"Птицы наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Злата Васильевна Обухович

Сценарий познавательного игрового конкурса в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy-nashi_druzya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы – наши друзья.

Цели: познакомить детей с многообразием пернатых; научить выделять

            признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия

            о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь

            и   бережное отношение к родной природе.

Оборудование: слайды с изображением птиц, карточки с заданиями,

                             кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть. Слайд 1.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодняшний праздник посвящен природе. Природа – это богатство человечества. Её необходимо беречь, как жизнь человека.

                        (Звучит фонограмма птичьих голосов)

   Мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Эта мечта осуществилась. Стальные птицы – самолёты – покорили небесные просторы. Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, дорогих людей зовут журавушками, лебёдушками, детей ласково называют чижиками, воробушками, а задиристых – петухами.

   Давайте и мы отдадим дань уважения птицам.

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами! Слайд 2.

                           Что ни шаг, то для вас новое чудо!

                            Когда ты идёшь по тропинке лесной,

                            Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

                            Одно «почему» меж деревьями мчится,

                            Летит по полям за неведомой птицей.

                            Другое – пчелой забралось на цветок,

                            А третье – лягушкою скок в ручеёк.

                            Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

                            Ответы искать под зелёным шатром.

   Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.

                        (Звучит запись «Голоса птиц»)

   Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

    - Синь-синь! – посвистывает синица.          – Сквор- сквор! – поют скворцы.

    - Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.                 – Ку-ку! Ку-ку! – зовёт кукушка.

    - Гра-гра! – представляется грач.

   Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

   (Звучит мелодия песни А.Пахмутовой на слова Р.Рождественского

                        «Раненая птица»)

2. Сценка «Помни, мы в ответе за нашу природу!» Слайд 3.

(Музыка стихает и на сцену выбегают два мальчика. В руках рогатки, они целятся в невидимых птиц)

1-й мальчик: Ура! Попал!

2-й мальчик: А я сейчас третью собью!

  (Стреляют. Из-за кулис с обеих сторон выбегает группа ребят)

Группа: (вместе)  Стойте!

1-й ребёнок: Вы зачем птиц калечите? Что они вам сделали?

1-й мальчик: А тебе какое дело? Хочу и стреляю!

1-й ребёнок: А мы тебе не позволим!

2-й мальчик: Кто это – мы?

1-й ребёнок: Мы – «друзья живой природы!» А ну, ребята!

             (отбирают у мальчиков рогатки)

1-я девочка: Как вам не стыдно! Какие храбрецы с птицами воевать!

2-я девочка: (наступая на одного из мальчиков)

                       Сегодня птицу побили, завтра кошек, собак будите мучить,

                       деревья ломать, цветы вытаптывать! Что же из вас получится,

                       когда вы взрослыми станете?

1-й мальчик: (растерянно) Ты чего, чего? Что я тебе сделал? Ты что

                           кричишь, как сумасшедшая?

2-я девочка: Не могу я спокойно видеть, как птиц и животных обижают!

             (снова звучит та же музыка, входит 2-й ребёнок, неся в руках воображаемую раненую птицу. Все обступают его)

2-й ребёнок: (поёт или говорит под музыку)

                        Раненая птица в руки не давалась,

                        Раненая птица птицей оставалась.

                        Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

                        На траве кровавой вздрагивает птица.

Все: Птицы, рыбы и звери

         В души людям смотрят.

         Вы их жалейте, люди!

         Не убивайте зря!

         Ведь небо без птиц – не небо!

         А море без рыб – не море!

         А земля без зверей – не земля!

( Ребёнок выпускает птицу в небо. Все оборачиваются к двум мальчикам и с

  укоризной смотрят на них.)

1-й мальчик: Мы больше не будем! Просто не подумали!

2-й мальчик: А почему вы себя зовёте «друзья живой природы»?

2-й ребёнок: Потому что мы поклялись быть защитниками всех животных,

                        птиц и растений.

(Торжественно поднимает руку, все остальные «друзья живой природы» постепенно присоединяются к нему.)  - Клянёмся! Клянёмся!

1-й ребёнок: Не мучить собак и кошек!

2-я девочка: Не жалеть для птиц хлебных крошек!

3-й ребёнок: Не ломать на деревьях ветки!

3-я девочка: Не держать лесных птичек в клетке!

1-й ребёнок: Быть для всех животных друзьями!

Все вместе: И пусть все звери дружат с нами!

1-й мальчик: (перешёптываясь с другом) А можно и нам стать «друзьями

                          живой природы»?

1-й ребёнок: Конечно! Мы обращаемся ко всем ребятам. Будьте друзьями

                         живой природы! Слайд 5.

Учитель: Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них

                   из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от

                   вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего          

                   урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда

                   не было бы хорошего урожая.

1-й ученик:  Поют щегол и соловей,

                       Малиновка и дрозд:

                       «Ты гнёзда разорять не смей!

                        Не трогай птичьих гнёзд!»

2-й ученик: Нор звериных, птичьего гнезда

                      Разорять не будем никогда.

                      Пусть птенцам и маленьким зверятам

                      Хорошо живётся с нами рядом.

Ученик читает стихотворение. В руках скворечник.

                                     Пусть прилетят, чтоб торопливо

                                     С утра до ночи хлопотать,

                                     Я двум скворцам приют счастливый

                                     Хочу до осени создать.

                                     Быть может, им на чужбине снился

                                     Мой домик среди ветвей густых.

                                     Пусть доброе гостеприимство

                                     В краю знакомом встретит их.

Учитель: Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!

            (В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц. Звучит запись «Голоса птиц»)

  1. Представление птиц.

Грач. Меня вы не забыли?

           Переносье с белым кругом,

           Важно я хожу за плугом,

           Огороду, полю – врач,

           Глянцевитый чёрный грач.

    Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идёт. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнёзда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное

              жильё.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла.

                                           Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята,

                                           и  обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и

                                           комаров. Я хоть и очень маленькая, но

                                           аппетит у меня большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила

           за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца

               и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья

               покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если

               бы не вы, ребята, то умерли бы от голода. Спасибо вам за птичьи

                «столовые».

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,

                  5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много

                  муравьиных яиц.

Учитель: Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почётные

                  места в жюри и оценить знания наших ребят.

        ( «Птицы» рассаживаются по местам).

  1. Игра «Наши пернатые друзья».

             Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.

1-й конкурс: «Приветствие».

   1-я команда «Дятел» Слайд 5.

Девиз: В лесу под щебет, звон и свист

            Стучит лесной телеграфист:

            «Здорово, дрозд-приятель!»-

            И ставит подпись: дятел.

2-я команда «Сорока» Слайд 6.

Девиз: Непоседа пёстрая,

            Птица длиннохвостая

            Птица говорливая,

            Самая болтливая.

3-я команда «Горихвост» Слайд 7.

Девиз: Чёрно-белая манишка,

             Подвижный, с рыжинкой хвост…

             На селе любой парнишка

             Сразу скажет: «Горихвост!»

  Жюри оценивает конкурс.

2-й конкурс: «Разминка».

   Учитель задаёт вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

                                           Вопросы:

                          (отгадки на слайдах 8-9)

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)

- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

- У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов)

- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)

- Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

               Жюри оценивает конкурс.

3-й конкурс: «Почтовый ящик».

    Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Описание первое:

   «У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?»

     О т в е т: синица (Слайд 10)

Описание второе:

   «Меня называют «Смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

     О т в е т: поползень (Слайд 11)

Описание третье:

   «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустах репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

   Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

      О т в е т: щегол (Слайд 12)

                            Жюри оценивает конкурс.

4-й конкурс: «Птичьи разговоры».

       Команды получают карточки:

   Гуси                   крякают

   Соловьи             кричат

   Журавли            гогочут

   Утки                   свистят

   Вороны              ухают

   Ласточки           воркуют

   Голуби               каркают

   Синицы              щебечут

   Совы                   пищат

 Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

   Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

О т в е т ы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

                      Жюри оценивает конкурс.

5-й конкурс: «Чьи клювы и лапы».

    Команды получают карточки с изображением разных клювов и лап птиц.

   Команды должны написать названия птиц, т.е. узнать птицу по клюву или лапам. На выполнение задания даётся 5 минут.

                     Жюри оценивает конкурс.

6-й конкурс: «Птичьи профессии».

    А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

            Капитаны команд получают карточки.

                 Птица-рыболов                         соловей

                 Птица-плотник                          ласточка

                 Лесная кошка                             поползень

                 Птица-строитель                        баклан

                 Птица-акробат                            иволга

                 Пернатый солист                       кукушка

                 Ночной хищник                         дятел

                 Легкомысленная мамаша          сова

 Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

О т в е т: (Слайды 13-20) Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.

      Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

     Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

     Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.

     Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

     Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

     Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

     Легкомысленная мамаша (кукушка).

                       Жюри оценивает конкурс.

7-й конкурс: «Семь птиц».

    В тексте затаилось семь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.

                  Команды получают карточки с текстом:

                                           Семь птиц.

   Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

                               Жюри оценивает конкурс.

  1. Игра «Прилетели птицы».

А сейчас отдохнём и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

                                  Прилетели птицы:

                                  Голуби, синицы,

                                  Мухи и стрижи… (Дети хлопают)

                      -Что неправильно, почему?

                      - Мухи – это насекомые

                        Продолжим.

                                   Прилетели птицы:

                                   Голуби, синицы,

                                   Аисты, вороны,

                                   Галки, макароны. (Дети хлопают)

                          Начинаем снова.

                                   Прилетели птицы:

                                   Голуби, куницы. (Дети хлопают)

                          Продолжим.

                                   Прилетели птицы:

                                   Голуби, синицы,

                                   Чибисы, чижи,

                                   Галки и стрижи,

                                   Комары, кукушки. (Дети хлопают)

                               Прилетели птицы:

                               Голуби, синицы,

                               Галки и стрижи,

                               Чибисы, чижи,

                                Аисты, кукушки,

                                Даже совы-сплюшки,

                                Лебеди, скворцы…

                                - Все вы молодцы!

  1. Кроссворд «Берегите птиц». Слайды 21-34.

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

                        В о п р о с ы :

1.Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

2.Весь день рыбак в воде стоял,

   Мешок рыбёшкой набивал.

   Закончив лов, забрал улов,

   Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)

3.Окраска – сероватая,

   Повадка – вороватая.

   Крикунья хрипловатая,

   Важная персона –

   Это я … (Ворона)

4.Прилетел к нам, наконец,

   Лучший наш певец.

   Дни и ночи напролёт

   Он поёт, поёт, поёт. (Соловей)

5.Сероспинный, красногрудый,

   В зимних рощах обитает,

   Не боится он простуды,

   С первым снегом прилетает. (Снегирь)

6.Спинка зеленоватая,

   Животиком желтоватая,

   Чёрненькая шапочка

   И полоска галстучка. (Синица)

7.Серенькая птичка,

   Птичка-невеличка,

   Шеей вертишь ты всегда,

   Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

8.Кто там прыгает, шуршит,

   Клювом шишки потрошит?

   Голоском речистый,

   «Кле! Кле! Кле!» - поёт со свистом. (Клёст)

9.И стекаю струйкой капли

   С клюва стройной … (Цапли)

10.Кто в беретке ярко-красной,

    В чёрной курточке атласной,

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит? (Дятел)

11.Проживает в странах жарких,

    А в нежарких – в зоопарках.

    И спесив он, и хвастлив,

    Потому что хвост красив.

    Им любуется он сам

    И показывает нам. (Павлин)

12.Он прилетает каждый год

    Туда, где домик его ждёт.

    Чужие песни петь умеет,

    А всё же голос свой имеет. (Скворец)

   

Ключевые слова: «Берегите птиц».

  1. Заключительная часть.

Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.

     Ученик:    Не трогай ласточку! Она

                        Издалека летит сюда,

                        У нас растит своих птенцов.

                        Не разоряй её гнезда.

                        Будь другом птиц!

                        Пусть под окном

                        Поёт весною соловей,

                        И над просторами Земли

                        Летают стаи голубей!

Все вместе песню:         Люди-человеки, страны и народы,

                                         Мы теперь навечно должники природы,

                                         Надо с этим долгом как-то расплатиться –

                                         Пусть расправит крылья раненая птица!

       Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят,

       Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!

       Ведь небо без птиц – не небо!

       А море без рыб – не море!

       А земля без зверей – не земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...