Конспект ООД по ознакомлению с окружающим "Библиотека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, по разделу "Ознакомление с окружающим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Библиотека»

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя Задачи:  1. Развивать познавательный интерес к книге 2. Воспитать потребность общения с книгой 3. Сформировать бережное отношение к книге 4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход ООД

Ритуал приветствия

Мы – умные! Мы дружные!

Мы внимательные!

мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

-Чтобы правильно говорить потренируем свои язычки. Произносим скороговорки

АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду я читать                                                            

ИГИ – ИГИ – ИГИ - мы читаем книги

ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ
У деда и у бабы не было детей.
ИЛИ – ИЛИ– ИЛИ
Они из снега белого девочку слепили.
АЛА – АЛА – АЛА
Снегурочка послушная быстро подрастала.
ЛА – ЛА – ЛА
Девочка с подружками однажды в лес пошла.
ОС – ОС – ОС
Снегурочку из леса привёл дворовый пёс.

ФЕДОРИНО ГОРЕ.
ОРА – ОРА – ОРА
Жила бабушка Федора.
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ
Ох! Была она грязнуля.
УДА – УДА – УДА
Из дома убегает вся её посуда.
АНЫ – АНЫ – АНЫ
Остались у бабуси только тараканы.
ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ
Вдруг стала бабуся добрей.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Федора поспешила тарелки догонять.
ЛА – ЛА – ЛА
Порядок в своём доме хозяйка навела
.

Мотивационно – ориентировочный этап

Посылка с книгами.

Ребята, что это за посылка? Заглядываю во внутрь и загадываю загадку.

Кто на свете всех умнее, кто всё может и умеет?

И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)

Правильно, ребята, помогите мне распаковать посылку (раскладываю книги на столе). Интересно, откуда столько книг и кто их хозяин?

Поисковый этап

-Вы хотите узнать ответы на эти вопросы? Как вы думаете, где мы можем узнать ответы на эти вопросы?

-Беру любую книгу и обращаю внимание детей на внутренний кармашек на переплёте книги. Предлагаю ребятам отгадать, что это за кармашек (варианты детей). Дети могут затрудниться ответить, и тогда я читаю на формуляре: «Библиотека детского сада№7».

Практический.

Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.   Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь.  

Книга, от истоков - до наших дней

Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.

Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных)

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Загадка: Не куст, а с листочками,  Не рубашка, а сшита,  Не человек, а рассказывает.

В народе людей умеющих читать уважали и почитали.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук. Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.  

Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр.  

В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

Сто чудес для человека Сохранит библиотека!  Стеллажи стоят у стен Ожидая перемен. Книги интересные, Писатели известные, Выставки, музеи, Чудеса, затеи. Коллектив добросердечный Ждут читателей, конечно. Маленьких детишек – Тех, кто любит книжки!

Самый популярный способ подбора литературы по нужной теме – поиск в библиотечных каталогах и картотеках.

Картотечный каталог (а есть ещё и электронный) отражает то, что имеет данная библиотека.

Каталоги бывают алфавитный и систематический.

Алфавитный – это каталог в котором все карточки расположены строго по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг. Это удобно тогда, когда вам известны названия книги, её автор

В систематическом каталоге карточки расположены в соответствии с содержанием произведений. Это удобно в том случае, когда читатель не знает автора и название книги, и ищет книгу по определённой теме.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.  

В библиотеке есть два больших зала:  Первый зал называется – абонемент.

Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.

Второй зал называется – читальный зал.

Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.   Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения.

Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке

НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть; НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги; НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах; НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;  НЕЛЬЗЯ вырывать листы; НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг

Необходимо помнить правило:

К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?

Давайте с вами поиграем в  игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и  говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг.

Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

Если нравится картинка-

Рви её из серединки.

Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.

Книгу в воду не бросай,

Береги иуважай!

Динамическая пауза

«Книга»

Открывай скорее книжку!                                            Развести руки в стороны

В книжке мошка, мышка, мишка,                                по тексту                 

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

В книжке зонт, открой и пой,                                      Поднять руки вверх над головой

Дождик льёт, а ты сухой!                                            Пальчиками по коленям

Киска в книжке близко – близко                                  Поглаживание рук.

На цветной картинке киску

Долго глажку я рукой –

Ведь у киски мех такой

А теперь помогите, пожалуйста, распутать название сказок.

« Зелёная шапочка»

« Кот в туфлях»

« Два поросёнка»

« Лиса и цапля»

« Волк и пятеро щенят»

« Сестрица Танюшка и братец Иванушка»

« Мальчик с ладошку»

« Сивка-Мурка»

« Суп из топора»

Изготовление закладок для книг

Рефлексивно- оценочный этап

Дети размещают смайликов на доске:

-Я узнал…

-Мне было интересно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Я благодарю вас за плодотворную работу. Сегодня мы узнали много нового и поучительного.

Последующая работа: Предложить детям в свободное время поиграть в сюжетно – ролевую игру «Библиотека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...