Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений». В материале отражены шаги и управленческие решения по разработке и реализации программы по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf-2021.docx36.65 КБ
Файл pogramma_udivitelnoe_ryadom_kansk.pptx490.32 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом»

(в рамках краевого проекта «Кадровое обеспечение технологического лидерства»)

Справникова О.В., заведующий

Зубенко О.В., старший воспитатель

Шебалина О.В., старший воспитатель

МБДОУ №52 города Канска

Е-mail:  delphin52kansk@mail.ru,

Тел. (39161) 6-36-52 

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем стоящих перед педагогами.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. От него требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования деятельность по развитию исследовательской, познавательной активности дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, наблюдает, экспериментирует, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей, принимает собственные решения.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательных способностей, поэтому очень важно своевременно стимулировать познавательные процессы, развивать их во всех видах детской деятельности. Высокий познавательный интерес ребенка выступает как залог его успешного развития и эффективности образовательной деятельности.

На протяжении нескольких лет наш коллектив работал в данном направлении. Но в связи с внедрением ФГОС ДО, интенсивными изменениями в окружающей жизни, активным проникновением научно-технического процесса во все его сферы, нашему педагогическому коллективу было необходимо внести изменения в содержание образовательной деятельности, а также выбрать более эффективные средства обучения и воспитания.

При методической поддержке Красноярского института повышения квалификации в 2018г. в Красноярском крае был запущен проект «Кадровое обеспечение технологического лидерства». Целью проекта было формирование системы технологического образования. Мы представили свою идею по изменению условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников коллегам и вошли в Краевой проект.

В связи с участием в проекте перед коллективом детского сада встала задача не только внести изменения в образовательную программу детского сада, но и преобразовать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.  

С целью повышения профессиональной компетентности

  • педагоги прошли курсы повышения квалификации «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»;
  • участвовали в семинарах Красноярского института повышения квалификации по темам «Технологии реализации ФГОС ДО: педагогическое наблюдение, проектная деятельность в детском саду», «Разработка образовательных модулей познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», а так же в семинаре «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников» в рамках сетевого проекта «Культурные образовательные практики в дошкольном образовании г. Канска»;
  • для педагогов старшими воспитателями были проведены консультации «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ», «Организация детского экспериментирования на основе методических рекомендаций О.В.Дыбиной», «Технология «Клубный час»;
  • состоялись открытые показы экспериментально-исследовательской деятельности во всех возрастных группах;
  • педагоги обобщали и представляли свой педагогический опыт на мероприятиях разного уровня. Опыт получил положительную оценку коллег.

Участие в краевом проекте «Кадровое обеспечение технологического лидерства» позволило нам разработать собственную программу по познавательно-исследовательской деятельности и расширить образовательные возможности дошкольников.

Программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа разработана на основе Программы по организации познавательно исследовательской деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» Ольги Витальевны Дыбиной, с учетом технологии «Проектная деятельность старших дошкольников» авт.-сост. Валентина Николаевна Журавлева, программы «Юный эколог» Светланы Николаевны Николаевой.

Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

 Задачи:

  • расширять представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);
  • развивать у дошкольников умения планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;
  • развивать любознательность, инициативность и самостоятельность детей.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников осуществляется через различные виды и формы: непосредственно образовательную, экспериментально – опытническую деятельность, игровую, проектную деятельность, экскурсии, систему наблюдений в природе (фото по видам деятельности на слайде).

Для реализации программы в холле детского сада создана «Лаборатория».  Оборудование и материалы в «Лаборатории» отличаются от оснащения уголков экспериментирования в группах, опыты и эксперименты направлены на знакомство с такими явлениями, как притяжение, электричество, свет и звук. По каждому направлению оформлена картотека опытов и экспериментов (описание – для воспитателя, алгоритмы – для детей).  «Лабораторию» дошкольники посещают 1 раз в 2 недели в соответствии с примерным тематическим планированием.

На слайде представлены планируемые результаты освоения содержания программы по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительное рядом».

Продолжая работу в рамках программы «Кадровое обеспечение технологического лидерства», нами была организована презентация программы «Удивительное рядом» для педагогов г. Канска и Канского района. На этой встрече были определены учреждения, которые уже работают или интересуются данным направлением деятельности, и пригласили их к взаимному сотрудничеству. В результате в сетевое взаимодействие включились 12 ДОО г.Канска, ДОО с.Карапсель и г.Минусинска.

Целью сетевого взаимодействия стала организация методической работы в ДОО по формированию и совершенствованию профессиональных компетентностей педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование. Были определены задачи и составлен план совместных мероприятий (представлены на слайде).

В рамках круглого стола «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» коллеги ДОО г. Канска, которые работают в данном направлении, представили свои программы по познавательно-исследовательской деятельности. В результате 5 ДОУ реализует нашу программу «Удивительное рядом», остальные разработали собственные программы познавательно-исследовательской деятельности.

Результатами реализации проекта стало:

  • создание сети учреждений, реализующих программы по познавательно-исследовательской деятельности;
  • обновление содержания образовательных программ ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • обогащение РППС ДОУ, в том числе, создание дополнительных образовательных пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • разработка методических материалов к программам по ПИД;
  • обобщение и представление опыта реализации программ по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей №52 «Веселый дельфин» Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» Справникова О.В., заведующий Зубенко О.В., старший воспитатель Шебалина О.В., старший воспитатель

Слайд 2

В ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка, что подчеркивает важность и значение этого вида деятельности в дошкольном возрасте (п.2.7) Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 3

«Метеостанция» «Экологическая тропа» «Уголки экспериментирования» в группах «Детское экспериментирование»

Слайд 4

Проект Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства» («Кадры для передовых технологий») Период реализации : май 2017 года – декабрь 2020 года Цель проекта : Формирование системы технологического образования, обеспечивающей кадровую потребность высокотехнологичных отраслей экономики Красноярского края с учетом приоритетов технологического развития края и направлений Национальной технологической инициативы

Слайд 5

Семинар «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников Консультация «Организация детского экспериментирования на основе методических рекомендаций О.В. Дыбиной »

Слайд 6

Презентация опыта Презентационная площадка «Образовательные программы по развитию у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности» в Красноярском институте повышения квалификации с представлением образовательной программы МБДОУ № 52 по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Удивительное рядом» старший воспитатель О.В.Шебалина Х III педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и восточного образовательного округа Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений» с темой «Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» воспитатель А.В. Левшанкова и с темой «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников» воспитатель О.Ф.Минченко Семинар «Авторские технологии в познавательном развитии дошкольников» в рамках сетевого проекта «Культурные образовательные практики в дошкольном образовании» с темой «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников по методике О.В. Дыбиной » старший воспитатель О.В. Зубенко , с темой «Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе по рекомендациям С.Н. Николаевой» воспитатель Н. А. Бажина , с темой «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности по программе «Развитие» воспитатель Тарасова Н.В. ГМО воспитателей групп комбинированной направленности «Образовательные практики как одна из форм развития детской инициативы и самостоятельности» с темой «Развитие познавательного интереса дошкольников через организацию экспериментальной деятельности в ДОУ» Презентационная площадка в рамках реализации проекта Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства». Представление образовательной программы МБДОУ № 52 по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Удивительное рядом» педагогам г.Канска

Слайд 7

Цель программы «Удивительное рядом»: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Задачи: - расширять представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами); - развивать у дошкольников умения планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; - развивать любознательность, инициативность и самостоятельность детей.

Слайд 8

«Лаборатория» в холле детского сада

Слайд 10

Примерное тематическое планирование АПРЕЛЬ 8 9 группа № 4 (15.50) 10 11 группа № 10 (15.05) 12 группа № 8 (15.20) 15 группа № 6 (15.50) 16 17 группа № 12 (15.15) 18 19 группа № 11 (15.50) 22 23 группа № 4 (15.50) 24 25 группа № 10 (15.05) 26 группа № 8 (15.20) 29 группа № 6 (15.50) 30 - - - МАЙ 6 7 группа № 4 (15.50) 8 - - 13 группа № 6 (15.50) 14 15 группа № 12 (15.15) 16 17 группа № 11 (15.50) График посещения « Лаборатории » для экспериментально-исследовательской деятельности

Слайд 11

Основные планируемые результаты освоения содержания программы: сформированы представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); активно проявляет интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира; умеет самостоятельно наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами; умеет самостоятельно планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применяет результаты познания в разных видах детской деятельности; проявляет любознательность, инициативность и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов и экспериментов по познавательно-исследовательской деятельности

В материале представлено описание опытов по блокам: звук,вода,космос,камни....

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Презентация проекта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе № 10

Детское экспериментирование - эффективный метод познания явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активно...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....