Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Расширение знаний детей по теме "Деревья".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_teme_derevya.docx20.43 КБ

    Предварительный просмотр:

       Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья   родного края» для детей с ТНР старший возраст.

    Интеграция образовательных областей

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Физическое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Используемые технологии: игровые, коррекционные, развивающие, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.

    Методические приемы: наглядные, словесные, практические.

    Цель: Расширять и закреплять знания детей о лиственных и хвойных деревьях, растущих в наших лесах, парках, скверах.

    Образовательные задачи:

    1. Познакомить детей с новыми для них деревьями: осиной, тополем. Формировать умение дифференцировать и  сравнивать хвойные и лиственные породы деревьев по внешним признакам (цвету и   особенностям коры,  листьям, плодам).

    3.Формировать умение относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (ель – к ельнику, сосну – к сосняку и т.д.)

    Развивающие задачи:

    1. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.

    2.Развивать логические операции сравнения, группировки и классификации.

    3. Развивать связную речь.

    4. Активизировать словарный запас детей: осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, смешанный лес.

    Воспитательные задачи:

    1.Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.

    2.Продолжить формирование коммуникативных навыков.

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение и рассматривание деревьев на прогулках.

    2.Экскурсии в лес, парк.

    3.Рассматривание иллюстраций.

    4.Разучивание стихов о природе, деревьях.

    5. Чтение литературы природоведческого характера.

    6. Знакомство с Красной  книгой.

    7. Сбор листьев и плодов.

    Материалы к занятию:

    1. Иллюстрации деревьев.

    2. Карточки с изображением плодов и листьев.

    3.Спилы деревьев.

    4. Хвоя и плоды ели и сосны.

                           Ход занятия.

    1. Воспитатель предлагает детям угадать,  о чем будет идти речь на занятии и загадывает загадку:

                                Его весной и летом

                                Мы видели одетым,

                                А осенью с бедняжки

                                Упали все рубашки. (Дерево)

    Давайте вспомним, что есть у дерева и для чего это нужно.

    Ответы детей: - Корень, с его помощью дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.

    - Ствол держит крону и по нему движутся питательные вещества от корней и листьев.

    - Ветки и листья помогают дереву дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

    - Плоды нужны для размножения, а некоторые  употребляют в пищу люди или животные.

    Восп-ль: А можно ли сказать, что деревья живые?

    Дети: -Да, потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.

    2. Восп-ль: Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и парках. Давайте поиграем в игру «Назови дерево». Игра с мячом.

    Молодцы, ребята, но вы назвали не все деревья, которые растут у нас.

    Я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, о каком дереве в ней говорится.

                     Что за дерево стоит –

                     Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

    1 слайд: на экране появляется изображение осины, ее листьев и плодов.

    Рассказ воспитателя об осине.

    Рассматривание спила осины: кора тонкая, гладкая серо-зеленого цвета.

    С возрастом на ней образуются чечевички, напоминающие черный ромб.

    Правильно высушенная древесина по прочности уступает только дубу и сосне, поэтому из нее делают лодки и лыжи.

    - А вы знаете, как называется лесок, в котором растут одни осины?

    Давайте запомним это слово – «осинник».

    А теперь послушайте следующую загадку:

                     Признавайся нам петух, почему повсюду пух?

                     Ты - известный забияка! Здесь была, наверно, драка?

                     - Не дерусь я восемь дней! Пух летит от …(тополей).

    2 слайд: появляется изображение тополя, его листьев и плодов

    Рассказ воспитателя о тополе.

    Рассматривание спила тополя: кора гладкая, зеленовато-серая. Древесина

    мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу.

    - Ребята, а чем похожи и чем отличаются эти деревья?

    Ответы детей.

    Как мы можем назвать эти деревья?

    Дети: лиственные. Так называют деревья, у которых листья в виде пластинок.

    3.  А сейчас, давайте превратимся в деревья. Кто каким деревом будет?

         Физ.минутка «Выросли деревья…»

    Выросли деревья в поле.

    Хорошо расти на воле!                              (руки в стороны, потянуться)

    Каждое старается, к небу, к солнцу тянется     (потягивание, руки вверх).

    Вот подул веселый ветер – закачались тут же ветки  (дети машут руками),

    Даже толстые стволы наклонились до земли              (наклоны вперед).

    Вправо, влево, взад, вперед – так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).

    Он их вертит, он их крутит.

    Да когда же отдых будет?                                               (вращения туловищем)

    Ветер стих, взошла луна,

    Наступила тишина                                                            (дети садятся).

    4. Ребята, посмотрите, ветер сорвал с деревьев листья и плоды (дети подходят к магнитной доске, на которой находятся изображения деревьев и карточки с изображением листьев и плодов). Давайте вернем каждому дереву его плоды и листья.

    Проводится игра «С какой  ветки детки?». Дети выбирают карточку и отвечают на вопрос : « Как называется лист с березы? (рябины, клена и т.д.).

    5. Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. В гости приходит бельчонок. В корзинке у него хвоя, шишки, спилы елки и сосны.

    Бельчонок здоровается с детьми.

    - Я услышал, что вы говорите о деревьях и решил проверить, ваши знания о моих любимых деревьях (достает и показывает веточки ели и сосны).

    Дети отгадывают, чьи это ветки, объясняют, как они догадались: у елки иголки короткие, темные, растут по одной. У сосны – иголки длинные, мягкие, светлые, растут парочками.

    - Как по-другому называют иголки елки и сосны?          Дети: хвоя.

    -А как называют деревья с хвоей?                                     - Хвойными.

    Бельчонок достает шишки сосны и ели. Дети объясняют, что у елки шишка удлиненная, с мягкими чешуйками, а у сосны – круглая, с твердыми чешуйками.

    Затем, бельчонок просит рассмотреть спилы и определить, каким деревьям они принадлежат.

    Дети рассматривают спилы и называют деревья, которым они принадлежат, объясняя свой выбор: у елки кора темная, шершавая, а у сосны - светлая, золотистая.

    - Как называют лес, в котором растут только елки?                   Дети: ельник.

    - А если в  нем растут одни сосны?                            - Сосновый бор, сосняк.

    Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на мои вопросы, и теперь я хочу с вами поиграть.

    6. Проводится игра «Каждому дереву свой лес». На карточках хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес, объясняя свой выбор.

    Бельчонок хвалит детей и прощается с ними.

    7.- Ребята, а зачем нужны деревья, какую они приносят пользу?

    Ответы детей: Очищают воздух, дают людям плоды, они радуют глаз, летом дают тень, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, изготавливают бумагу. А еще, деревья – это дом для птиц, некоторых животных, насекомых.

    - Правильно ребята. И от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах и парках.

    Лес – наш друг

    И не сразу, и не вдруг,
    Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
    Нет без ЛЕСА кислорода,
    Сникнет сразу вся природа,
    Без него дышать не сможем
    И никто нам не поможет.
    Сдуют ветры урожай
    И тогда – прости, прощай!
    Обмелеют наши реки,
    Высохнут они навеки,
    Заболеют все зверушки
    Вплоть до маленькой норушки.
    Нет без ЛЕСА нам лекарств,
    На столах не будет яств.
    А поэтому, друзья,
    Призываю всех вас я:
    Вы деревья берегите,
    Без нужды  их не губите.

    Красота живая – ЛЕС,
    Пусть растет он до небес!
    (Н. Филимоненко )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа

    ·         Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае·        Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"

    В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»

    Возрастная группа  старшая группа  (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель:  Продолжать формировать предс...

    конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре ( плавание ) < мы умеем плавать >. Старший возраст.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре ( плавание ) < Мы умеем  плавать >  Старший возраст....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы

    Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие.Тема: «Деревья зимой».Прогр...