Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_udivitelnyy_mir_kamchatki.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «Удивительный мир Камчатки»

                                                                               

                                                                                                             воспитатель МБДОУ ДС №7

                                                                                      «Жар – птица»

                                                                                    Сидорук Л.О.

Тема: «Удивительный мир Камчатки»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании,  самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

  1.  Познакомить детей с удивительным местом нашей страны – полуостровом  Камчатка, уметь находить его на глобусе.понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении  

      вулканов;

      2.        Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

      3.        Формировать умение правильного  обращения с химическими веществами (уксусом);

      4.   Упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

      1.   Стимулировать  желание  детей  экспериментировать;

      2.   Развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;

     3.  Развивать  мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения,

            коммуникативные способности;

     4    Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства,

             отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

       1.         Воспитывать бережное отношение к природе;

       2.         Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности

             ребенка в  рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Активизация  словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.

Материалы  и  оборудование:  магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор,  картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями.

Оборудование для  экспериментирования:

•        макет горы вулканического  происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство  для

            посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;

•        таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся, и предложим им что-то интересное.

-Послушайте, нас кто-то вызывает по скайпу. Кажется нам пришло письмо……..Давайте прочитаем.

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА, ПРИГЛАШАЕМ  ВАС  И  ВАШИХ ГОСТЕЙ, ПОСЕТИТЬ  НАШ  ПОЛУОСТРОВ…..

Воспитатель: Но посмотрите,  к  сожалению,   буквы стёрты, и  не видно на какой  полуостров нас  приглашают.

Но здесь есть подсказка…..стрелка.   Ребята, нам нужно  сказать  первые звуки  этих картинок  и  прочитаем название  острова, куда нас  с вами приглашают?

На экране высвечиваются  картинки с изображением предметов. Подбирают соответствующий звук  к  картинке, затем читают слово. (работа с интерактивным журналом)

1

качели

2

автобус

3

мяч

4

черепаха

5

апельсин

6

тигр

7

кот

8

ананас

К

А

М

Ч

А

Т

К

А

                                                                                                                                                                                   

Воспитатель: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Ребята! А  где  находится  этот  полуостров? Как  найти его? Как туда попасть? (если  дети  затрудняются ответить, то можно  загадать  загадку): 

                                                             На нём уместилась вся наша земля:

                                                             Моря, океаны, леса и поля…

                                                             Ты северный полюс там тоже найдёшь

                                                             А если захочешь – в руках унесёшь.     (глобус)

Воспитатель: Ребята! А  для  чего  нам  нужен глобус? Что  еще люди отмечают  на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы  детей).

Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте  теперь  найдем  на глобусе  наш  полуостров «Камчатка».

Основная часть

Создание проблемной ситуации    «Как добраться на полуостров?»

Воспитатель: Ну  что  давайте  собираться  в  путь? Как вы  думаете, на  чем  туда можно   добраться?  

На каких видах транспорта?  (дети предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.)  Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в зале стоят стульчики с привязанными воздушными гелиевыми шариками) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей).

Воспитатель: Ребята, загружайтесь на яхту, сейчас мы с вами отправимся в путь.

Путешествие на Камчатку.  Показ  и обсуждение презентации «Путешествие на Камчатку»

- А пока мы будем плыть на наш полуостров,  я расскажу вам о нем.

Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей).  Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

Рассказ воспитателя

 - Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово  «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

- Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.

- Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.

- Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем,

который попал под расплавленную, и затем застывшую лаву.  Он оказался в плену у стихии.

- Твердая порода называется  пемза.

-Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

- Ребята! Как вы думаете, какой вред  приносит извержение вулкана?

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть  города и спастись.

- Ребята, как вы думаете,  а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли  делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.

Воспитатель: Вот  мы  и  на  полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы плыли, мы немного засиделись, давайте разомнемся!

Видео - Физминутка «Вулкан»

 Здоровьесберегающее упражнение  «Тропинка с препятствиями»

на равновесие.

Воспитатель: Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А что это перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет

вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе,  на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему), как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта

.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Воспитатель: добавляет в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в

жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В  результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель: Ребята! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Воспитатель: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в

твердую породу - пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Воспитатель: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули?  (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков, и они наполнены воздухом.

 

Заключительная часть

Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка

Воспитатель:  Друзья, вот и окончилось наше  путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова на яхту. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я  хочу вам подарить по кусочку пемзы, чтобы вы  вспоминали о нашем путешествии. До свидания!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока(Камчатка)

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока...

Конспект НОД "Вулканы Камчатки"

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта,  под чутким присмотром ...

Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!"

Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!" в подготовительной группе...

Конспект НОД "Камчатка любимая моя!"

Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения народного фольклора коренных жителей Камчатки.Задачи. Совершенствовать творческие способности, воспитывать  чу...

Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"

Тема: «Камчатка –край озёр и рек»Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами КамчаткиЗадачи: Фор...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Камчатка-Родина моя".

Задачи:Образовательные:  Формировать эмоциональный отклик к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к природе и традициям Камчатского края, а так же семейным ценностям.Развива...