Проект экспериментально -исследовательский (краткосрочный) Неизведанное рядом…
опыты и эксперименты по окружающему миру

Скрябина Марина Игорьевна

Актуальность проекта.

 

   В одном из принципов ФГОС говорится о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
          Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Цель: Продолжать развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи проекта:
- формировать представления детей о различных материалах, их свойствах;

- формировать любознательность, познавательный интерес;

- формировать у детей элементарные исследовательские навыки;

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание помогать товарищам

Развивающие задачи:

- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.

Тип проекта: экспериментально -исследовательский

Длительность проекта: краткосрочный, в рамках недели летних развлечений и опытов (с 29.06 по 03.07.2020г.)

Участники: воспитанники группы, воспитатели.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

  Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

  Развитие наблюдательности, любознательности.

  Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

  Воспитывать бережное отношение к природе.

I этап проекта:

Подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, камнями.

4.Пополнение оборудования «центра экспериментирования».

                                   II этап проекта: основной

 1. Вода
1. «Свойства воды».

Цель опыта: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где живёт вода?».

Оборудование: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой, сахар рафинад, соль, мука, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки белого цвета.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

2. Воздух


 "Что в пакете?"
Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты.


"Пузырьки - спасатели"
Цель опыта: кусочки пластилина. Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, трубочки для коктейля.

 

«Ветер по морю гулял»  цветная бумага (по количеству детей).

Цель опыта: Обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника. Воспитатель опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».

3. «Песок. Свойства песка».

Цель:

Развивать познавательные процессы у детей через экспериментирование с песком.

Задачи:

•способствовать развитию познавательной  активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
•знакомство со свойствами песка (сухой -  сыпется, влажный – лепится);
•воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом, закреплять правила игры в песочнице.

Рисование: «Мы рисуем песком». Показать детям способы рисования песком на плоскости:

1. Рисование пальчиками и предметами;

2. Рисование способом пересыпания песка.

Совместная деятельность «Мы строители» Предложить детям построить из песка замок, используя формочки, игрушки для песка, и различный природный материал)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

- Почему?

- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?

- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

 Опыт №7. Цвет.

-Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

Опыт №10

Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ

Опыт №11

Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.

Опыт №12

Камень можно порвать как бумагу?

Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.

 Опыт №13

Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик

III этап: заключительный


Рефлексия. По завершению опыта предложить детям раскрасить свои камни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно — исследовательский проект «Удивительное рядом»

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если ряд...

Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...

Исследовательский проект "Неизведанное рядом"

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получен...

Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"

Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образов...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»...