Практическое занятие: разработка слушателями дидактических игр по развитию познавательной деятельности «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний»
материал (подготовительная группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

________________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Практическое занятие:

разработка слушателями дидактических игр

по развитию познавательной деятельности

«Дидактическая игра – средство усвоения,

закрепления и углубления знаний»

Воспитатели:

Карлик Светлана Анатольевна

первая квалификационная категория;

Кузьмина Диля Хакимовна

первая квалификационная категория

Семинар по обмену опытом

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут»

в рамках курсов повышения квалификации

«Реализация ФГОС ДО в практике педагогов

дошкольных образовательных организаций»

27-28.03.2018

                                  г.о. Электрогорск

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одно из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.

Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развития у детей психических познавательных процессов, мыслительных операция. Важное значение дидактической игры состоит в том что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.

Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимые для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идёт подготовка дошкольников к обучению к школе.

Большую роль в развитие речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает о том, как он выполнил задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развитию речи детей : обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи, обучение детей родному языку. Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.

Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии с гигиеническими требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус .

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требует от них умение играть вмести, регулировать свое поведение, быть справедливым и четным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи ( игры- соревнования , настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.) , учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Множество игр знакомит дошкольников с трудом взрослых, дети узнают особенности той или иной профессии. Ребята совместно с педагогом могут участвовать в изготовлении дидактических игр, атрибутов к ним. Следовательно, через дидактическую игру воспитывается уважение ко всякому труду полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка , а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста .

Дидактические игры «Традиции и обычаи народов Мира»

Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой и национальной толерантности.

Игра «Все мы жители России»

Цель: знакомство с традициями и обычаями народов России и стран соседей, с особенностями национального костюма;

Задачи:

1.закрепление знаний особенностей национального костюма народов России и стран соседей.

2.развитие  познавательных способностей,.

3/Развитие связной речи.

4..формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру;

Варианты игр:

1/.«Найди пару»

Цель: найти пару карточек (мужского и женского костюма одной национальности)

Материал: картинки с изображением костюмов(женского и мужского) жителей России и стран соседей.

Ход игры: педагог выкладывает карточки на стол закрытыми (рубашкой вверх), дети находят парные карточки. Тот , кто к концу игры набирает большее количество парных карточек, становится победителем.

2."Найди по описанию"

Цель: формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России и стран соседей.

Материал: картинки с изображениями костюмов жителей России и стран соседей.

Ход игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.

3."Определи костюм по фрагменту"

Цель: закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде.

Материал:  фрагменты картинок с изображением национальных костюмов.

Ход игры: педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают.

4."Культура народов "

Цель: формирование у детей представления о том, что в России и по соседству с ней живут разные народы, все они имеют свою культуру, традиции.

Материал: картинки и иллюстрации.

Ход игры: ребёнок выбирает картинку и  рассказывает сказку или легенду или предлагает подвижную игру этого народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра - как средство развития  познавательной деятельности дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельно...

развитие познавательной деятельности через игру

Игры на развитие познавательной деятельности, такие как внимание, память, мышление....

Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»

            Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...

Сообщение «Дидактические игры, как одно из средств усвоения, закрепления и углубления знаний по толерантности»

 Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимоде...