конструкт "Такой загадочный космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Болотова Алевтина Николаевна

Что может быть загадочнее звездного неба? Вот уже тысячи лет человек смотрит в ночное небо и мечтает узнать, что же скрывается там, за сверкающими звездами. Возможно, эту загадку разгадают наши дети? В них только нужно развить интерес к познанию и умение получать знания самостоятельно и с помощью взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_takoy_zagadochnyy_kosmos.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт организации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей «Такой загадочный космос».

Ф.И.О.: Болотова А.Н..

Группа: 6-7 лет;

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Тема: «Такой загадочный космос»;

Вид НОД: самостоятельная исследовательская деятельность детей;

Форма НОД: беседа с элементами экспериментирования ;

Виды деятельности: познавательно-исследовательская ;

Учебно-методический комплект:1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 368 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

3.Савинков  «Самостоятельная исследовательская деятельность детей».

Формы организации: групповая.

Цель:: в процессе познавательно-исследовательской деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

1. Воспитательные задачи:

• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

• пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия;

2.Развивающие задачи:

• Развивать активную речь детей в процессе деятельности;

• Развивать умение работать в группе;

• Развивать мыслительные операции;

3.Обучающие задачи:

• формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса;

-формировать умение делать выводы по результатам опытов;

 -дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах;

-научить проводить эксперимент.

•У Кати З.

Обогащать словарный запас;

•У Вовы Н.

Развивать связную речь;

•У Лени Т.

Развивать умение отвечать полными предложениями.

Планируемый результат:дети проявляют интерес к поисково-исследовательской деятельности; умеют делать выводы по результатам опытов; имеют представление о строении солнечной системы, звездах и планетах; активно общаются со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Интеграция видов детской деятельности:

Принципы дошкольного образования (ФГОС): ):

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- поддержка инициативы детей;

- приобщение детей к социокультурным нормам;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий;

- возрастная адекватность.

Принципы воспитания:  выдвижение системы положительных целей, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема у детей, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:принцип доступности, принцип наглядности, принцип сознательности, принцип систематичности.

Средства воспитания и обучения: Наглядные (иллюстрации на космическую тематику); мультимедийные ( презентация «Загадочный космос» ); литературные (стихотворение А. Хайта «Планеты», детские энциклопедии )..

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационно и мотивационно-целевой

Задача: собрать внимание детей и мотивировать и на предстоящую деятельность

-Ребята, 12 апреля наша страна праздновала День Космонавтики: 55 лет назад первый в мире полёт на космическом корабле совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Своим героическим поступком он открыл дорогу в бесконечное пространство.

- Как вы понимаете, что же такое космос?

- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.

- Ребята, а кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Желающих много! В таком случае, я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».

Дети отвечают на вопросы,

проявляют заинтересованность.

2.Совместное планирование

Задачи:  воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; определить содержание деятельности.

-Ребята, а откуда же мы можем получить знания о Космосе? (из книг, телепередач, в интернете, спросить у взрослых).

Прежде чем обратиться к книгам, давайте подумаем, что мы знаем о Космосе и что хотим еще узнать.(воспитатель задает вопросы, выслушивает ответы детей).

-Давайте пройдем к столам и попробуем найти ответы на интересующие нас вопросы в энциклопедии. А чтобы ничего не забыть, мы зафиксируем результаты поиска в «папках исследователей».

Дети отвечают на вопросы, планируют последующую деятельность.

3.Реализация познавательного замысла.

Задачи:

•учить детей самостоятельно работать с книгой;

•развивать мыслительные операции;

•развивать активную речь детей в процессе деятельности.        

- Космос называют еще и другим словом - Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.

Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.

Опыт № 1 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и маленький шарик, иллюстрация Солнца.

Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?

Вывод: Солнце намного больше земли.

- Чтобы запомнить, нарисуйте солнце и землю на своих карточках.

Разгадайте загадку:

 Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам. (Луна)

- Так что же такое Луна?

Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли.Посмотрите на поверхность Луны, что вы видите? (вся поверхность покрыта кратерами и впадинами) Почему? Как вы думаете?

- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью Луны, когда падают метеориты? (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.)

Опыт № 2 “Метеориты и метеоритные кратеры”

Цель: объяснить детям, что случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты.

Оборудование: тарелка с мукой, теннисный шарик.

Ход: Представьте, что мука – это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось на поверхности  – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Нарисуйте в своих карточках Луну, чтобы запомнить.

А теперь давайте немного отдохнем. И проведем «космическую разминку».

Физминутка :

 Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

-Ребята, мы с вами уже знаем, что Солнце- это звезда, и во Вселенной звезд бессчетное множествои  они могут быть белыми, желтыми, красными, голубыми. Если мы посмотрим на звездное небо, мы увидим группы звезд, которые называются созвездиями. Еще в древности люди придумали им названия:  Рак, Рыба, Лев, Скорпион, Водолей, Козерог, Стрелец, Овен, Телец, Дева, Близнецы и Весы.

Возьмите «телескоп»и посмотрите в него- вы увидите эти созвездия.

Зарисуйте их в своих карточках, чтобы запомнить.

Дети самостоятельно работают с книгой, обращаются с вопросами к взрослому, высказывают предположения, фиксируют полученную информацию в папке исследователя.

4.Подведение итогов

Задача: показать достижение познавательной задачи.

Итог. Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!

- Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?

- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?

- Что такое Космос? Вселенная?

-  Что представляет собой Солнце?

- Большое ли оно, Солнце?

- Что такое Луна?

- От чего поверхность Луны покрыта кратерами и впадинами?

- С помощью чего люди изучают Космос?

- Назовите планеты Солнечной системы?

Дети отвечают на вопросы.

5. Открытость

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

- Как вы оцениваете свою работу в «космической лаборатории»? Возьмите желтую звезду - если вы считаете, что поработали эффективно, узнали много нового. Возьмите синюю звезду -  если что-то в процессе работы вам не удалось.

Впереди нас ждет еще очень много непознанного и неизведанного, нас ждут новые открытия и познания.

Благодарю вас за работу в нашей «космической лаборатории», и горжусь вами, как «маленькими учеными». Вы прекрасно справились с сегодняшней задачей «ученых-экспериментаторов».

Дети оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...