Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"
план-конспект занятия (старшая группа)

Васильева Валерия Сергеевна

 

Тема: «Камчатка –край озёр и рек»

Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки

Задачи:

  • Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире.
                  
  • Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей.
  • Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: мультимедийная установка (слайд-шоу), аудио заставка «Клуба путешественников».

Материалы: загадки о реках и озёрах, разрезные картинки речных, озёрных, морских и сухопутных животных, птиц Камчатки.

Словарная работа: гидроэлектростанции, «сухая» речка, «голубые» озёра, туризм, гидролог

Индивидуальная работа:  закрепить названия животных, птиц, рыб, представителей растительного мира Камчатского края с Русланом, Максиком.

Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, беседы «Животный и растительный мир Камчатки», понятия «река» и «озеро»: отличия, сходства.

Сюрпризный момент: Ребята, сегодня мы с вами побываем  в «Клубе кинопутешественников» (звучит аудио заставка к передаче «Клуб путешественников»)

И хотя мы и живём на Камчатке, но узнаем много интересного о ней…

Хотите? (Ответы детей)

Ход занятия:

Воспитатель: Камчатка –это не только край вулканов и гейзеров, но это ещё и край рек и озёр.

Посмотрите на карту, ребята, Камчатка – это полуостров  в северо-восточной части Евразии на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.

Посмотрите, на что похожа наша Камчатка? (предположительные ответы детей)

 Воспитатель обозначает схожесть с большой рыбой.

А рыбы где водятся?

-Правильно, в водоёмах: реках и озёрах.

 -Попробуйте, угадайте загадку:

« Полями, лесами, лугами

Она бежит меж берегов

Петляет от обрыва к мели

Тут быстро, где-то еле-еле.

Она течёт уже века

Полноводная…»

Ответы детей: река

Большинство камчатских рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Поэтому эти реки холодные и чистые.

Я остановлюсь на самой крупной реке нашего края: она так и называется Камчатка.

Самая большая река — Камчатка — в нижнем течении пригодна для того, чтобы там ходили суда.

На реках действуют гидроэлектростанции, они использует энергию падающей воды, преобразуя её в электрическую энергию. Таков механизм их работы
Реки Камчатки имеют такой же бурный характер, как и сама Камчатка,  с порогами и водопадами. Наиболее крупные из них: Камчатка и Большая.

 По одной из версий наш полуостров получил название от корякского наименования долины реки Камчатки — Кончат.

Она впадает в Тихий океан. Впадая в Тихий океан, Камчатка образует проток, соединяющий ее с озером Нерпичье — крупнейшим на полуострове. По всему своему пути река имеет небольшие острова, в основном состоящие из песка и не имеют растительности, кроме травы и кое-где ивняка. Река питается от грунтовых вод, осадков, снега.

Зимой Камчатка замерзает. Камчатка течет и в горной, и в равнинной местности, ее По берегам реки растут аянская ель или лиственница.В верхнем и близком к нему среднем течении реки кроме хвойных растут тополь, ольха, ива.Нижнее течение более болотисто, здесь по берегам преобладают кустарники и травы.

Территория вокруг реки богата фауной. Много птиц, среди которых можно видеть чаек, бакланов, куропаток. В прибрежных лесах обитают лоси, олени, волки, ондатры. Хозяином здешних мест является камчатский медведь.

Река Камчатка богата рыбой: нерка, кижуч, кета, чавыча. Здесь происходит как промышленная ловля рыбы, так и любительская. Кроме рыбной ловли, на реке можно увидеть много туристов, которые приезжают не только полюбоваться красотами реки, но и совершают целые водные походы. (слайд)

- А кто такие туристы? Чем они занимаются?

-Люди, которые любят путешествия, ходят в походы называются туристами. У них специальное снаряжение, одежда.

Представляете, в нашем крае есть и «сухие» речки?

Воспитатель обращается к детям:

«А как вы думаете, что это за реки такие?» (предположения детей)

«Сухая» речка- это такая речка, где вода появляется во время того, когда начинает таять снег и только на это время... «Сухая речка» живёт только в вулканических районах Камчатки.

- Угадайте, ещё одну загадку:

«Ледниковое, речное,

Горное, провальное,

И на зеркальце похоже,

Его основание!»

Ответы детей: Озеро 

У нас на полуострове много озёр.

Можно сказать, что озёра Камчатки –это достопримечательность нашего края. Они диковинной красоты.

В нашем городе Петропавловске-Камчатском, в самом его центре находится небольшое озеро Култучное.

В озере обитают трехигловая и девятиигловая колюшка, карась, а также лягушки и ондатры. –-

-Давайте, вспомним, вы довольно часто там прогуливаетесь в солнечные деньки, кого вы наблюдаете на берегах озера?

-Правильно, это чайки… утки…

А самое большое озеро на Камчатке –Кроноцкое озеро. Озеро входит в состав Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника.  Озеро образовалось около 10 000 лет назад в результате запруды долины реки Кроноцкой продуктами лавового извержения.

В озере обитает 2 вида рыб: особая пресноводная форма нерки кокани и озёрный голец.

У берегов озера также гнездятся такие хищные птицы, как беркуты, сапсаны и орланы.

Одним из символов озера являются лебеди. В летнее время их немного, они тщательно выбирают места для гнездовья, чтобы укрыться от чужих глаз. Но в зимнее время к постоянным жителям присоединяются лебеди с севера полуострова. В этот период исток реки Кроноцкая заселяют огромные стаи лебедей. На берега озера приходят покормиться бурые медведи.

Кроме этих озёр на Камчатке огромное множество различных по происхождению озёр: вулканические, ледниковые, «голубые» озёра, морские и много, много других.

Все они уникальны и очень красивы! (слайд)[

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Ребята мы уже раньше сказали, что с одной стороны Камчатка омывается Охотским, с другой стороны –Беринговым морем и Тихим океаном.

Вспомните наши беседы и нашу экскурсию в Камчатский Краеведческий музей каких морских животных Камчатки вы знаете, о какаих животных узнали сегодня?

 Давайте, поиграем в игру «Собери картинку и угадай животное»

Детям предлагаются разрезные картинки морских,  речных, озёрных обитателей Камчатки,  ( нерка, кижуч, чавыча чайки, лебеди среди них как будто случайно оказались:  птицы (вороны, сороки), лиса, медведь.

- А разве медведи – морские или может речные животные? (ответы детей)

- Нет,  они могут встречаться по берегам рек во время нереста рыбы.

- А вы никогда не наблюдали у нас  розовую чайку, ребята?

-Представляете, у нас даже есть розовые чайки..

А ещё каких животных, рыб, птиц мы узнали?

 

Ребята, вам посчастливилось путешествовать в сопровождении взрослых по Камчатке? Ходили в походы? Может вы были на вулканах? Или видели другие озёра? (ответы детей)

-А вы помните, что после походов нужно за собой убирать, не оставлять мусор и пищевые отходы.

Конечно, существуют предприятия, которые сливают промышленные отходы в реки, существуют также природные изменения, что приводят к массовой гибели животных.

- Ребята, есть такие очень важные профессии людей, которые занимаются изучением рек и озер, помогают сохранять здоровье наших речных и озёрных богатств. И профессия это называется ГИДРОЛОГ…

Правда, очень полезная профессия? (ответы детей)

- А есть схожая профессия, только эти люди занимаются изучением океана. Его флоры и фауны.

-Океанолог.

Рефлексия:

-Наше путешествие подходит к концу.

Вам понравилось? А что именно? Что нового узнали для себя?

-У меня к вам просьба, ребята, давайте оформим стенгазету «Камчатка, которую я люблю…» Ваши родители вышлют нам фотографии с ваших совместных путешествий..

Спасибо..

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия42.6 КБ
Файл Презентация1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром»

Тема: «Камчатка –край озёр и рек»

Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки

Задачи:

  • Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире.
                 
  • Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей.
  • Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: мультимедийная установка (слайд-шоу), аудио заставка «Клуба путешественников».

Материалы: загадки о реках и озёрах, разрезные картинки речных, озёрных, морских и сухопутных животных, птиц Камчатки.

Словарная работа: гидроэлектростанции, «сухая» речка, «голубые» озёра, нерест, туризм, гидролог

Индивидуальная работа:  закрепить названия животных, птиц, рыб, представителей растительного мира Камчатского края с Русланом, Максиком.

Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, беседы «Животный и растительный мир Камчатки», понятия «река» и «озеро»: отличия, сходства.

Сюрпризный момент: Ребята, сегодня мы с вами побываем  в «Клубе кинопутешественников» (звучит аудио заставка к передаче «Клуб путешественников»)

И хотя мы и живём на Камчатке, но узнаем много интересного о ней…

Хотите? (Ответы детей)

Ход занятия:

Воспитатель: Камчатка –это не только край вулканов и гейзеров, но это ещё и край рек и озёр.

Посмотрите на карту, ребята, Камчатка – это полуостров  в северо-восточной части Евразии на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.

Посмотрите, на что похожа наша Камчатка? (предположительные ответы детей)

Обозначает схожесть с большой рыбой.

А рыбы где водятся?

-Правильно, в водоёмах: реках и озёрах.

 -Попробуйте, угадайте загадку:

« Полями, лесами, лугами

Она бежит меж берегов

Петляет от обрыва к мели

Тут быстро, где-то еле-еле.

Она течёт уже века

Полноводная…»

Ответы детей: река

Большинство камчатских рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Поэтому эти реки холодные и чистые.

Я остановлюсь на самой крупной реке нашего края: она так и называется Камчатка.

Самая большая река — Камчатка — в нижнем течении пригодна для того, чтобы там ходили суда.

На реках действуют гидроэлектростанции, они использует энергию падающей воды, преобразуя её в электрическую энергию. Таков механизм их работы
Реки Камчатки имеют такой же бурный характер, как и сама Камчатка,  с порогами и водопадами. Наиболее крупные из них: Камчатка и Большая.

 По одной из версий наш полуостров получил название от корякского наименования долины реки Камчатки — Кончат.

Она впадает в Тихий океан. Впадая в Тихий океан, Камчатка образует проток, соединяющий ее с озером Нерпичье — крупнейшим на полуострове. По всему своему пути река имеет небольшие острова, в основном состоящие из песка и не имеют растительности, кроме травы и кое-где ивняка. Река питается от грунтовых вод, осадков, снега.

Зимой Камчатка замерзает. Камчатка течет и в горной, и в равнинной местности.  По берегам реки растут аянская ель или лиственница.

В верхнем и близком к нему среднем течении реки кроме хвойных растут тополь, ольха, ива.

Нижнее течение более болотисто, здесь по берегам преобладают кустарники и травы.

Территория вокруг реки богата фауной. Много птиц, среди которых можно видеть чаек, бакланов, куропаток. В прибрежных лесах обитают лоси, олени, волки, ондатры. Хозяином здешних мест является камчатский медведь.

Река Камчатка богата рыбой: нерка, кижуч, кета, чавыча. Здесь происходит как промышленная ловля рыбы, так и любительская. Кроме рыбной ловли, на реке можно увидеть много туристов, которые приезжают не только полюбоваться красотами реки, но и совершают целые водные походы. (слайд)

- А кто такие туристы? Чем они занимаются?

-Люди, которые любят путешествия, ходят в походы называются туристами. У них специальное снаряжение, одежда.

Представляете, в нашем крае есть и «сухие» речки?

Воспитатель обращается к детям:

«А как вы думаете, что это за реки такие?» (предположения детей)

«Сухая» речка- это такая речка, где вода появляется во время того, когда начинает таять снег и только на это время... «Сухая речка» живёт только в вулканических районах Камчатки.

- Угадайте, ещё одну загадку:

«Ледниковое, речное,

Горное, провальное,

И на зеркальце похоже,

Его основание!»

Ответы детей: Озеро 

У нас на полуострове много озёр.

Можно сказать, что озёра Камчатки –это достопримечательность нашего края. Они диковинной красоты.

В нашем городе Петропавловске-Камчатском, в самом его центре находится небольшое озеро Култучное.

В озере обитают трехигловая и девятиигловая колюшка, карась, а также лягушки и ондатры. –-

-Давайте, вспомним, вы довольно часто там прогуливаетесь в солнечные деньки, кого вы наблюдаете на берегах озера?

-Правильно, это чайки… утки…

А самое большое озеро на Камчатке –Кроноцкое озеро. Озеро входит в состав Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника.  Озеро образовалось около 10 000 лет назад в результате запруды долины реки Кроноцкой продуктами лавового извержения.

В озере обитает 2 вида рыб: особая пресноводная форма нерки кокани, и озёрный голец.

У берегов озера также гнездятся такие хищные птицы, как беркуты, сапсаны и орланы.

Одним из символов озера являются лебеди. В летнее время их немного, они тщательно выбирают места для гнездовья, чтобы укрыться от чужих глаз. Но в зимнее время к постоянным жителям присоединяются лебеди с севера полуострова. В этот период исток реки Кроноцкая заселяют огромные стаи лебедей. На берега озера приходят покормиться бурые медведи.

Кроме этих озёр на Камчатке огромное множество различных по происхождению озёр: вулканические, ледниковые, «голубые» озёра, морские и много других.

Все они уникальны! (слайд)[

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Ребята мы уже раньше сказали, что с одной стороны Камчатка омывается Охотским, с другой стороны –Беринговым морем и Тихим океаном.

Вспомните наши беседы и нашу экскурсию в Камчатский Краеведческий музей каких морских животных Камчатки вы знаете?

 Давайте, поиграем в игру «Собери картинку и угадай животное»

Детям предлагаются разрезные картинки морских, речных, озёрных обитателей Камчатки,  ( нерка, кижуч, чавыча чайки, лебеди среди них как будто случайно оказались:  птицы (вороны, сороки), лиса, медведь.

- А разве медведи – морские или может речные животные? (ответы детей)

- Нет,  они могут встречаться по берегам рек во время нереста рыбы.

- А вы никогда не наблюдали у нас  розовую чайку, ребята?

-Представляете, у нас даже есть розовые чайки..

А ещё каких животных, рыб, птиц мы узнали?

Ребята, вам посчастливилось путешествовать в сопровождении взрослых по Камчатке? Ходили в походы? Может вы были на вулканах? Или видели другие озёра? (ответы детей)

-А вы помните, что после походов нужно за собой убирать, не оставлять мусор и пищевые отходы.

Конечно, существуют предприятия, которые сливают промышленные отходы в реки, существуют также природные изменения, что приводят к массовой гибели животных.

- Ребята, есть такие очень важные профессии людей, которые занимаются изучением рек и озер, помогают сохранять здоровье наших речных и озёрных богатств. И профессия это называется ГИДРОЛОГ…

Правда, очень полезная профессия? (ответы детей)

- А есть схожая профессия, только эти люди занимаются изучением океана. Его флоры и фауны.

-Океанолог.

Рефлексия:

-Наше путешествие подходит к концу.

Вам понравилось? А что именно? Что нового узнали для себя?

-У меня к вам просьба, ребята, давайте оформим стенгазету «Камчатка, которую я люблю…» Ваши родители вышлют нам фотографии с ваших совместных путешествий..

Спасибо..

 

Туристические фирмы камчатки, путешествия по Камчатке, Kamchatka

https://www.kamchatkaonline.ru/images/hollow.gif

https://www.kamchatkaonline.ru/images/hollow.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Камчатка –край рек и озёр» КГОАУ «Центр образования «Эврика» Подготовила: педагог дошкольного отделения Васильева Валерия Сергеевна 2022г.

Слайд 2

Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами Камчатки Воспитывать бережное отношение, любовь, чувство гордости к природе родного края и её наследию: озёрам и рекам Камчатского края.

Слайд 3

Задачи: Формировать у детей знания о реках и озёрах, их внешнем виде, местонахождении, природе, происхождении, животном и растительном мире. Развивать психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание, монологическую и диалогическую речь детей. Способствовать формированию привычек охранять и не загрязнять окружающую среду!

Слайд 4

Актуальность темы: в ходе предварительных бесед выяснилось, что дети затрудняются с ответами на вопросы о том, какие реки и озёра они знают у нас на полуострове. Перед проектом поставлены экологические задачи, изучить, беречь, охранять природное наследие.

Слайд 6

Река Камчатка

Слайд 7

Сплавы по реке Камчатка

Слайд 8

Сухая речка

Слайд 9

Озёра Камчатки

Слайд 10

Озеро Култучное г. Петропавловск-Камчатский

Слайд 11

Озёра Камчатки

Слайд 14

По берегам рек можно видеть.

Слайд 15

Туризм на Камчатке

Слайд 16

Все мы с Вами очень любим нашу Камчатку… Давайте же беречь её природные красоты! Спасибо за внимание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Мой край – Рязанщина».

Конспект занятия в старшей группена тему: «Мой край – Рязанщина».Программное содержание:Обобщить и расширить знания детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; находить следы влияния де...

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Конспект занятия "Мой край родниковый"

Накопление ребенком  культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослым....

Конспект занятия «Мой край - Мордовия моя»

Заняти проводится в ввиде игры КВН...

Конспект занятия "Заповедный край" в подготовительной группе

Цель: Формировать представление детей о заповедных местах родного края....

конспект занятия "Удивительный край Якутия"

материал может быть полезен для изучения республики Якутия...