Открытый показ НОД на тему: "Наши маленькие друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

 ПОПЛАВСКАЯ   Надежда   ВИКТОРОВНА

Что мы можем сделать для сохранения муравьиных гнезд:

  1. Не поджигать старую траву.
  2. Не разорять муравейники.
  3. Не загрязнять лес мусором.
  4. Не разжигать костер вблизи муравейника.
  5. Огораживать и оберегать муравейники.
  6. Совместно со взрослыми проводить работы по расселению муравьев.
  7. Объяснять полезность муравьев.

Тогда все вместе мы сохраним русский лес!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_pokaz_nod_muravey.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №123 «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

КОНСПЕКТ

открытого показа НОД

по познавательному развитию

 «Наши маленькие друзья!».

во 2-ой младшей группе №7 «Муравьишки»

                                                                                       Подготовила и провела: Поплавская  Надежда Викторовна

воспитатель 2-ой младшей группы

                                               

Саратов, 2019г.


Тема: «Наши маленькие друзья».

Цель: 

  • продолжать знакомить детей с миром насекомых.

Задачи: 

  • познакомить детей с особенностями жизни семьи муравьёв, с тем как они живут, в чем их польза для окружающих и леса.
  • развивать бережное отношение к живой природе.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Физкультура».

Материал: маски на голову с изображением муравья (по количеству детей), макет муравейника, шапочка стрекозы, ленты для карусели, плакат «Муравей», лупа, коробка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и  поздороваемся с ними.

Воспитатель: Сегодня утром по дороге на работу мне кое-кто встретился (с рюкзака достать банку с муравьем, и включить запись голоса о помощи).

Голос:- А-а-а. Помогите!

Воспитатель: Слышите, кто-то просит о помощи. Муравей заблудился, нужно помочь ему, но для начала предлагаю вам отправится в путешествие вот на той К а Р у С е Л и (предложить под звук волшебства «карусельку»). Смотрите, а это что?

Воспитатель: Дети, а вы любите кататься на каруселях?

(Предлагаем детям прокатиться на карусели, но для этого нужно запустить ее, разгадав загадку):

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи)

Дети отгадывают загадку и звучит музыка «Карусель».

Карусель

Еле-еле, Еле-еле
Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Воспитатель:  Вот мы и приехали в гости к муравьишкам в лес на поляну.

Воспитатель: А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе, найти семью Муравьишки? И тем самым ему помочь найти свой дом (предложить одеть маски на голову).

Ответ детей: ДА!

Воспитатель: Тогда закрываем глаза и медленно кружась произносим волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья!».

Воспитатель: А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек! И я, тоже муравей! Что же изменилось для нас вокруг? Мы с Вами маленькие муравьи.

Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные, деревья и птицы великаны и т.д.

(пройти к доске…и под лупой посмотреть муравья)

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит муравей?

                         Что мы с вами видим? Давайте мы с вами возьмем волшебное стеклышко (после открыть плакат муравья (картинку)).

Воспитатель: Посмотрите, какой маленький муравей, какая маленькая голова, грудка, брюшко. А сколько ножек у муравья? Давайте посчитаем. (6) 

Воспитатель: -А сколько усиков? Давайте посчитаем. (2)

Воспитатель: А теперь давайте, узнаем где же мы все живём? Из чего они строят свои дома?

Дети: В муравейнике.

Воспитатель: Верно, ребята.

                                           Дружный маленький народ
                               В этом тереме живет.

По дорожке, по тропинке  

Носит иглы и травинки.

Дети: Это горка, с лабиринтами.  (Подсказка: Муравьи строят свои дома из комочков почвы, сухих травинок, веточек, камней, листьев, песка. Муравейник очень прочный, спасает от ветра, холода).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что жизнь муравьев во многом похожа на жизнь людей. Как и мы, муравьи живут в домах, причем дома многоэтажные, которые они строят сами.

Воспитатель: -Ребята, муравьи очень трудолюбивые и умеют переносить грузы тяжелее их самих. Они трудятся с утра и до вечера. У каждого есть свое дело: рабочие добывают пищу и строят муравейник. Солдаты охраняют дом от врагов. А няни ухаживают за личинками. С каждым годом растет муравьиная семья, поэтому муравейник все время нужно достраивать. Сверху он сложен из сухих иголок и веточек. А внутри есть спальни, чуланчики, детские и коридорчики.

Воспитатель: – Давайте покажем, как муравьи строят свой дом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(имитируем движения)

Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалил на спинку

И её домой несёт.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли мы муравейник нашего муравьишки. Справились с заданиями (Достать с коробке игрушку муравья: Голосом муравья поблагодарить детей и рассказал как он потерялся, что с ним случилось: Заблудился я, потерялся и повстречал на прогулке стрекозу (Ух, она большущая).

Воспитатель: Ребята давайте вместе поиграем со стрекозой. Чтоб Муравьишка ее больше не боялся.

Воспитатель: -Ребята, муравьи какого размера?

         Дети: -Маленькие.

         Воспитатель: -А какого размера стрекоза? Она гораздо больше муравьев, поэтому муравьи боятся ее.

                                       «ИГРА СО СТРЕКОЗОЙ» (Под музыку «Погоня»)

Голубая стрекоза

Щурит хитрые глаза.

Стрекоза –разбойница

За добычей гонится…

Поскорее мошки

Уносите ножки

(Воспитатель хвалит детей за то, что все «муравьишки» убежали от стрекозы). 

Рефлексия: - Ребята, о ком мы сегодня узнали? -О муравьях: то, что эти малыши очень дружные и трудолюбивые. А еще то,

что их называют «санитарами леса» за их пользу. Поэтому этих малышей
нужно беречь и не разрушать муравейники.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше приключение в лесу. Понравилось оно вам? Вспомним, где мы были, кого видели? Вы сегодня показали, какие вы молодцы! Мне очень понравились ваши ответы.

До свиданья, чудный лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинке мы гуляли,

Муравейник увидали,

На полянке отдохнули,

И опять домой вернулись.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наши маленькие друзья

  1. Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Беседа: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРЫ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "Наша Катя маленька" для 1-ой мл. группы

КОНСПЕКТ ИГРЫ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "Наша Катя маленька" для 1-ой мл. группы...

Конспект открытого показа непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Наша печка хороша!»

Тема: “Наша печка хороша”.Возрастная группа: старшаяНаправление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского ...

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...

Тема: «Наша Маша маленькая». ( младшая группа)

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по продуктивной деятельности...