Познавательная деятельность. Упражнения- игры по методике Монтенссори
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Познавательная деятельность.

Упражнения- игры по методике Монтенссори

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность.

Упражнения- игры по методике Монтенссори.

Прищепки в ведерке

Возраст: 1,5- 5 лет.

Вам потребуется: пластиковое детское ведерко с бельевыми прищепками. Ведро можно заменить вырезанными из картона фигурками (например ежика, елки, солнышка и т. д.).

Как играть. Предложить малышу вынуть прищепки из ведерка одну за другой, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край ведра или картонной фигурки. Можно закреплять прищепки, «наряжая» елку, приделывая ежику «иголки». Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему самостоятельно смастерить из прищепок цветик- семицветик, человечка, зайца и т. п. Ребенок может помогать вам развешивать носовые платочки или кукольную одежду после стирки и закреплять их прищепками. Эта задача не из легких! Упражнение- игра помогает развить мелкую моторику руки. Многократное повторение движения силового сжимания и разжимания бельевой прищепки даст отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Наблюдая, какой рукой ребенок предпочитает действовать, можно определить, левша он или правша. Приветствуйте желание ребенка действовать обеими руками.

Сними прищепки

Возраст: 2-6 лет.

Вам потребуется: бельевые прищепки.

Как играть. Прикрепите на одежду малыша несколько бельевых прищепок. Ребенку придется из разных положений ухватить каждую прищепку, чтобы снять ее.

Игра развивает координацию движений, способствует гибкости тела.

Разноцветные капли

Возраст: с 2-х лет.

Вам потребуется: форма для льда на 12 ячеек; три разноцветных маркера (те, которыми можно писать на пластике) ; три пузырька с разноцветной водой. Воду можно подкрасить пищевыми красителями желтого, красного и синего цвета. В каждом пузырьке - пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка. Поднос или кусок клеенки, чтобы закрыть место работы на столе или полу.

Как играть. Закрасьте маркерами донышки ячеек по принципу 1 ряд – 1 цвет. Пусть один ряд ячеек будет, например, зеленый, другой -  синий, а третий – красный. Малыш с помощью пипеток по капле переносит воду из разных пузырьков в ячейки. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем воду таким же способом надо перелить в пузырьки.

Если случилась неудача и вода оказалась на столе, подскажите малышу, как использовать губку для вытирания луж. Заодно ребенок узнает о впитывающих свойствах этого материала.

Это довольно сложное упражнение, особенно для 2-3-летних детей. Оно требует концентрации внимания, усидчивости. Далеко не каждый ребенок способен выполнить за один раз первую и вторую его части. В таком случае не настаивайте: в следующий раз все обязательно получится! Воду в формочках можно заморозить и рассмотреть ледяные кубики, а заодно и рассказать про одно из трех состояний воды – лед. В конце занятия кубики льда можно добавлять в стакан с водой, наблюдая обратный процесс превращения льда в воду. Упражнение – игра помогает развить мелкую моторику рук, координацию, улучшить движение пальцев рук, научиться концентрировать внимание, а также научиться различать цвета и сравнивать их.

Бассейн для пальчиков

Возраст: с 2-х лет.

Вам потребуется: 5- литровая пластиковая бутыль из- под воды; маленькие игрушки ( кубики, мячики, матрешки).

Срежьте верхнюю половину бутыли. Вам потребуется только нижняя часть. Чтобы обезопасить руки ребенка от порезов, обклейте края среза скотчем или изолентой. Наполните бутыль любой крупой или фасолью, горохом.

Как играть. Спрячьте игрушку в «бассейн» так, чтобы ребенок не видел, что вы спрятали. Предложите малышу отыскать сюрприз. Когда ребенок справится с заданием, увеличьте количество предметов. Ребенку старше трех лет можно предложить на ощупь понять, какой предмет спрятан в бассейне.

Упражнение – игра способствует развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.  

Волшебный мешочек

Возраст: с 3лет.

Вам потребуется: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок, ложка и т.п.).

Как играть. Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их. Пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь.

 После того, как ребенок определил все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша. В игру можно включить предметы, названия которых начинается на одну букву (например, можно положить в мешочек ложку, листик, ластик и т. п.).

Упражнение – игра знакомит ребенка с предметами различной формы, развивает тактильные ощущения, осязание.

Почти печворк

Возраст: с 3 лет.

Вам потребуется: коробочка с лоскутками различных тканей (шелк, хлопок, шерсть, мохер). У каждого кусочка должна быть пара. Не обязательно все лоскутки делать в виде квадратов. Они могут быть различны по форме. Подбирайте как можно больше различных видов тканей.

Как играть. Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастных по текстуре (например, шелк, мех, джинсовая ткань), затем перемешайте их и попросите ребенка найти пару, к каждому из трех кусочков. Чтобы выполнить это упражнение, предложите малышу пощупать каждый кусочек ткани. Когда ребенок поймет смысл упражнения, добавляйте кусочки ткани. Позже можно играть с завязанными глазами.

Если эта игра понравилась малышу, со временем вы можете предложить ему подбирать и сочетать друг с другом различные кусочки тканей, комбинируя их по фактуре, цвету.

Игра развивает и утончает тактильные ощущения.

Рыболов

Возраст: 1,5 – 5 лет.

Вам потребуется: миска с водой, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой.

Как играть. Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы.

Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.

Режем ножницами

Возраст: 2-5 лет.

Вам потребуется: ножницы ( с тупыми концами); несколько листов цветной бумаги. На некоторых листах должны быть обозначены линии среза.

Как играть. Покажите малышу, как правильно надо держать ножницы. В игре можно использовать любимые игрушки ребенка. Например, пусть он отрежет для любимой игрушки кусочек бумаги. Когда ребенок освоит первые навыки использования ножниц, предложите ему нарезать лист по обозначенным линиям, а затем вырезать узоры.

Упражнение- игра помогает развить координацию движений руки, натренировать кисти руки, научить концентрировать внимание. Приобретая сложный навык уверенно держать ножницы и резать точно по обозначенным линиям, малыш тем самым готовится к тому, чтобы так же уверенно его рука держала карандаш и вела по бумаге точные линии.

Перекладывание бус пинцетом

Возраст: с 3 лет.

Вам потребуется: форма для льда,пинцет, чашка с бусинами( средних или крупных размеров). Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

Как играть. Малыш берет правой рукой ( или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусину из чашки, переносит их в ячейки формы. Когда форма окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

Упражнение сложное, особенно для 2-3- летних детей. Если малыш затрудняется выполнить это упражнение, можно для начала заменить бусины на кусочки нарезанного поролона. Это упражнение требует предельной концентрации внимания при работе и тренирует внутренний контроль. Если ребенок допустил неловкие движения пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

Упражнение- игра помогает развить мелкую моторику, координацию, улучшить движения пальцев рук, подготовить руку к письму.

Волшебная губка

Возраст: 2-5 лет.

Вам потребуется: крупы, вода, поднос, губка, щетка и совочек.

Как играть. Рассыпьте немного крупы на подносе и покажите малышу, как аккуратно можно смести ее щеточкой в совочек. Затем налейте воду и продемонстрируйте, как работает « волшебная губка» - собирает пролитую воду, и поднос опять становится сухим и чистым.

В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, развивается координация движений, аккуратность.

Пересыпаем ложкой

Возраст: 2-5 лет.

Вам потребуется: крупа, две миски, поднос, ложка.

Как играть. Поставьте на поднос две миски: слева - миску с крупой, а справа- пустую. Обе миски должны быть сухими.

Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой миске и высыпать крупу. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало ( подскажите, что надо наклонить чашку свободной рукой). Усложните это упражнение. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

Упражнение- игра способствует развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности.

Письмо на крупе

Возраст: 2-5 лет.

Вам потребуется: набор табличек с шершавыми буквами, плоский поднос с насыпанной на него крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Как играть. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами тоже движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы на манке. Еще ребенок может рисовать на крупе то, что ему хочется. Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Упражнение- игра помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.

Посыпаем дорожки

Возраст: 3-6 лет.

Вам потребуется: крупа, спички или тонкие полоски бумаги.

Как играть. Предложите ребенку посыпать « песком» (манкой, пшеном, гречей) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем- либо, например, полосками бумаги или спичками.

Ваша «дорожка» может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их « щепоткой»), не выходя за край дорожки.

Игра развивает мелкую моторику, готовит руку к письму.

Пуговка за пуговкой

Возраст: с 2 лет.

Вам потребуется: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки, одежда с различными видами застежек.

Нарисуйте на картоне контуры парных фигур. Это могут быть заяц и морковка, еж и грибок, яблоко и т. п. Положите картон на плотную ткань, обведите и вырежьте фигуры из ткани. Глаза, рот и нос можно нарисовать фломастером, маркером, гелевой ручкой, вышить или приклеить. На фигуру ежика или зайчика пришейте большие и маленькие пуговицы, одну часть кнопки, застежки- «липучки». Отдельно вырежьте и обметайте по краям кусочки ткани в виде яблок, грибочков, листиков, морковки. В одних деталях сделайте прорезную петлю, соответствующую размерам пуговиц на первой фигуре. Обметайте ее суровой ниткой. В других - пришейте вторую часть кнопки, «липучки». Можно сделать игрушки с бантиками, крючками, петлями, ремешками.

Как играть. С такими игрушками можно придумать много игр.«Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок» и т. п. Не забывайте о презентации игрушки! Сначала вы сами должны показать, как пользоваться вашим творением. Пристегните морковку, прикрепите грибок, завяжите бантиком. Каждое действие проделывайте медленно и старательно, чтобы ребенок мог все внимательно рассмотреть.

Упражнение – игра способствует развитию мелкой моторики, тренировке умения манипулировать с различными видами застежек.

Сортировка предметов

Возраст: 2-6 лет.

Вам потребуется: толстые нитки трех размеров, любые предметы разных цветов, размеров и форм ( пуговицы, ракушки, спичечные коробки, ластики, карандаши, шарики).

Как играть. Свяжите концы каждой нитки так, чтобы получились круги  диаметром около 50 см. Положите два круга на пол и попросите малыша рассортировать предметы: большие предметы – маленькие предметы; синие – красные; круглые – квадратные и т. д. Усложняйте задание в зависимости от возраста ребенка.

Игра развивает логическое мышление ребенка.

Игры с водой

Дети, как правило, очень любят играть с водой. Конечно же, их можно понять: вода льется, может быть теплой, холодной, ее интересно переливать  из одного стаканчика в другой, шлепать по ней ручкой… Да мало ли что может придумать маленький исследователь!

Многие из предложенных упражнений  по своей сути похожи на опыты. Они учат наблюдать и делать выводы. Маленьким исследователям, как правило, это доставляет немало удовольствия. Проводить эти опыты вы можете с ребенком любого возраста старше двух лет. Отличаться они будут только сложностью ваших объяснений.

Круги на воде

Возраст: с 2лет.

Вам потребуется: большая посуда наполненная водой.

Как играть. Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины ( или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги. Кстати, довольно часто в книгах встречаются картинки с изображением кругов на воде. Малышу будет проще на практике понять и узнать это явление. Если посуда позволяет, покажите ребенку небольшие волны.

Тонет – не тонет

Возраст: с 2 лет.

Вам потребуется: прозрачная миска с водой. В другой миске сложены различные мелкие предметы: гвоздик, камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т. д., полотенце.

Как играть. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим предметы. Он наблюдает - тонет предмет или нет. Перед опытом  подумайте с малышом, что утонет, а что нет. Часто интуитивно дети дают правильные ответы. Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу « тонет» или « не тонет». В конце игры картина будет полной. Обратите внимание маленького ученого, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет.

Переливание из чайника в чашку

Возраст: с 2 лет.

Вам потребуется: небольшой чайник, маленькая чашка, губка.

Как играть. Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3-летних детей. Губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.

Вода принимает форму

Возраст: с 2,5 лет.

Вам потребуется: резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый пакет, кувшин с водой, полотенце, губка.

Как играть. Ребенок осторожно заполняет резиновую перчатку водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду обратно в кувшин и проделывает тот же опыт с остальными предметами. В конце игры малыш вытирает со стола лишнюю  воду, а затем свои ручки.

Опыт с водой и яйцом

Возраст: с 2,5 лет.

Вам потребуется: два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли.

Как играть. Ребенок наливает один стакан доверху водой и опускает яйцо в воду. Оно тонет. В другой  стакан воду наливает до половины, кладет туда четыре ложки соли и размешивает. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.

Переливание воды в три стакана

Возраст: с 3 лет.

Вам потребуется: три пластиковых стакана, кувшин (чайник), губка. На все стаканы нанесите отметку уровня воды ( для этого можно использовать маркер для пластика или самоклеящуюся пленку).

Как играть. Ребенок наливает воду из кувшина до отметки. То же действие он производит и с другими стаканами. Воду можно подкрасить акварельной краской. Если ребенок пролил воду, предложите ему вытереть лужу с помощью губки.

Вода из снега

Возраст: с 3лет.

Вам потребуется: свечка в подсвечнике, миска со снегом, ложка, чашка для воды, губка или тряпочка ( которая хорошо впитывает воду).

Как играть. Ребенок набирает в ложку немного снега и держит над пламенем свечи. Когда снег растает, он сливает воду в чашку. Работа продолжается. В процессе вы можете рассказать о трех состояниях воды (вода, лед, пар), понаблюдать, как тает снег и нагревается вода в ложке. В конце малыш гасит свечку ( дует на нее), вытирает воду на столе. Обратите внимание ребенка, что вода пропитала материал.

Смешивание акварели

Возраст: с 3 лет.

Вам потребуется: три небольшие баночки, краски, одна пустая баночка, пипетка, губка. Разведите в трех баночках краску (красную, желтую, синюю).

Как играть. Ребенок берет пипетку, набирает одну из красок и капает несколько капель в пустую баночку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает и видит, что краска изменила свой цвет.

Перекладывание шариков

Возраст: с 3лет.

Вам потребуется: две маленькие миски ( в одной из них вода), ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.

Как играть. Ребенок с помощью ситечка вылавливает плавающие шарики и перекладывает их в пустую миску. Обратите его внимание на то, что вода проливается в дырки ситечка и пластмассовые шарики не тонут в воде. Кроме наблюдений, ребенок тренирует мелкую моторику.

« Звенящая вода»

Возраст: с 3 лет.

Вам потребуется: несколько различных бокалов, до середины наполненных водой, палочка с шариком на конце ( можно использовать игрушечную барабанную палочку).

Как играть. Ребенок ударяет по краю одного из бокалов, слушает звон.  Вначале объясните, что стучать по бокалу надо очень осторожно. Малыш повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Поэкспериментируйте с ребенком, отливая или доливая воду. Малыш сделает вывод, что количество воды влияет на звон.

« Методика раннего развития Марии Монтенссори» от 6 месяцев до 6 лет.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

развитие познавательной деятельности через игру

Игры на развитие познавательной деятельности, такие как внимание, память, мышление....

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Семинар-практикум «Организация детской познавательной деятельности средствами игры»

Семинар-практикум «Организация детской познавательной деятельности средствами игры»...