Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Страмова Любовь Сергеевна

 

Цель:

  • расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить детей с природными явлениями (вулканы, круговорот воды в природе, радуга);
  • формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
  • учить отвечать на вопросы, полными предложениями согласовывая в роде, числе и падеже.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_konspekt.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе по экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ

на тему «Природные явления»

Тема: «Природные явления»

Цель:

  • расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Образовательные: 
  • познакомить детей с природными явлениями (вулканы, круговорот воды в природе, радуга);
  • формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
  • учить отвечать на вопросы, полными предложениями согласовывая в роде, числе и падеже.

Развивающие: 

  • развивать связанную диалогическую речь; мелкую моторику в процессе исследовательских действий; познавательную активность, любознательность во время  проведении исследований.

Воспитательные:

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к  природе, аккуратность в работе.

Предварительная работа:

  • чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
  • рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме;
  • беседы на тему: «Живая и неживая природа»«Откуда берётся дождь»«Как появляется радуга», «Вулканы»;
  • наблюдения за неживой природой.

Подготовка и  оборудование: 

  • изготовление макета вулкана.
  • картинки с изображением вулкана, перекись водорода, моющее средство, пищевой краситель красного цвета, вода, дрожжи, поддон, чайная ложка, мерный стаканчик;
  • видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой;
  • видеоматериал «Как образуется радуга»,  диск, фонарик.

Словарная работа:

  • активизировать и обогатить словарь детей;
  • ввести новые понятия:   гора, вулкан, кратер, магма, жерло, круговорот воды в природе.

Интеграция образовательных областей:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие.

Методы и приёмы:

  • словесные (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение);
  • наглядно - демонстрационные (презентация  о вулкане; видеоролик о круговороте воды в природе; видеоролик как образуется радуга);
  • практические (проведение экспериментов);
  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).

Ход образовательной деятельности:

Открытый вход в деятельность

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Приветствуют гостей.

Воспитатель и дети приветствуют друг друга.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.

- Доброе утро!

Вводно - организационный

Воспитатель:

-Ребята вы каждый день приходите в детский сад.

-А для чего вы приходите в детский сад.

Ответы детей.

-Правильно  все вы приходите в детский сад, не только общаться и играть, но ещё заниматься, узнавать что-то новое и интересное.

-Сегодня я хочу рассказать вам про природные явления.

-Природные явления это явления, которые создала сама природа.

-Ребята, а какие вы знаете природные явления?

Ответы детей

(СЛАЙД №2) природные явления.

-Правильно, посмотрите на экран, сколько разных явлений есть в нашей природе.

-Все эти явления очень интересны людям. Они хотят узнать, как они происходят, откуда берутся.

-Для этого люди создали специальные исследовательские станции.

(СЛАЙД №3) исследовательская станция.

-На этих исследовательских станциях  ученые наблюдают, изучают, прогнозируют природные явления.

(СЛАЙД №4) исследовательская станция с учёными

-Ребята, а вы хотите побывать на исследовательской станции?

Ответы детей.

-Тогда давайте представим, что наша группа одна из исследовательских станций, а мы юные учёные.

- Для этого нам надо надеть халаты и шапочки.

- Теперь мы с вами настоящие юные ученые и можем приступить к нашим исследованиям.

-И первое природное явление,  которое мы изучим поподробнее, это одно из самых удивительных явлений «Извержение вулкана».

Основная часть

-Посмотрите на экран.

(СЛАЙД №5) гора

 - Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

- На какую объёмную геометрическую фигуру  похож вулкан? (конус).

Ответы детей

(СЛАЙД №6) вулкан сверху

-Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово (дети повторяют слово кратер).

-Посмотрим, что находится внутри вулкана.

(СЛАЙД №7) вулкан в разрезе

-Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма (дети повторяют слово магма). 

(СЛАЙД №8) извергающийся вулкан

Вулканы извергаются по разному.  

Иногда вулкан словно взрывается  выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора  сотрясается от страшного грохота, чёрная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны.

А бывает спокойное извержение вулкана, это когда  жидкая огненная магма поднимается вверх по жерлу вулкана, стекает по склонам горы сжигая все на своём пути.

(СЛАЙД №9) действующий и потухший вулкан.

-Ребята вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие.

Про действующий вулкан мы с вами только – что узнали и видели его на экране.

Потухшими вулканами называют, вулканы которые замирают на сотни лет.

-Ребята, а сейчас мы с вами проведём эксперимент и посмотрим, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Посмотрите, какой перед вами вулкан, действующий или потухший?  Давайте попробуем его разбудить в нашей исследовательской станции.

-А для этого нам с вами понадобится перекись водорода, пищевой краситель красного цвета, моющее средство для посуды, теплая вода, дрожжи.

-Ребята помогите мне его разбудить.

Дети помогают провести опыт.

-В кратер нашего вулкана наливаем перекись водорода, добавим краситель, немного моющего средства для посуды и  добавляем дрожжи.

-А теперь внимание!

 -Дети наблюдают извержение вулкана.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает»

-Что вы наблюдаете?

Ответы детей.

Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.

-Молодцы ребята вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся».

-А сейчас мы немного отдохнём. Вставайте ребята в круг.

(СЛАЙД №10)

Физминутка Капельки прыг- прыг.

-Ребята, как мы знаем, в природе  много разных явлений и следующее природное явление, которое мы будем исследовать -  образование дождя и   круговорота воды в природе.

- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

(СЛАЙД № 11) видеоролик круговорот воды в природе.

 

-Половина нашей планеты покрыто водой. Это океаны, моря, реки и озёра.

Вся вода на нашей планете никогда не стоит на одном месте. Она постоянно перемещается.

Вода это часть природного цикла. Давай в этом разберёмся. Как мы уже знаем, воды на планете очень много и когда она нагревается под лучами солнца, влага выходит на поверхность испаряется и поднимается в воздух в виде пара. Чем выше она поднимается, тем сильнее охлаждается и превращается в облако. Давай посмотрим, из чего состоит облако. Облака состоят из множества мелких капель и чем больше пара превращается в облако тем крупнее становятся капли, и когда капли становятся очень большими и тяжёлыми они падают на землю в виде дождя. Какае- то часть воды впитывается в землю,  какае- то  часть пополняет запас морей, озер, и рек и снова под лучами солнца вода начинает испаряться, и превращаться в пар. Это называется круговорот воды в природе.

(СЛАЙД №12) круговорот воды в природе.

-Теперь мы знаем, как образуется дождь и происходит круговорот воды в природе.

-Для того чтобы увидеть как образуется дождь в нашей исследовательской станции, нам нужно подойти к следующему столу.

-Для этого нам понадобиться прозрачный контейнер, горячая вода и кубики льда.

- В контейнер я наливаю  воду, закрываю его крышкой. А вы аккуратно сверху положите кубики льда. От горячей воды пар будет подниматься вверх, образуя на крышке капели воды. Когда капели воды становятся больше и тяжелее Они не могут больше держаться и падают назад в воду. Образуя дождь.

-Ребята как вы считаете, у нас получилось это явление природы.

Ответы детей.

-Ребята, мы с вами наблюдали, как образуется дождь. А что у нас появляется на небе после дождя?

Ответы детей.

(СЛАЙД №13) радуга.

-Правильно. Посмотрите, какая она красивая. Скажите мне, какие цвета  есть у радуги. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

-Следующий видеоролик о том от чего образуется радуга.

(СЛАЙД №14) видеоролик радуга.

-в следующем нашем исследовании мы создадим радугу.

-Пройдите за мной  и посмотрите, что я буду делать.

-Мне понадобится диск и фонарик

Провожу опыт.

-Ребята, у нас получилась радуга.

-Вот и закончились наши исследования.

-Снимайте халаты и шапочки.

- Мы снова мальчики и девочки.

Рефлексия:

-Вспомним, что мы с вами сегодня видели и делали.

-Я буду загадывать вам загадки, а вы мне показывать отгадку.

-А каком, природном явлении идет речь в этой загадке?

-Загадки про вулкан:

Я могу стоять веками, я-могучая гора.
     Но однако отличаюсь от других вершин всегда.
     У меня внутри не камень, у меня внутри огонь.
      Вы, конечно, догадались, ведь ответ совсем простой. (Вулкан)

-Какие бывают вулканы?

-Как извергаются вулканы?

А в этой загадке, какое спрятано природное явление?

-Загадка о круговороте воды в природе

       Вода испаряется из водоема,

       Потом выпадает на землю дождем.

       Она попадает в моря и озера

       И вновь испаряется солнечным днем.  

       Это явленье — движение вод —

  В природе зовется… (круговорот)

-Как образуется дождь?

-Что происходит с водой?

-Куда она поднимается, что образует?

-А в этой загадке, о каком природном явлении говорится?

-Загадка о радуге

Что за чудо-коромысло
    После дождика повисло?
    Очень яркое, цветное,
    А красивое какое!
    Что это (радуга)

-После чего появляется радуга?

-Сколько цветов у радуги?

-Назовите цвета радуги.

-Ребята вы все такие молодцы.

-Наше занятие подошло к концу, на прощание мы подарим друг другу    пожелание.

А теперь мы улыбнёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда.

 И нашими гостями улыбнёмся на прощанье и скажем до свидания.

МДОУ «Детский сад №3 г. Пугачева Саратовской области»

Конспект

 организованной образовательной деятельности

 в старшей группе

 по экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ

на тему «Природные явления»

                                                                   

Воспитатель: Страмова Л.С.

                                                                              2019год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»

В данном конспекте описаны эксперименты с водой, проводимые с целью сформировать у детей умение получать информацию об объекте в процессе его исследований, а также закрепить знания о свойствах воды, е...

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...