Тема «Природа – наш дом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка образовательной деятельности
Возраст: подготовительная группа
Тема: «Природа – наш дом»
Направление образования и развития (образовательная область): «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающая:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воду);
- учить рассуждать, аргументировать суждения;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающая:
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
- развивать общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе;
- воспитывать экологическую культуру.
Формы реализации детских видов деятельности:
Игра: «Собери мусор».
Перемещение в лабораторию.
Словесный: Художественное слово; Рассказ воспитателя.
Наглядный: Слайды природа.
Практические: Эксперимент по очищению почвы;
Изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов.
Формы организации: групповая.
Оборудование и материалы: Слайды, с изображением экологических катастроф, слайд с фильтрами для очистки воды; слайд с изображением города в смоге; компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, свеча, тарелка, ватные палочки), (урны плоскостные - красный, желтый, зеленый), (халаты для детей), шаблоны для изготовление экологических знаков, клей.
Ожидаемые результаты:
- повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;
- увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
- формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
- развитие познавательного интереса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_priroda_-_nash_dom.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Методическая разработка образовательной деятельности
Тема: «Природа – наш дом»
Разработал: воспитатель
Седашова Валентина Геннадиевна
2020 год
Методическая разработка образовательной деятельности
Седашова Валентина Геннадиевна,
воспитатель,
МБДОУ «Советский детский сад»
Алексеевского городского округа
Возраст: подготовительная группа
Тема: «Природа – наш дом»
Направление образования и развития (образовательная область): «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающая:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воду);
- учить рассуждать, аргументировать суждения;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающая:
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
- развивать общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе;
- воспитывать экологическую культуру.
Формы реализации детских видов деятельности:
Игра: «Собери мусор».
Перемещение в лабораторию.
Словесный: Художественное слово; Рассказ воспитателя.
Наглядный: Слайды природа.
Практические: Эксперимент по очищению почвы;
Изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов.
Формы организации: групповая.
Оборудование и материалы: Слайды, с изображением экологических катастроф, слайд с фильтрами для очистки воды; слайд с изображением города в смоге; компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, свеча, тарелка, ватные палочки), (урны плоскостные - красный, желтый, зеленый), (халаты для детей), шаблоны для изготовление экологических знаков, клей.
Ожидаемые результаты:
- повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;
- увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
- формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
- развитие познавательного интереса детей.
План-проект проведения образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводно-организационный этап | |
Организационно-побудительный момент, создание благоприятного эмоциональный настроя | |
Добрый день ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга: Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки вверх, замкнув ими круг) Здравствуй, небо голубое, (руки разводим в стороны) Здравствуй, вольный ветерок, (машем руками) Здравствуй, маленький дубок! (Показываем, что он мал, как рост ребёнка) Мы живём в родном краю, (разводим руки на уровне груди) Всех я вас приветствую. (прижимаем ладони к груди и снова разводим) | Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу, вместе с педагогом проговаривают слова приветствия. |
Беседа | |
Предлагаю детям пройти на коврик и сесть Давайте, ребята поговорим сегодня о природе. А по вашему мнению что такое природа. Природа – это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить природу. | Варианты ответов детей
|
II. Мотивационно- побудительный этап | |
Постановка проблемы | |
Дорогие ребята, вчера вечером почтальон принёс нам конверт. Давайте посмотрим, что же там внутри. (Открыв конверт, находим диск. Ставим на прослушивание.) Здравствуйте, ребята! Я прошу у вас помощи в экологической защите нашей планеты. Много работы, мы не справляемся! Природа края нуждается в помощи. Земля, вода, воздух загрязнены. Просим вас помочь провести исследования. С уважением ученые экологи. Наша природа родного края красивая, яркая. Однако есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, что подарила нам природа. Ребята, а вы хотите быть защитниками природы? А скажите пожалуйста, что по вашему мнению означает экология. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи. Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля. Вот и я вам сейчас предлагаю превратиться в экологов и пройти в нашу научную лабораторию. Как нужно себя вести в лаборатории? | Варианты ответов детей Это учёные, которые изучают природу, защищают её. |
III. Основной этап | |
Совместная работа | |
Ребята, давайте с вами проведём опыт с почвой. Опыт №1. Перед вами модель почвы, в контейнере, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Я набираю в пипетку чернила и капаю на почву. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? А как вы думаете, это вещество может повредить почве, природе? Вот растеклось это вещество по почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Поливаю почву из лейки). Что произошло с дождевой водой? Какого теперь цвета дождевая вода? Почему она такая? Ребята, как вы думаете, куда может попасть ядовитое вещество после дождя? Конечно же, в любой водоём. У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь и это очень сильно вредит окружающей среде. Ребята, а какая вода стала, когда прошла сквозь почву? И эта вода может попасть и в реку, и в озеро, в любой водоём. Как вы думаете, что нужно сделать с такой водой? Опыт №2. Давайте проведём небольшой эксперимент по очистке воды. (Дети переходят к столам, где стоят пластиковые стаканы с загрязненной водой, воронки с фильтрами и чистые баночки) Обратите внимание на воду. Такую воду можно пить? Сейчас мы будем её очищать. В воронках есть фильтр, он состоит из ватного диска, этот фильтр будет задерживать частички грязи. Попробуйте налить немного воды в воронку и понаблюдайте, как вода очищается. Можно сказать, что вода в баночке чище, чем в стаканчике? Можно сказать, что фильтр помогает очищать воду? Ребята, а воду, которую мы почистили теперь можно пить? Да! Эта вода ещё недостаточно чистая для питья, но для полива цветов вполне пригодна. А чтобы воду можно было употреблять в пищу, на специальных очистных сооружениях ставят огромные фильтры и они очищают воду, а так же для того, чтобы грязная вода не попадала в реку. (Показ слайда) Опыт №3. Давайте посмотрим ещё один слайд, что это такое? (Демонстрация грязного города, горы мусора). Как вы думаете откуда берется мусор? Что произойдет, если мусор не убирать? Дети, посмотрите, какой у нас может стать грязным город, если мы будем выбрасывать мусор где попало. Как можно назвать мусор другими словами? Ежегодно от каждого человека, проживающего в России остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Ребята как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?. Давайте посмотрим как вы правильно сортируете мусор и выбрасываете его. Игра «Собери мусор» В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор). Опыт №4. Как вы думаете на этих фотографиях в городе чистый воздух? Ребята, где у нас в городе (селе) встречается грязный воздух? Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите? Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым? Как защитить воздух от дыма? Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. | Варианты ответов детей. Нет. Варианты ответов детей. Дети: Вода прошла сквозь почву. Черная. Дети: В речку, пруд, озер Варианты ответов детей. Дети: Нет. Можно. Дети: Нет, она ещё не совсем чистая. Варианты ответов детей. (Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и многое другое). Сор, отходы, хлам, отбросы и т. д. Дома мы выбрасываем мусор в мусорное ведро. Потом мы его относим в мусорный контейнер, после чего мусоровоз отвозит мусор на свалку. Варианты ответов детей. На остановках, около заводов и т.д. Горит свеча. Варианты ответов детей.
Копоть. Чёрного. От пожаров, заводских труб. Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. |
Самостоятельная работа воспитанников | |
Ребята, не забывайте, что природа – наш дом. Человек может нанести природе огромный ущерб своим неправильным поведением. Чтобы об этом помнили и знали не только мы, предлагаю сделать экологические знаки и подарить их ребятам средней группы. Дети изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов. 1.Береги природу! 2.Посади дерево – спаси планету! 3. Чистая вода спасает, грязная — убивает! 4. Не загрязняй природа, забирай с собой мусор. 5. Воздух нужен всем вокруг, береги его, мой друг. 6. Не разжигай костёр. 7. Береги нашу планету! | |
IV. Заключительный этап | |
Беседа | |
В природе нет мусора, нету отходов, В нашем городе есть экологические баки они плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде. Наша задача – хранить природу, жизнь, не убивать. Не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача. |
Варианты ответов детей. Беседа с воспитателем |
V. Рефлексивно-побудительный этап | |
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) | |
Ребята, что нового вы узнали? А кто же такие экологи? Чем они занимаются? А куда надо убирать мусор? Что больше всего запомнилось в наших исследованиях? Ребята, сегодня вы очень хорошо помогали: в проведении опытов. Вы настоящие защитники и помощники природы: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы. Ученые экологи передали вам эмблемы в знак вашей помощи «Юный эколог», а мы пойдем и подарим наши экологические знаки которые мы сделали средней группе. | Ответы детей |
Анкета-заявка участника профессионального конкурса
1 | Фамилия, имя, отчество автора (полностью) | Седашова Валентина Геннадиевна |
2 | Год, месяц день рождения | 18.11.1982 |
3 | Место работы (полное название организации) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная организация «Советский детский сад» Алексеевского городского округа |
4 | Должность | Воспитатель |
5 | Педагогический стаж работы | 8 лет |
6 | В какой возрастной группе работает | Подготовительной группе |
7 | Название работы, подаваемой на конкурс (методическая разработка, ссылка на «Интернет - портфолио») | Тема: «Природа – наш дом» |
8 | Домашний адрес автора (полностью) | Белгородская область Алексеевский район с. Советское ул. Мира 17.2 |
9 | Другие средства связи с участником (e-mail/факс/моб.тел.) | sedashova.valentina@yandex.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Познавательно - творческий проект Тема «Природу любим, с природой дружим» (средняя группа)
Проект предназначен для детей средней группы в возрасте от 4 до 5 лет. Данный проект разработан на основе &laq...
«Базовые национальные ценности» Номинация «Социальный проект» на тему: «Природа» «Природа Краснодарского края».
Цель проекта: познакомить с природой Краснодарского края, её многообразием, редкими и лекарственными растениями края. Формировать представления о редких животных, об охране природы края....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
Беседы на тему «Природа» «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Беседы на тему «Природа»...
Консультация для родителей на тему: "Природа цвета или цвета Природы"
laquo;Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета... » Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Н...