Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Брыткова Оксана Александровна

    В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграции образовательных областей. Предложеннный материал может быть использован педагогами в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с историей Белгородчины, а также может быть модифицирован и использоваться педагогами для ознакомления детей с историей края в котором проживают. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_brytkova_.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Брыткова Оксана Александровна,

    воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №57, г. Белгород

    Образовательная область: «Познание».

    Тема: История родного края.

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Труд».

    Задачи: 

    1. Расширить знания детей о прошлом и настоящем Белгородчины.
    2. Познакомить с народным костюмом нашей области.
    3. Научить народной белгородской подвижной игре «Орехи», освоить характерные движения.
    4. Воспитывать желание изучать историю и культуру своей малой Родины.

    Основные виды деятельности детей: игра, диалоговое общение, трудовая.

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с детьми, беседа с детьми «Что я знаю о Белгороде», показать приёмы игры в «Орехи».

    Форма работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность.

    Методы работы с детьми: рассказ воспитателя, беседа, показ медиапрезентации, подвижная игра, дидактическая игра, рассматривание народного костюма, отгадывание загадки, изготовление коллажа «историческая лента».

    Материалы и оборудование: белгородский народный костюм, слайд-презентация, волшебный мешочек, 40 штук орехов, 16 открыток о Белгороде  (старинный и современный), фотографии с изображением города Белгорода, предметы, сделанные из железа, фото города Белгорода, магниты с изображением города Белгорода.

    Ход работы:

    - Здравствуйте ребята, Вы помните меня? Меня зовут Оксана Александровна.

    Посмотрите, я вам принесла разные фотографии, что на них изображено?

    (город Белгород)

    - Правильно, на этих фотографиях изображен наш город – Белгород. Вы, уже догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?

    (о городе Белгороде)

    - Хотите, я покажу вам фильм о нашем городе? Тогда присаживайтесь на ковер и внимательно смотрите на экран.

    Слайд 1.  Белый город

    - Белгород – старинный город, ему тысяча лет!  Как вы думаете, 1000 лет - это много или мало?

    (Много)

    - Правильно, это очень много. Он начал строится ещё тогда, когда жили вот эти богатыри.

    Слайд 2. Картина «Три богатыря»

    - Вы узнаёте эту картину? Это картина «Три Богатыря». А как зовут богатырей?

    (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)        

    - Художник нарисовал Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алёшу Поповича на богатырском выезде. Богатыри примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Они готовы защитить родную землю от любого врага.  Понравилась им наши реки, леса   (Слайд 3), меловые горы (Слайд 4), плодородные поля (Слайд 5).  Вот и решили здесь город поставить по велению Великого князя Владимира.

    Повелел державный

    Город ставить славный,

    Город ставить белый

    Из сосны и мела,

    Чтобы русичам в нём жить,

    Вражьи силы сторожить.

    Слайд 6. Памятник Князю Владимиру.

    - Вы узнаете этот памятник? Правильно, это памятник Князю Владимиру. Он стоит в Белгороде на Харьковской горе, чтобы все знали, кто основал наш красивый город.

    Слайд 7. Крепость.

    - Сначала город был совсем маленький – деревянная крепость, возле реки. А  затем построили храмы, дома, магазины, рынки, а главное – укрепления, чтобы враги не нападали на Русь. В городе служили военные люди. Их называли – стрельцы, пушкари, драгуны.

    Слайд 8. Стрельцы, драгуны, пушкари.

     - Видите их на слайде? Покажите, где пушкари? А драгуны воевали на лошадях. Кто покажет драгуна? Кого мы ещё не назвали? (Стрельцов).  Вот это - стрельцы, главные воины в русской армии.

    - У каждого воина была семья и много детей. По праздникам они красиво одевались, ходили в церковь или  на гулянья.

    Слайд 9. Белгородский костюм.

    - Вы где-нибудь похожий костюм видели? (В музее). Посмотрите, у меня в сундуке лежит такой костюм. Вам нравится этот наряд?

    Это очень старинный костюм. Ему больше ста лет. Моя бабушка получила его от своей бабушки. Такие наряды берегли и надевали только на праздники. Знаете, как это называется (показывает)? Верно, белая рубаха. Полотно для нее женщины ткали сами зимними вечерами. Затем кроили, вышивали. Видите, какой тонкий узор? А  знаете, почему узоры вышиты черными нитками? Это потому, что черный цвет - цвет чернозема, земли – матушки-кормилицы.

    Юбка в народном белгородском костюме называется понёва. Она сделана из шерстяных ниток, на ней вытканы полоски и клетки.

    А какой нарядный фартук! Вы знаете, как его называли в белгородских деревнях - завеской. Правда, красиво вышит?

     Осталось назвать головной убор. Это сорока. Сороку женщины носили только по большим праздникам, это дорогой головной убор. Он вышит золотыми и серебряными нитками, украшен бисером, стеклярусом и лентами. Вам нравится сорока? Красивая, правда?

    - Посмотрите, что еще осталось в сундуке?

    (Мешочек)

    - Хотите узнать, что у меня в волшебном мешочке? Тогда отгадайте загадку:

    Круглый, зрелый, загорелый,
    Попадался на зубок,
    Расколоться всё не мог,
    А попал под молоток,
    Хрустнул раз - и треснул бок.

    (Орех)

    - В старину у нас в Белгороде любили играть с орехами. Мои ребята в детском саду очень любят эту игру. Мы с вами вчера тоже играли в «Орехи».  Интересно было? Хотите ещё поиграть?

    - Давайте встанем в большой круг, вокруг вот этого маленького круга. Возьмите из мешочка по 3 ореха. Я складываю орехи горкой вот здесь, в кругу.  Андрюша попробует выбить орехи из круга. Все орехи, которые вылетят за круг, Андрюша забирает себе, а те орехи, которые не выбились, останутся в кругу. И так будут бросать орехи все ребята по очереди. Посмотрим, у кого орехов окажется больше в конце игры.

    - (Играем столько раз, чтобы все дети смогли бросить. Снова складываем все орехи в мешочек: Я вам все орехи дарю, после обеда их съедите).

    - Интересная игра, правда? Но давайте досмотрим наш фильм о Белгороде и узнаем, какой город сейчас!

    Слайд 10. Соборная площадь.

    - Узнаете это место? Это соборная площадь, главная площадь нашего города. Мы часто ходим сюда с ребятами:  

    в театр – слайд 11,

    на ёлку – слайд 12,

    на праздники - слайд 13.

    Слайд 14-15-16-17. Диорама, Вечный огонь, Храм Петра и Павла, Салют

    - В годы Великой Отечественной войны у нас шли очень тяжёлые бои. Много воинов погибло, защищая родную землю. Мы помним о них. В Белгороде много памятников, храмов, посвящённых героям. А в день освобождения Белгорода, 5 Августа в городе всегда бывает салют.

    Слайд 18-19. Цветочные часы, Павлин

    - После войны прошло много лет. Сейчас Белгород очень красивый город. Его называют зелёной столицей. Видите, какие нарядные цветники у нас! На что они похожи? (часы, павлин). Часы эти настоящие, они правильно показывают время всё лето и осень. А павлин тоже настоящий?  Конечно, нет. Это просто очень красивая скульптура из цветов.

    Слайд 20.   Белгород храмы.

    - Еще, наша Белгородчина славится храмами и церквями. Посмотрите, какие красивые храмы и церкви построены на нашей земле.

    Белогорье моё златоглавое,

    Колокольное, величавое,

    Как воспеть красоту несказанную,

    На века тебе богом данную.

    Ты набеги татарские вынесло,

    Расцвело с годами и выросло.

    О тебе сказанья и песни,

    Нет в России места чудесней!

    Слайд 21.   Карьер

    - Вы знаете, чем еще знаменита наша Белгородчина?

    - Недалеко от Белгорода добывают железную руду. Посмотрите на слайд. Это называется железорудный карьер. Вы видели железную руду? Вот она, посмотрите какая.  Как вы думаете, для чего она нужна? Из нее выплавляют железо, сталь и чугун, а потом делают предметы необходимые человеку. Такие предметы находятся в нашем зале, найдите предметы, сделанные из железа, и принесите их на стол.

    - Давайте, проверим, правильно мы все сделали?

    (Анализ выполненной работы)

    - У меня для вас есть еще один сюрприз – игра. Ребята из моей группы прислали вам открытки. Они здесь на столе. На них изображен город.

    - Давайте, разделимся на две команды. Ваша команда будет собирать этот город, а ваша этот.

     - Посмотрите внимательно, внизу на каждой открытке есть буква, а вверху - цифра. Значит, открытки нужно расположить в ряд друг за другом, по номерам: сначала первый, потом второй и так деле. В результате должно получиться слово. (Белгород) Сложное задание, но я думаю, вы с ним справитесь. Приступайте.

    - Какое слово у вас получилось? А какое слово у вас?

     (Обсуждение выполненной работы.)

    - Чем отличается город в старину и сейчас, мы посмотрим на ленте времени, которую мы с вами вместе сделаем.

    - Для этого вам нужно выбрать себе пару и встать к столам.

     (Дети вместе с педагогом выполняют коллаж «Историческая лента»)

    - Что нового сегодня вы узнали о Белгороде?

    (Ответы детей)

    - Ребята, мне очень понравилась сегодняшняя наша встреча. Вы правильно отвечали на вопросы, многое рассказали о нашем городе и правильно выполнили все задания. И сейчас я хочу подарить вам на память магниты с изображением города Белгорода.

    Использованная литература:

    1. Это – родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57.-Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009.-60с.
    2. Наш Белый город: из опыта патриотического воспитания дошкольников // сост. Т.Г. Березка, В.М. Миленко.- Белгород: ИП Круть С.А.,2006.-137с.
    3.  Маханева М.Д. Приобщение детей к приобщению русской народной культуры: программа О.Л. Князевой.-М.: Детство-Пресс, 2002.-285с.
    4. Белгородская область. - сост. Н. Кузнецов, К. Новоспасский.-Воронеж, Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1979. -159 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Краснодарскому краю - 75 лет"и презентация.

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической  группе по теме: «Краснодарскому краю – 75 лет»   Программные задачи:      Ко...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наш край родной".

    Автором представлен конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем (г. Самара)....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»

    Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»

    Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Мой Край - Воронеж " (подготовительная группа).

    Конспект НОД по теме "Мой край - Воронеж" для подготовительной группы. Авторы: Аксенти Т.А. , Иванова Т.В....