Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников.
статья по окружающему миру

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilyushechkina_statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников.

Илюшечкина Анастасия Олеговна

Воспитатель

МБДОУ №17 Кстовский район

Нижегородская область

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, все это обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

« Экологическое воспитание» - направление в педагогике дошкольников. Цель экологического воспитания – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.   В дальнейшем эти знания помогут детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состояние растений, правильно оценивать их и адекватно на них реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, самостоятельно или вместе с взрослыми, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.(1)

Наша цель на примере экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) – показать ребенку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Процесс  становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности ( в игре, рисунке) и в самостоятельной активность детей (разные виды игр)экспериментирование; уход за растениями, работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок, поделок из природного материала, цветочных композиций; театрализованная деятельность.

Непосредственные подходы к экологизации.

- экскурсии;

- занятия;

- наблюдение за животными и растениями (распознающее – за одним объектом, сравнительное – с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);

- изобразительная деятельность экологической тематики;

-ознакомление с трудом взрослых в природе;

-обучение детей труду по уходу за растениями;

- развитие речи (составление рассказов о природных явлениях и объектах, придумывание экологических сказок, этические беседы);

- формирование обобщающих представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры);

Совместная деятельность педагога и детей:

- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;

- целевые прогулки в природу;

- игры (дидактические, интеллектуальные, сюжетные, подвижные);

- рассказ педагога, чтение детской художественной литературы;

- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;

- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- просмотр видеофильмов;

- работа с моделями;

- ведение календарей природы;

- создание книг – самоделок;

- экологические досуги и праздники.(2)

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.(3)

Литература:

1.Парциальная программа «Юный эколог». Ознакомление дошкольников с миром природы.- Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -6с.

2.Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994. — 7с.

3.Что такое экология. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - Тамбов: ИПКРО, 1993 .-53с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»

обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии...

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...

Выступление на муниципальном семинаре. Презентация "Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС." Участие во Всероссийском конкурсе "Радуга открытий". Диплом lll степени.

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды....

Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с...

«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»

laquo;Современный подход к экологическому воспитаниюдошкольников в рамках ФГОС ДО»Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»...