“ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?” (беседа с детьми средней группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

НАУМОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Данный материал предназначен для педагогов. воспитаывающих детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 69_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к 3.3

МДОУ «Детский сад № 22» г. Вольска Саратовской области»

_____________________________________

“ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?”
(беседа с детьми средней группы)

______________________

Подготовила воспитатель  1 квалификационной категории

Наумова Елена Николаевна

Цель: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам.

Задачи: осмысление и понимание слов “доброта, добрый”; ознакомление с устным русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской; воспитание на доступных детскому восприятию ситуативных примерах и образах любимых мультипликационных персонажей таких положительных качеств личности, как доброта, всепрощение, искренность, милосердие, уважение к окружающим.

Ход беседы

Звучит в записи песня “Если добрый ты…” из мультфильма “Приключения кота Леопольда”.

Воспитатель. Всем вам, ребята, наверное, знакома песенка самого терпеливого, добрейшего кота на свете. Давайте вспомним, как его зовут?

Дети. Кот Леопольд!

Воспитатель. Совершенно верно. Это известный и любимый всей детворой герой мультипликационного фильма “Приключения кота Леопольда”. Веселые истории о добром коте и вредных мышатах придумал художник и кинорежиссер Анатолий Резников. Мультфильм понравился не только детям, но и взрослым. Вскоре автор и его герой стали известными и популярными. Вслед за мультфильмом вышла и книга Анатолия Резникова, красочно и ярко иллюстрированная (показывает книгу А. Резникова “Приключения кота Леопольда”). Давайте мы ее полистаем… (Показывает картинки; можно зачитать одну из историй.)

Скажите, ребята, кто из сказочных персонажей вам больше симпатичен – мышата или кот? Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно! Леопольд нам симпатичен за свою сдержанность и воспитанность, умение отвечать добром на плохие поступки мышей. Мыши не вызывают у нас особой симпатии, потому что они злые и вредные. Как только не вредили Леопольду двое мстительных мышат: и водой обливали, и взрывали!.. Но добродушный кот терпеливо сносил выходки неугомонных приятелей. Он призывал их к миру и согласию. Что говорил кот Леопольд, обращаясь к мышам, после очередного “покушения” на него?

Дети. Ребята, давайте жить дружно!

Воспитатель. Совершенно верно. На что мыши неизменно отвечали…

Дети. Леопольд! Подлый трус, выходи!

Воспитатель. Мышата никак не могли понять, почему кот старается не обращать внимания на откровенную вражду мышей. Приятели считали даже Леопольда трусом. Так ли это? (Дети высказывают свои предположения.) Какую клятву дали друг другу мышата?

Дети. Хвост за хвост!

Воспитатель. Мышата постоянно затевают неприятные истории и сами же в них попадают. Не зря умные люди говорят: не рой другим яму, сам в нее попадешь! Как приятели ни стараются навредить ничего не подозревающему коту, все оборачивается против них. У русского народа есть очень много мудрых пословиц и поговорок о добре, добрых поступках и делах. Давайте их послушаем…

Русские народные пословицы и поговорки:

  • Плохо жить без забот, худо – без доброго слова.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Доброе дело – великое счастье.
  • Кто добро творит, того Бог благословит.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Доброму всегда добро.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добрый пример лучше ста слов.
  • Свет не без добрых людей.
  • Худо тому, кто добра не делает.

Далее воспитатель рассказывает о значении поговорок и пословиц.

“Свет не без добрых людей”. Свет – имеется в виду Земля, Вселенная. Так говорится, когда человеку, попавшему в беду и нуждающемуся в посторонней помощи, помогают не только близкие, но и посторонние люди. Еще так говорят, когда верят, что человек не одинок и ему обязательно помогут в трудную минуту.

“Как аукнется, так и откликнется”. Эта поговорка учит: как сам отнесешься к другому, так и к тебе будут относиться. Обычно так говорят в оправдание поведения того человека, который на недоброжелательное отношение к себе отвечает тем же.

В качестве иллюстративного примера можно привести и обсудить жизненную ситуацию, описанную в рассказе. 

Как аукнется, так и откликнется
(рассказ)

Марине на день рождения подарили красивую куклу. У нее были длинные волосы, уложенные в красивую прическу. Кукла была в нарядном бархатном платье, в прекрасных туфельках и с маленькой сумочкой, в которой лежали крохотное зеркальце, расческа и даже духи.

Девочка принесла свой подарок в детский сад. Марину сразу же окружили подружки. С восхищением и восторгом они разглядывали ее подарок. Всем хотелось потрогать и подержать в руках чудесную игрушку.

– Уберите руки! Не трогайте мою куклу! – сказала Марина и прижала ее к себе.

Девочки обиженно отошли от Марины и продолжили свою игру. Марина осталась одна со своей игрушкой. Она показала своей кукле группу, кроватку, на которой спала, и столик, за которым кушала. Та неподвижно сидела на руках и равнодушно хлопала красивыми глазами. Марине стало скучно, и она подошла к девочкам. Те увлеченно играли в кукольном уголке в дочки-матери. Сейчас они решили уложить своих “дочек” спать: раздевали и укладывали их в маленькие кукольные кроватки,
а платьица развешивали в кукольном  шкафу.

– Можно мне с вами поиграть? – спросила девочек Марина.

– Нет! – хором воскликнули девочки.

– Почему? – Марина очень удивилась отказу.

– Для тебя здесь нет места! – сказала одна из девочек.

– И твоя кукла может испачкаться или сломаться, а ее платье измяться и порваться…

– Подумаешь! И без вас обойдусь! – воскликнула Марина и, закусив губы от обиды, отошла прочь.

В о п р о с ы:

1. Почему девочки не захотели играть с Мариной в дочки-матери?

2. Как вы понимаете поговорку “Как аукнется, так и откликнется”?

Звучит музыка из мультфильма “Приключения кота Леопольда”. Появляется кот, он весело напевает песенку.

Воспитатель. Кто к нам пришел! Ребята, поприветствуйте гостя…

Дети (вместе). Здравствуйте!

Леопольд. Здравствуйте, ребятки! (Подходит к каждому ребенку и пожимает в знак приветствия руку.) Я так рад встрече с вами!

Воспитатель. Мы тоже рады видеть Вас, дорогой наш Леопольд! И восхищаемся Вашей добротой, воспитанностью и терпением. Мы как раз только что об этом говорили.

Леопольд (разводит руками). Да, друзья мои, такова жизнь! Где добро, там и зло, и наоборот… Но добро сильнее, и оно всегда побеждает зло. Как в сказках, помните?

Дети вспоминают и перечисляют сказки, в которых зло наказывается, а доброта торжествует: “Волк и Красная Шапочка”, “Волк и семеро козлят”, “Морозко”, “Госпожа Метелица” и другие.

Леопольд. И все-таки, ребята, мое терпение не было напрасным. Мне удалось помириться с мышатами.

Воспитатель. Да вы что?!

Леопольд. Да, да! Они пришли вместе со мной. Но мышатам стало стыдно за свои прошлые поступки, вот они и спрятались… Сейчас мы их поищем.

Леопольд обводит глазами комнату и находит мышат, которые спрятались за спины ребят. Кот машет им рукой, призывая выйти из своего убежища. Звучит песня “Хвост за хвост…” из мультипликационного фильма “Приключения кота Леопольда”. Появляются приятели. Виновато опустив головы, они пожимают лапу коту Леопольду и кивают ребятам.

Мышата (вместе). Привет!

Дети отвечают на приветствие. Первый мышонок в смущении топчется на одном месте, силясь что-то сказать. Приятель толкает его в бок, тот, наконец, нерешительно произносит.

1-й  мышонок. Мы… это в общем… того…

2-й  мышонок. Мы… больше не будем проказничать…

1-й  мышонок. Да!

2-й мышонок. Нам надоело быть плохими. Мы тоже хотим, чтобы нас все полюбили и стали уважать, как Леопольда…

1-й  мышонок. Что мы – хуже него, что ли?

2-й  мышонок. Вот решили исправиться и исправимся!

Вместе. Обязательно!

1-й  мышонок (обращаясь к коту). Леопольдушка, ты ведь простил нас, а?

2-й  мышонок. Ну, пожалуйста!

Леопольд (обращаясь к мышатам). Я вам отвечу на ваш вопрос только после того, как вы ответите на мои вопросы, согласны?

Мышата (расстроенно). Ой, а если мы не справимся? (Обращаются к ребятам.) Вы нам поможете?

Дети (хором). Поможем!

Леопольд. Вопрос первый: Какие вы знаете добрые слова? Назовите их.

Мышата растерянно мнутся, пожимают плечами. Вдруг один из них неожиданно чихает. Он восклицает: “Ой, извините!” Дети хором ему отвечают: “Будьте здоровы!” Мышонок, застеснявшись, произносит: “Спасибо!”

Леопольд. Хорошо, молодцы!

Дети помогают вспомнить мышатам остальные слова: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, извините, простите, до свидания, добрый день (утро, вечер), доброй ночи, доброго пути, всего вам доброго, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь и т. д.

Леопольд. Вопрос второй: Какого человека называют добрым?

Мышата (растерянно восклицают). О-о!

Подбегают к детям и советуются с ними. Заметно повеселев, они подбегают к Леопольду и радостно сообщают.

1-й мышонок. Добрый человек никогда не желает зла другому….

2-й  мышонок. Придет на помощь, выручит из беды словом или делом.

Мышата (вместе). И никогда никого не обидит злым словом или поступком…

Леопольд (обнимая мышат). Совершенно верно! Я рад, что вы, наконец, поняли, что худо тому, кто добра не делает никому. Я давно простил вас, друзья! (Поправив галстук-бабочку, продолжает.) Ребята, отныне будем жить с вами дружно, договорились?

Подает мышам лапу, те с готовностью кладут свои лапки, свободной лапой Леопольд накрывает сверху лапки мышат.

Мышата (вместе). Договорились!

Звучит вступление к песне “Если добрый ты…”. Леопольд исполняет куплеты, мышата по очереди – припев. Дети аплодируют. Обняв с двух сторон Леопольда, мышата уходят. Леопольд машет им на прощание.

Леопольд. Ребята, никогда не ссорьтесь…

Мышата (хором). Живите дружно!

Дети (прощаются с персонажами). До свидания!

Воспитатель. Да, недаром ведь говорят: “Нет худа без добра”. (Разъясняет смысл поговорки: слово “худо” означает что-нибудь плохое, неприятное; зло, беду. Слово “добро” означает приятное, хорошее, полезное. Из всякой неприятности можно извлечь что-то полезное.) Мышата, не раз побывав в различных переделках и влипнув в неприятные истории, наконец-то поняли, что не надо желать и делать плохого другим, что доброму всегда добро. Как говорится, что себе не хочешь, того и другим не желай. Жизнь дана на добрые дела!

Т в о р ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Нарисуйте полюбившихся персонажей мультипликационного фильма “Приключения кота Леопольда”.

2. Разучите любимую песенку кота Леопольда “Если добрый ты…”.

3. Сочините новую историю о трех друзьях: коте и двух мышатах. Придумайте имена мышатам.

4. Поиграйте в старинную русскую народную игру “Кошки-мышки”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Доброе слово – хороший поступок
(рассказ)

Был праздничный майский день. Владик вышел во двор своего дома прогуляться.

  • Владик, мы здесь! – окликнули его приятели с другого конца двора.
  • Иду! – прокричал в ответ Владик и направился к ним.

Навстречу мальчику шел пожилой человек. На его груди поблескивали ордена и медали. Он медленно шел, опираясь на палку.

  • Здравствуйте, – приветствовал прохожего Владик. Тот кивнул в ответ.
  • С праздником вас, дедушка! – продолжил Владик и протянул руку. Ветеран остановился и крепко пожал руку.
  • Спасибо! – проговорил он и улыбнулся.

Владик, кивнув на прощание головой, побежал к приятелям. Вечером за ужином он рассказал родителям о том, что во дворе видел ветерана с настоящими боевыми медалями и орденами.

  • Я с ним поздоровался и поздравил с праздником!
  • Молодец! – похвалил папа.
  • А почему ты так поступил, Владик? – поинтересовалась мама. – Ведь ты даже незнаком с этим человеком?
  • Потому что он ветеран, участник войны. А ветеранов  надо уважать, так нам в садике говорили. Дедушка был таким грустным и печальным. Я хотел, чтобы он улыбнулся.

В о п р о с ы:

1. С каким праздником поздравил Владик ветерана?

2. Почему ветеран, несмотря на праздник, был грустным и печальным?

3. “Вежливый”, “воспитанный”, “искренний”, “добрый”, “заботливый”, “внимательный”, “веселый” – какое из перечисленных слов характеризует мальчика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми средней группы «Что такое природа»

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом....

Беседа с детьми средней группы «Что такое природа»

Данная беседа может дать детям понять, что природа – это наш общий дом....

Окружающий мир. Беседа с детьми средней группы «Что такое театр?»

Окружающий мир. Беседа с детьми средней группы«Что такое театр?»Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работа...

Беседа с детьми средней группы "Что такое счастье?"

Беседа-рассуждение «Что такое счастье?» с детьми средней группы...

Беседа с детьми средней группы на тему: "Что такое Великая Отечественная Война"

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Великая Отечественная Война"Задачи:Обучающие: формирование у дошкольников элементарных знаний о ВОВ, ознакомление с нагр...

Тематическая беседа с детьми средней группы по теме: «Что такое Луг»

Развивать экологическую культуру личности. Закреплять правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе....