Конспект НОД "Вулканы Камчатки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шарапова Ольга Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта,  под чутким присмотром педагога проведут опыт "Извержение вулкана". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vulkany_kamchatki.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 9"

Методическая разработка

"Вулканы Камчатки"

(Непосредственно образовательная деятельность

с воспитанниками подготовительной к школе группы)

Разработчик -

Шарапова О.В.,

          воспитатель

1 квалификационной категории

г. Вилючинск

2019 г.

Цель - создание условий  для формирования патриотических чувств у воспитанников через интерес к природе Камчатки.

Задачи:

  • обобщить знания воспитанников о вулкане как природном явлении;
  • способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи;
  • развивать  познавательные интересы, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику, творческие способности, развивать и закреплять коммуникативные навыки;
  • формировать умение организовывать и планировать свою работу и поэтапно осуществлять замысел, расширять представления и формировать интерес к малой Родине – Камчатке.

Предварительная работа: рассматривание глобуса,  презентаций и иллюстраций с вулканами, показ макета вулкана, изготовление макетов вулкана, беседа о Камчатке, рисование вулканов.

Оборудование для  экспериментирования: макеты горы вулканического  происхождения, подкрашенная вода, пищевая сода, лимон, чайная  ложка.

Словарная работа:  легенда,  Кутх, кузнец, наковальня, молот, горн, магма, лава, кратер, жерло, извержение, домашний, спящий, действующий вулканы.

 Предполагаемый  результат: воспитание любви к малой Родине,развитие у воспитанников интереса к вулканам как части природы Камчатского края, самостоятельности при проведении опыта "Извержение вулкана".

Ход занятия:

1 этап. Организационный

Воспитатель: День необычный сегодня у нас. Я рада приветствовать Вас!

2 этап. Мотивационный

-  Ребята, я совсем забыла вам рассказать очень важную новость. Сегодня в детский сад пришла посылка. Без вас я не решилась открыть ее. Давайте  узнаем, что в посылке?

- Садитесь рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

Вскрываю  посылку.

-  Здесь письмо от ворона Кутха сюрприз. Но о нём вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан-

Это дедушка…(дети - вулкан)

- Правильно, в посылке действительно находится  макет вулкана. А еще Кутх передал  вам  конверт (открываю конверт, читаю)

-Край земли Камчатский очень удивительный, загадочный. Здесь есть необычные горы - вулканы. Ребята, вспомните, что означает слово "вулкан"? ("Бог огня"). Правильно, слово "вулкан" означает "Бог огня".   А почему его так называют, мы узнаем, послушав легенду о нем.

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу внутри высоченной горы.  А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскаленные камни, огонь, пепел.

"Вулкан работает",- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».

- Ребята, я знаю, что вы очень любите проводить различные опыты, исследования. Поэтому, я прислал Вам "спящий" вулкан. "Разбудите" его! Жду от Вас ответного письма с результатами опыта. До свидания!!"

- Ребята, вы знаете, что такое - спящий вулкан? (Нет)

 - Тогда приглашаю в кинозал. Усаживайтесь поудобнее(дети смотрят видео "Вулкан Карымский")

- Ребята, обратите внимание  фотовыставку "Вулканы Камчатки"(дети рассматривают фотографии)

- На фотографиях много разных вулканов Камчатки.

- На что похожи вулканы? (на пирамиду, конус, треугольник).

- Значит, какой он формы? (Конусообразной, треугольной).

- Какие названия вулканов вы знаете? (Мутновский, Горелый, Вилючинский, Авачинский, Корякский, Козельский, Карымский, Ключевской).

- Как называются вулканы  с извергающей лавой, огнем, дымом?(действующие).

- Посмотрите, на вид это обычная гора; называется она……. "спящий вулкан".

- Ребята, а почему Корякский,  Козельский, Авачинский вулканы называют домашними вулканами? (дети - они видны из окна).

- Посмотрите, это на вид обычная гора,  называется она спящий вулкан, а это та же самая гора,  только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает спокойно.

- Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? (дети -на большую яму, воронку).

- Верно. Вершина горы,  из которой извергается  вулкан, называется кратер вулкана.

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Физминутка:

По дорожке мы шагали, и ворон мы не считали,

 Смело скачем мы вперед, где вулкан уже нас ждет.

 Когда в гости мы пришли, можно крикнуть "1, 2, 3".

 Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макеты вулкана.

3 этап. Практический

- Ребята, мы с вами тоже делали макеты  гор. Предлагаю вашему вниманию  вулкан, который через несколько минут "проснётся". В этом помогу ему я с помощью опыта. Хотите посмотреть?(дети – да).

–Тогда, вокруг себя обернитесь в лаборатории окажитесь (дети кружатся)

- Вот мы с Вами и в лаборатории. Но, прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним  правила поведения в лаборатории (со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и т.д.)

 – Пройдёмте в нашу лабораторию и займем рабочие места.

-  Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую "разбудить" наш вулкан (в готовый раствор кладу лимонную кислоту, дети наблюдают "извержение" вулкана).

- Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта):

1. Насыпаем в "жерло" нашего вулкана  две  чайных ложки пищевой соды;

2. Добавляем из большого  шприца  раствор воды и красной краски;

3. Из пипетки выдавливаем моющее средство;

4. Из маленького шприца выдавливаем лимонную кислоту.

- Теперь, я первая проведу опыт, а вы смотрите на схему-подсказку и говорите, что надо мне делать (закрепление детьми  последовательности проведения опыта)

– Ребята, всем понятно?

– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте

 к проведению эксперимента.

Дети самостоятельно  проводят эксперимент, воспитатель следит за техникой безопасности.

- Ребята, вокруг себя повернитесь  в группе окажитесь.

4 этап. Рефлексия

 – Молодцы, ребята,  все справились с опытом. У всех вулкан  "проснулся".Из вас получились хорошие исследователи.

 – Ребята, проделав опыт, что нового вы узнали? (что действующие вулканы – это те вулканы, которые извергаются, что из кратера выходит лава и т.д.)

 – Как вы думаете, откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах(дети берут карточки и называют действия: узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге, услышать по телевизору, сходить в библиотеку, посмотреть в интернете)

– Я даю вам задание узнать что-то новое, интересное про вулканы и рассказать нам на следующем мероприятии "А сейчас мы узнаем".

 - А в свободное время предлагаю вам зарисовать наш эксперимент. На сегодня наши исследования закончились, спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока(Камчатка)

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока...

Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!"

Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!" в подготовительной группе...

Конспект НОД "Камчатка любимая моя!"

Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения народного фольклора коренных жителей Камчатки.Задачи. Совершенствовать творческие способности, воспитывать  чу...

Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"

Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"...

Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"

Тема: «Камчатка –край озёр и рек»Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами КамчаткиЗадачи: Фор...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Камчатка-Родина моя".

Задачи:Образовательные:  Формировать эмоциональный отклик к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к природе и традициям Камчатского края, а так же семейным ценностям.Развива...