Доклад-презентация «Мой успешный проект» по познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Варнакова Елена Витальевна

«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». 

Ральф У. Эмерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-prezentatsiya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»

Доклад-презентация «Мой успешный проект»

по познавательно-исследовательской деятельности

детей младшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Варнакова Е.В.

пгт. Пойковский 2020

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год

Предмет исследования: неживая природа (песок, воздух, вода (мыльная пена, лёд))

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО, с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.  

«Самое лучшее открытие то,

которое ребёнок делает сам». 

Ральф У. Эмерсон 

Одним из основных направлений работы педагога согласно ФГОС является развитие познавательных способностей детей. Организация исследовательской деятельности с детьми возможна, уже начиная с младшего дошкольного возраста. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями детей 3 - 4 лет.

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания.

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идёт системная познавательная активность через все виды деятельности. Это развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Передо мной стала задача как вовлечь дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, как сделать так, чтобы ребёнок стал активным исследователем окружающего мира, с успехом мог применить свой опыт в различных видах деятельности. Так возникла разработка педагогического проекта «Я - маленький исследователь». Цель которого развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи:

  • развивать интерес к окружающему миру;
  • сформировать обобщённые представления об объектах неживой природы посредством элементарных опытов;
  • формировать первичные представления о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т.д.);
  • развивать речевые навыки (построение устной речи - ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарный запас;
  • стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
  • обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

Практическая значимость проекта:

Для детей: 

- дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;

- у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.

Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т.е. ребенок по природе своей исследователь.

Воспитателям - поможет в организации познавательно-исследовательской работы в группах младшего дошкольного возраста.

Приемы и методы работы, направленные на реализацию задач проекта:

- экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

- наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации);

- дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации;

- демонстрация опытов в группе;

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы);

- слушание музыкальных произведений;

- включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Ожидаемые результаты:

- дети должны знать и называть объекты неживой природы (вода, песок, воздух);

- иметь представления об их свойствах;

- использовать предметы неживой природы в своих играх, в творчестве;

- обогатить предметно-развивающую среду в группе;

- повысить компетентность родителей в вопросе экспериментирования, активизировать участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

- постановка цели и задач проекта;

- определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической литературы по теме для реализации проекта;

- разработка перспективного планирования к проекту «Я - маленький исследователь»;

- разработка плана по взаимодействию с родителями;

- подбор художественной литературы для детей;

- подбор дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр;

- организация предметно-развивающей среды: пополнение центра исследовательской деятельности.

II. Основной этап:

В рамках проекта «Я – маленький исследователь» мною реализован проект «Мыльная пена», а в планах реализация таких проектов как «Волшебный песок» и «Тайны льда».

Работа с детьми: 

Проект реализован по перспективному планированию.

Работа с родителями:

Разработаны консультации: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Развитие культурно-гигиенических навыков». В дальнейшем планируется разработать рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю», оформить картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами:

Презентация проекта «Мыльная пена» представлена на педагогическом часе. 

III. Заключительный этап: 

- обобщение результатов работы;

- итоговые мероприятия: ОД, развлечения, викторины, конкурсы.

В проекте «Мыльная пена» итоговым мероприятием выступило развлечение «Мыльные пузыри», в котором дети закрепили знания о мыле и мыльной пене.

Результаты проекта:

По результатам проекта «Мыльная пена»

  • у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, знания о свойствах пены;
  •  в рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений;
  •  расширился пассивный словарный запас, активизировалась речь;
  •  родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Заключение

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ходе мероприятий, которые были проведены в ходе проекта «Мыльная пена»: чтение стихотворений и сказок, опыты и эксперименты, занятия, пальчиковые и подвижные игры, выставка видов мыла - получили положительный результат. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, у них сформировались знания о мыльной пене, расширились представления о мыле и его свойствах.

Правильно простроенная работа дала свои положительные результаты. Детям было интересно, они с удовольствием включались в деятельность. Воспитанникам было очень интересно работать во время проекта. Таким образом, мы добились поставленной цели и получили положительные результаты совместной работы.

Дальнейшее развитие проекта 

Реализация познавательной деятельности позволит нам совершенствовать исследовательскую активность младших дошкольников, познакомит с другими объектами неживой природы. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

НОД  направлена на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста....

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Презентация по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"

В презентации представлен план работы по самообразованию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему «Мишутка в гости к нам пришёл!»

Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в ходе игровой и познавательной деятельности.Познавательное развитие: формировать пре...

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...