное поощрение.

При работе с детьми 4-5 лет, не забывайте, что в этом возрасте ребенок хочет много играть. Поэтому, немаловажную роль в воспитании детей необходимо отводить дидактическим играм «Третий лишний», «Чьи это ноги?», «Кто живет на воде?», «Найди по описанию». Во время прогулок можно играть в подвижные игры «Два петушка», «Воробьи и вороны», «Кот и воробей» и т.д.

Процесс обучения неотъемлем от процесса воспитания. «Воспитание бережного отношения человека к птице, возможность человека помочь птицам в трудную минуту, желание ухаживать за птицами живого уголка природы - это основная задача формирования экологической культуры ребенка воспитателем». Поэтому с наступлением холодов, привлекайте детей к изготовлению простейших кормушек из бросового материала - тетропаков из-под сока, молока, пластмассовых бутылок. Можно предложить смастерить кормушку вместе с родителями. На прогулке, совместно с детьми выбираются места, где крепятся кормушки. Если возможно, то одну из кормушек необходимо укрепить недалеко от окон группы, чтобы удобно было наблюдать за птицами, прилетающими к ней. Затем приучайте детей ежедневно собирать корм для птиц в специально приготовленную баночку: хлебные крошки, сухарики, семена подсолнечника, крупы. Затем во время прогулки выкладывать корм в кормушки и следить за их пополняем в течение всей зимы.

Весной совместно с детьми на участке вывешивается изготовленный родителями скворечник. С его помощью можно на территории детского сада наблюдать с детьми появление в скворечнике скворцов, а затем и птенцов.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что тема «Птицы» - неисчерпаема и интересна для изучения с детьми дошкольного возраста, так как птицы - объект нашей постоянной заботы. Как будет спланирована деятельность по данной теме, кто будет включён в реализацию мероприятий, зависит от вас, дорогие коллеги. Далее предлагаю один из вариантов перспективного планирования на год по теме «Птицы».


Перспективное планирование

Тема «Птицы»

СЕНТЯБРЬ  МЕСЯЦ

Познавательное занятие №1.

Знакомство с участком группы.

Экскурсия 1: "Кто на нашем участке живет?"

Цель: Обратить внимание детей на птиц, которых можно встретить на участке; заложить основу для последующих наблюдений.

Познавательное занятие № 2.

Экскурсия 2: "Гости нашего участка"

Цель: Дать определение птицам, как представителям теплокровных животных. Закрепить знание строения птиц (голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки). Обратить внимание детей на то, что птицы - гости нашего участка.

Познавательное занятие №3.

Тема: "Летний лес" (создание коллажа)

Цель: Закрепить представления детей о лесе путем создания леса на листе бумаги: "заселив" лес при помощи аппликации и конструирования представителями неживой и живой природы (в т.ч. птицами).

Наблюдение на прогулке.

Цель: Научить детей созерцать природу, видеть, выделять отдельные объекты, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой.

Чтение детям.

  1. З. Сухомлинский "Пусть будет соловей и жук"
  2. Е. Чарушин "Сова"
  3. Е. Чарушин "Дятел"

4. Е. Чарушин "Журавль"

Дидактическая игра I. "Собери птицу из частей"

 Работа в календаре природы.

Отметить птиц, увиденных на участке.

ОКТЯБРЬ  МЕСЯЦ

Познавательное занятие №1

Тема: "Дежурство в уголке природы".

Цель: Выработать начальное понимание того, что растения и животные (в т.ч. птицы), которые находятся в группе, - это живые существа, их жизнь целиком зависит от условий, которые создают для них люди - взрослые и дети. Организовать совместную деятельность таким образом, чтобы у детей возникло желание заботиться об обитателях уголка природы. Формировать соответствующие навыки.

Наблюдение на прогулке.

Цель: Наблюдать сезонные изменения в жизни птиц; сбор птиц в стаи, их отлет в теплые края.

Наблюдение в уголке природы.

Тема: "Чем попугай отличается от воробья?"

Цель: Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела. Учить приемам сравнения.

Познавательное занятие № 2.

Тема: "Перелетные птицы".

Цель: Проследить с детьми причинно-следственные связи между неживой и живой природой. Рассмотреть эту связь на примере перелетных птиц. Познакомить с представителями перелетных птиц: грачами, сквopцами, журавлям, утками; способами перелета этих птиц.

Познавательное занятие № 3.

Рисование карандашом.

Тема: "Снова птицы в стаи собираются".

Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые происходят осенью в живой природе; учить детей рисовать птиц, соответственно их строению; учить отражать в рисунке впечатление от наблюдений за птицами. Формировать технические навыки рисования карандашом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Чтение детям

  1. Е. Чарушин "Журавль"  
  1. Б. Заходер "Птичья школа"
  2. А. Фет "Ласточки пропали"
  3. М. Ивенсен "Падают, падают листья".

Работа в календаре природы. Птицы на участке.

НОЯБРЬ   МЕСЯЦ

Комплексное занятие № 1.

Тема: "Осень (итоговое занятие). Коллаж "Осень"

Цель: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени, ее приметах (перелетах птиц). Учить детей создавать коллективную аппликацию. Активизировать память, внимание, речь детей.

Познавательное занятие №2

Тема: "Кто как к зиме приготовился"

Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи-зимы".

Цель: Показать зависимость неживой и живой природы.

Наблюдения за птицами.

Цель: Знакомить детей с птицами, прилетающими на участок; обращать внимание детей на поведение птиц, за их попытками отыскать корм. Побуждать детей заботиться об этих птицах, вызвать у детей сочувствие, сопереживание о них.

Познавательное занятие № 3.

Тема: "Кормушки для птиц"

Цель: Учить детей простейшим способам изготовления кормушек из бросового материала, используя тетропаки из-под сока и молока, пластмассовые бутылки. Продолжать учить детей действовать ножницами; правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Вызвать у детей желание помочь зимующим птицам.

Наблюдение в уголках природы.

Тема: "Что и как ест попугай?"

Цель: Уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.

Познавательное занятие № 4.

Развитие речи.

Тема: Чтение и пересказ Л.Толстого "Хотела галка пить".

Цель: Познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи. Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

Работа в календаре природы. Отмечать птиц, прилетающих на участок.

Чтение детям.

  1. В. Сухомлинский        "Птичья кладовая"
  2. К.Ушинский "Ворон и сорока"
  3. К.Ушинский "Ворона и рак? "

Труд в природе. Подкормка птиц на участке.

ДЕКАБРЬ   МЕСЯЦ

Познавательное занятие № 1.

Тема: Птицы зимой.

Цель: Уточнить представления детей о непростой жизни зимующих птиц, нацелить детей на помощь им.

Наблюдение в уголке живой природы I.

Тема: "Как птицы кормятся в кормушке?"

Цель: Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся и ни кого не опасаются, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые, лишь наблюдают за событиями на кормушке).

Наблюдение на прогулке.

Тема: "Какие птицы прилетают на участок?"

Цель: Уточнить названия птиц, которые слетаются к кормушкам вблизи и на участке; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стайкой.

Наблюдение на прогулке.

Тема: "Какая ворона, какой воробей?"

Цель: Учить детей замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску, цвет оперенья на различных участках тела, напомнить названия птиц прилетающих на кормушку.

Подкормка птиц на участке.

Познавательное занятие №2

Лепка.

Тема: "Птичка"

Цель: Учить детей лепить птичку, придавать овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отличать разнообразие получившихся изображений.

Театральная деятельность. Игра - драматизация по украинской народной сказке "Заяц-хваста"

Чтение детям.

1. К. Ушинский "Ворон и сорока"

2. К. Ушинский "Ворона и рак"

  1. В. Левин "Первая прогулка"
  2. В. Лапин "Гнездо"
  3. А. Яшин "Покормите птиц"

Наблюдение в уголке живой природы 2.

Тема: "Какой любимый корм у попугая?"

Цель: Учить детей с любовью относиться к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше все го.

Наблюдение в уголке живой природы 3.

Тема: "Как попугай ест зелень?"

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса - это витаминный корм, который будет очень полезен птице.

ЯНВАРЬ  МЕСЯЦ

Наблюдение на прогулке I.

Тема: "Какие звуки издают птицы?"

Цель: Учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей) наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Наблюдение на прогулке 2.

Тема: "Сколько ног у птиц и как они ходят?"

Цель: Уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью, ног пернатые ходят по твердой поверхности (дорога, крыша), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Наблюдение на прогулке 3.

Тема: "Птичьи следы на снегу"»

Цель: Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер "крестиков", характер "цепочки"), читать по следам события ("цепочка" оборвалась, значит, птица взлетела; много "крестиков" и они в беспорядке - значит, несколько птиц кормилось в этом месте и т.д.), уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, потому, что он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Познавательное занятие № 2.

Рисование.

Тема: "Птичьи следы на снегу".

Цель: Учить детей отображать на рисунке увиденные следы птиц при помощи гуашевых красок. Продолжать учить детей получать голубой оттенок путем смешивания синего и белого цветов.

Наблюдение на прогулке 4.

Тема: "Сколько крыльев у птиц и как они летают?"

Цель: Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги, крылья) и особенностях крыльев (раскрываются, и тогда хорошо видим, складываются и прижимаются и тогда не заметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев, они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят, у человека нет крыльев, он летать не может).

Познавательное занятие № 3.

Коллективная лепка.

Тема: "Птицы на кормушке

Цель: Учить детей лепить из глины птичку, придавая овальную форму тела, оттягивая и прищипывая мелкие части (клюв, хвост, крылышки). Учить отмечать разнообразие получившихся форм.

Труд в природе. Подкормка птиц на участке.

Труд в уголке живой природы. Дежурство в живом уголке. Уход за птичкой в клетке.

Чтение детям,

  1. В. Приходько "Скачет, скачет воробей"
  2. С. Я. Маршак "Где обедал воробей"

3. Е. Ильина "Снегирь"

4. Е. Ильина "Синица"

|

ФЕВРАЛЬ  МЕСЯЦ

Познавательное занятие № 1.

Тема: Птичий двор»

Цель: Уточнить представления детей о домашней птице (как выглядит, какие звуки издает, какую приносит пользу, чем отличаются взрослые от птенцов).

Экскурсия.

Тема: "Кто живет в курятнике?"

Цель: Закрепить представление детей о домашней птице; об их внешнем виде (петуха и курицы). Обратить внимание детей на роль человека в уходе за домашней птицей; на то, как благодарят куры человека за заботу.

Познавательное занятие № 2.

Коллективная лепка.

Тема: "Птичий двор".

Цель: Учить детей лепить из соленого теста петуха и кусочку, передавая овальную форму тела, оттягивая и прищипывая мелкие части: клюв, хвост, крылья. Учить объединять свою работу с работой товарищей, чтобы передать простой сюжет, сценку.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Цель: Закрепить знание детьми домашних птиц. Научить отличать домашнюю птицу от дикой.

Наблюдение в уголке живой природы I.

Тема: "Какие у попугая ноги?"

Цель: Уточнить представление детей об особенностях строения ног попугая (две ноги, короткие, голые, не покрыты перьями, на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке (прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно - они легко цепляются за все, лапками попугай иногда чешет тело, иногда удерживает пищу).

Наблюдение в уголке живой природы 2.

Тема: "Как попугай купается?"

Цель: Показать детям купание птицы в воде, своеобразие этой процедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по воде, встряхивается, после купания, укладывает клювом на теле перья, чтобы они красиво и ровно лежали, купанье полезно для птицы - она становится красивой и здоровой). Воспитывать интерес к наблюдениям.

Наблюдение в уголке живой природы 3.

Тема: "Какие у попугая перышки?"

Цель: Уточнить представления детей о том, что тело попугая покрыто перьями разной длины (длинные перья на хвосте и крыльях, короткие - на голове и груди). Перья разные по окраске и рисунку; оперение у попугая очень красивое, птицей можно любоваться, перышки легкие.

Труд в природе. Подкормка зимующих птиц на участке.

Работа в календаре природы. Отметить птиц, увиденных на участке.

Познавательные чтения.

1. Е. Бойко "Петух"

2. К. Ушинский "Два петушка'

3. М. Майн "Цыплята"

4. Тайц "Кыш"

МАРТ  МЕСЯЦ

Наблюдение в уголке живой природы I.

Тема: "Что видят попугаи?"

Цель: Уточнить представления детей о том, что с помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее пределами; новых, незнакомых, крупных предметов он может пугаться; к попугаю надо относиться бережно: не бегать рядом с клеткой, не размахивать руками, не ставить возле клетки крупные игрушки.

Наблюдение в уголке живой природы 2.

Тема: "Слышит ли попугай?"

Цель: Дать детям представление о том, что попугай хорошо слышит, потому что у него есть уши, но их не видно - они на голове под перьями, попугай не только слышит слова, но и может повторять некоторые из них; громких, неожиданных звуков птица может испугаться; к попугаю нужно относиться бережно, не кричать возле клетки.

Познавательное занятие №1

Аппликация.

Тема: "Попугай"

Цель: Закрепить у детей знание строения тела попугая, познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство полностью закрывается кусочками бумаги неправильной формы. Вызвать интерес к красочной, птице.

Труд в природе. Подкормка птиц на участке.

Чтение детям.

1. В. Гринев "Волнистые попугайчики"

АПРЕЛЬ   МЕСЯЦ

Познавательное занятие №1

Тема: "К нам весна шагает быстрым шагом".

Цель: Дать детям представление о сезонном явлении - возвращении перелетных птиц; об изменении поведения птиц с приходом весны; о строительстве гнезд. Воспитывать интерес детей к наблюдениям за птицами, желание помочь устроить свой дом с возвращением на родину.

Наблюдение на прогулке I.

Тема: "Милый скворушка-скворец".

Цель: Обращать внимание детей на появление новых перелетных птиц (грачей, скворцов и др.). Наблюдать, как прилетит в скворечник скворец, как он войдет в свой домик-скворечник, как сидит он около него на дереве; предложить детям послушать песни скворцов, синиц, проследить за их полетом.

Наблюдение на прогулке 2.

Тема: "Воробей"»

Цель: Наблюдение за поведением воробьев с приходом весны; наблюдение за повадками воробьев - купанием в лужах, драками, чириканьем.

Труд в природе.

Совместно с плотником провести операцию "Тук-тук молотком, строим - строим птичкам дом". В присутствии детей повесить скворечник на участке.

Познавательное занятие №2

Рисование

Тема: "Скворцы прилетели".

Цель: Учить детей рисовать карандашом птичку, передавая форму тела (овальная), частей оперенья; упражнять в рисовании карандашом, в рисунке передать сюжет прилета птиц. Развивать образное восприятие, воображение.

Дидактическая игра "Третий лишний".

Цель: Закрепить знание зимующих и перелетных птиц.

Труд в уголке живой природы. Уход за попугаем, его подкормка.

Чтение детям.

  1. М. Карим "Прилетай же"
  2. К. Ушинский "Ласточка"
  3. З. Берестов "О чем поют воробышки?"
  4. И. Токмакова "К нам весна шагает быстрым шагом"

МАЙ   МЕСЯЦ

Познавательное занятие №1.

Тема: "Водоплавающие птицы".

Цель: Уточнить представление детей о водоплавающих птицах: гусях, утках (внешний вид, какие звуки издают, как плавают, почему не намокают, какую приносят пользу людям).

Познавательное занятие №2

Коллективная лепка "Гуси и утки".

Цель: Познакомить детей с особенностями строения утки, гуся; обратить внимание на красоту слитной, обтекаемой формы. Учить передавать относительную величину уточки, гуся; приему примазывания, приглаживания, приплющивания. Учить создавать семью гусей и уток; работать коллективно.

Наблюдение на прогулке.

Тема: "Экскурсия к пруду"

Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, гусями, рыбами, лягушками и водными насекомыми; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы; знакомить с правилами поведения возле водоема (не шуметь, чтоб не вспугнуть рыб и птиц, не сорить возле водоема, не подходить к воде близко).

Дидактическая игра 1. "Плавает, летает"

Цель: Закрепить представление детей о водоплавающей птице.

Дидактическая игра 2. "Чьи это ноги?"

Цель: Закрепить представления детей о строении ног водоплавающих птиц.

Труд в уголке живой природы. Уход за попугаем, его кормление.

Цель: Воспитывать интерес к попугаю, желание заботиться о нем.

Чтение детям.

  1. Е. Чарушин "Утка"
  2. Е. Чарушин "Гусь"
  3. А. Шиляев "Гуси"
  4. Е. Кугель "Гусята и волк"
  5. Народная песенка-игра "Весёлые гуси"

Список литературы

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - Москва: Просвещение, 1980. – 224 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – Москва: Просвещение, 1989. – 173 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – Москва: Просвещение, 1978. – 168 с.
  4. Гакровская М.М. Уголок природы в детском саду. – Москва: Просвещение, 1989. – 156 с.
  5. Лучин М.В. Детям о природе. – Москва: Просвещение, 1989. – 183 с.
  6. Нидон К. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – Москва: Просвещение, 1991. – 118 с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: ОЛМА-пресс, 2000. – 237 с.
  8. Сахипова З.Г. Читаем детям. – Москва: Просвещение, 1991. – 321 с.
  9. Соколов Л.В. Почему перелетные птицы возвращаются домой. – Москва: Просвещение, 1991. – 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»

   Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».      Работа в каждой из этих техник  очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точност...

Методические рекомендации для воспитателей по теме «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ»

В публикации представлены методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с воспитанниками в ДОУ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкол...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников по теме: «Организация родительского клуба»

Актуальность использования родительских клубов заключается в том, что родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собр...

Методические рекомендации для воспитателей « Организация и методика проведения прогулок в детском саду»

Прогулка — очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ, и  один из лучших видов досуга, во время которого активизируютсязащитные функции организма, происходит закаливание. Вм...