Проект «Борисовская керамика»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

короткосрочный проект «Борисовская керамика» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 6» г.Шебекино

Проект

«Борисовская керамика»

Подготовила

Маркович О.С., воспитатель


Введение

Народное декоративно-прикладное искусство нашей области – неотъемлемая часть нашей культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами регионального народного творчества.

При работе с детьми выявилась проблема: дети не знают, что в Белгородской области, нашей малой Родине, есть поселок Борисовка, где производят керамику из красной глины.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, а особенно народными промыслами родного края. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза проекта: если в ходе реализации проекта будет создана система работы по ознакомлению детей с Борисовской керамикой, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Цель проекта: создание условий для формирования интереса к местной культуре, ознакомление с современными традициями Борисовской керамики.

Тип проекта: информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей Борисовской керамикой;
  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  • Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
  • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Развивать навыки художественного творчества детей;
  • Расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии Борисовской керамики;
  • Развивать умение лепить, рисовать и расписывать посуду.

Методы и формы реализации проекта:

С детьми:

Фронтальная форма работы

  • Словесный метод: Беседы с детьми о Борисовской керамике; Просматривание видео о производстве Борисовской керамики;
  • Наглядный метод: Рассматривание Борисовской росписи; Выставка Борисовской керамики; Просматривание презентации о Борисовской керамике;
  • Репродуктивный метод: Составление рассказа с детьми о Борисовской керамике;

Групповая форма работы

  • Продуктивный метод: Лепка керамики; рисование керамики;

Индивидуальная форма работы

  • Словесный метод: Разучивание стихотворений о посуде;
  • Наглядный метод: Рассматривание посуды.

С родителями:

Фронтальная форма работы

  • Словесный метод: Беседы с родителями о Борисовской керамике;
  • Наглядный метод: Просматривание презентации о Борисовской керамике;

        Индивидуальная форма работы

  • Словесный метод: Консультации; Предоставление информации об экскурсиях на завод по производству Борисовской керамики;

        Групповая форма работы

  • Продуктивный метод: Обогащение предметно-пространственной среды.

Срок реализации проекта – 1 месяц.

Целевая группа: дети с 6-7 лет.

Данный проект включает в себя 3 блока:

1 блок: «Борисовская керамика».

2 блок: «История происхождения Борисовской керамики».

3 блок: «Производство Борисовской керамики».

Проектная часть (этапы проекта):

I Подготовительный этап

  • Изучение теоретических вопросов;
  • Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала: информация с сайта  www.borkeramika.ru по темам: «Борисовская керамика»; «Производство Борисовской керамики»; «История происхождения»; сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», русская народная сказка «Лиса и кувшин», «Горшочек каши», С. Я. Маршак «Гончар», картина «Чайный сервиз», видео о производстве Борисовской керамике с сайта www.borkeramika.ru, презентация «Такая интересная посуда»;
  • Разработка конспектов по ознакомлению детей с Борисовской керамикой;
  • Консультирование родителей: «Производство Борисовской керамики», «Лепка Борисовской керамики», «Роспись Борисовской керамики».

II Основной этап

дата

Работа с детьми

Мероприятия

Работа с родителями

мероприятия

Совершенствование предметно-развивающей среды

1. Речевое развитие:

Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

  • Пересказ сказки  В. Катаев "Дудочка и кувшинчик", русская народная сказка "Лиса и кувшин", "Горшочек каши", С. Я. Маршак "Гончар";
  • Составление сказки «Как глиняный кувшинчик поспорил с стеклянным»
  • Рассказ-описание по картине «Чайный сервиз» (Борисовская керамика);

2. Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность (социальный мир)

  • «Борисовская керамика» с использованием ИКТ;
  • «История возникновения и развития Борисовской керамики» с просмотром видео материалов;
  • «Производство Борисовской керамики» с просмотром видео материалов;
  • Рассматривание альбома «Такая разная керамика».

3. Социально-коммуникативное развитие

  • Дидактические игры

«Собери картинку», «найди отличия», «домино», «четвертый лишний».

4. Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность (рисование):

  • «Интересная Борисовская посуда»;
  • «Расписной борисовский сервиз».
  • Изобразительная деятельность (лепка) «Борисовская посуда»

  • Родительское собрание «Ознакомление с Борисовской керамикой»;
  • Проведение консультаций:
  • «Производство Борисовской керамики»;
  • «Лепка Борисовской керамики»;
  • «Роспись Борисовской керамики»;
  • Сообщение информации об экскурсиях на предприятии;
  • Мастер-класс для родителей «Какая интересная посуда».
  • Альбом «Такая интересная посуда»;
  • Альбом «Производство Борисовской керамики»;
  • Тематические картинки;

.

I блок. «Борисовская керамика»

  • Познакомить детей с Борисовской керамикой, её уникальностью;
  • Выставка рисунков.

II блок. «История происхождения Борисовской керамикики»

  • Дать первичные сведения об истории возникновения Борисовской керамики;
  • Познакомить с тем, как развивалось ее производство, какие трудности претерпела;
  • Придумывание ребенком с помощью взрослых сказки о кувшине, тарелке или чашке;

III блок. «Производство Борисовской керамики»

  • Познакомить детей с Борисовской керамикой на каждом цикле ее производства;
  • Занятие по лепке из теста «Изготовление кувшина»;
  • Развиваем интерес к искусству народных мастеров, создаваем декоративную роспись на посуде.

III этап: итоговый

  • Подготовить выставку детских работ из соленого теста «Борисовская керамика»;
  • Оформление выставки рисунков «Борисовская керамика».

Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Сформируют обобщающее понятие «Борисовская керамика», ее значение,  существенные признаки, назначение;
  • Получат первое представление об  истории возникновения Борисовской керамики;
  • Получат опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами;
  • Получат полный эмоциональный отклик от своей деятельности.

Родители:

  • Обогатят знания о местной культуре;
  • Углубят знания о современных традициях Борисовской керамики.

Выводы: в ходе реализации проекта была создана система работы по ознакомлению детей с Борисовской керамикой, что способствовало повышению уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Семикаракорская керамика"

Проект"Семикаракорская керамика"...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Проект "Борисовская керамика"

краткосрочный проект в подготовительной группе "Борисовская керамика"...

Проект развивающей предметно-пространственной среды «Студия керамики "ГЛИНУШКА"»

Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к искусству народных промыслов и формирует творческую активность через создание работ на основе приемов и методов лепки. У детей ле...

Проект "Стекло и керамика"

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интелле...

Взаимодействие с семьями воспитанников в МКДОУ "Борисовский детский сад"

Цель: взаимодействие ДОУ и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка, совершенствование системы «воспитатель – ребенок-родитель»...

Создание мини-музея «Борисовская керамика

Наименование мини-музея: мини-музей «Животные Белгородского края»Профиль музея: познавательный.Цель:  Знакомство детей с дикими животными  родного края, с особенностями...