Макет "Русская кухня"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

С внедрением в систему дошкольного образования ФГОС, начали все чаще появляться инновационные методы и средства решения задач, прописанных в стандарте. Направленные на обеспечение равных возможностей детей независимо от их статуса, на обеспечение безопасности и здоровья, и самое главное, на формирование общей культуры личности детей, задачи Федерального Стандарта должны обеспечивать вариативность и разнообразие как самого содержания программ, так и форм реализации. 

 

Одной из этих форм являются дидактические игры и игрушки. В современных условиях дошкольного образования очень важно, чтобы игры и игрушки не только обучали и воспитывали ребенка, но и были интересными, динамичными и многофункциональными. Большой интерес у детей вызывают игрушки, изображающие собой как природные явления («Лес», «Времена года») и бытовые потребности человека («Квартира», «Город»), так и их совмещение («Огород», «Ферма»). Одной из форм таких игрушек являются макеты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maket_russkaya_kuhnya.doc815 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 59 «Ручеек»

Паспорт дидактического макета

«Русская кухня»

Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.

Составил: воспитатель

Алекбаева А.В.

г.Орск, 2019


Макет «Русская кухня».

Возраст детей: старшая группа.

Цель: познавательное и речевое развитие детей через организацию беседы по темам «Русская кухня» и «Масленица».

Задачи:

  • Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
  • Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Знакомить с разными способами образования слов (самовар, Масленица и т.п.).
  • Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Ход беседы «Русская кухня»:

В.: Ребята, мы увидим «живую картинку» на тему «Русская кухня». Наш народ всегда славился гостеприимством. Гостей встречали хлебом – солью. Как обычно в русских сказках говорилось?

Ответы детей.

В.: Правильно, «Сначала напои, накорми, а потом уж про дело пытай» .

В.: Ребята, а какие блюда русской кухни вы знаете? Отгадаете загадки?

Был я жидкий, как сметана.
Но на сковороду попал.
Я подпёкся, стал румяным
Кругленьким и вкусным стал…
(Блин)

Зёрен малу крошку,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест — похвалит

(Каша)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!

(Молоко)

Засвистел «начальник»,
На плите наш чайник:
«А ну—ка, выключай,
И готовь всем …».

(Чай)

Пчела-трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий...
(Мёд)

В.: Исстари каши считались очень полезными и питательными, поэтому до сих пор в каждой семье обязательно в меню есть каши. А на чем ваши мамы и наши повара в садике варят каши?

Ответы детей.

В.: Конечно, каши варят на воде и на молоке (демонстрация кувшина с молоком на макете). А еще из молока и муки делали жидкое тесто и пекли блины. Вот какие блины у нас получились поджаристые (демонстрация на макете). Блины могут быть с начинкой или без. А вам с чем нравятся кушать блины?

Ответы детей.

В.: На Руси ели блины и со сметаною, и с медом (показ на макете). А кроме блинов, что еще пекли и пекут из муки?

Ответы детей.

Показ корзинки с хлебобулочными изделями.

В.: А самым главным на столе был...

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.

В.: Правильно, самовар! Посмотрите, какой у нас пузатый золотистый самовар (показ на макете). Ребята, а вспомните сказку, в которой самовар тоже был главным на столе!

Ответы детей.

Ребенок читает отрывок из сказки К.Чуковского «Федорино горе»:

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит.

В.: Ребята, а что вы узнали из нашей сегодняшней беседы? А чтобы вы хотели узнать еще?

Ответы детей.

Ход рассказа «Масленица»:

В.: Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Слово «Масленица» произошло от слова «масло». Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В.: Все потому, что блины, которые пеклись на этот праздник смазывались маслом.  Ребята, а как вы думаете, почему пеклись именно блины?

Ответы детей.

В.: Блины очень похожи на маленькие солнышки: круглые, блестящие, горячие. И блинами звали солнце, пробуждали весну.

В.: Праздник длился целую неделю. С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – все ходили друг к другу в гости, отдыхали, работать было запрещено. На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название и были свои развлечения и обряды.

Понедельник - встреча Масленицы. Делали куклу, украшали ее, садили в сани и везли на горку. Встречали куклу ее песнями. Первой всегда была ребятня. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок.

Вторник - заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игрища, катания на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности.

На макете показываются горшок со сметаной, тарелка с блинами, мед.

Четверг - разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба – все это развлечения разгуляя. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.

Суббота - золовкины посиделки. На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Главным на посиделках был самовар (показ на макете). Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться.

Воскресенье - прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.

В.: На Масленицу и взрослые, и дети веселились и играли в разные игры. Хотите поиграть?

Подвижная игра «Горелки».

Дети делятся на пары и встают в колонну. Впереди колонны встает ведущий. Дети поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

На последних словах песни первая пара детей пытается убежать от ведущего (горельщика), а он их пытается поймать. Остальные детки приговаривают: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!». Если убегающим удается встать в конец колонны и снова взяться за руки, то ведущий остается. А если горельщик поймал одного ребенка, то он встает с ним в пару в общую колонну, а ведущим становится потерявший пару.

В.: Все мы сегодня узнали про Масленицу,  даже в игры поиграли. А что мы самое главное не сделали? Правильно, блины не попробовали! Приглашаю всех к столу с блинами и чаем.

Процесс изготовления макета: макет расположен на плотном картоне; скатерть с кружевом приклеена на клей. На макете статично закреплены деревянный самовар, чайник и чашка из соленого теста; из фетра на картоне блины, молоко (сметана), мед (масло). Соломенная куколка-кувадка, деревянная посуда, корзинка с хлебобулочными изделиями из соленого теста является приложением к беседе о русской кухне.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Праздник национальной кухни" совместно с родителями

Конспект развлечения "Праздник национальной кухни" (В рамках реализации программы "Валдоня") подготовительная группа (совместно с родителями)...

Логопедические игры на кухне.

Материал для родителей...

Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче.

Консультация для родителей о развитии речи ребенка в домашних условиях....

План занятий в детской кухне

Дано  перспективное планирование занятий на год с детьми 6-7 лет в детской кухне...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на январь 2019 г. Тема недели "Кухня. Безопасное поведение на кухне. Посуда. Продукты. Холодильник. Хранение и приготовление продуктов. Профессия «повар»"

Календарно-тематическое планирование на январь 2019 г. Тема недели-Кухня. Безопасное поведение на кухне. Посуда. Продукты. Холодильник. Хранение и приготовление продуктов. Профессия «повар»...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...

Чем занять ребенка на кухне? Развивающие игры и занятия с детьми на кухне

Мамы подолгу проводят время на кухне. Ваш малыш будет стараться находиться там, где находитесь вы. Чтобы он не скучал и не мешал вам заниматься делами, обеспечьте ему интересное времяпрепровождение. С...