Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудесница Вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Анатольевна Осипова

Елена Анатольевна Осипова конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Чудесница Вода" МБДОУ детский сад " 17, Московская область, д. Путилково.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

  Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудесница Вода»

 

 

дата: 17.02.2018

подготовил:

воспитатель МБДОУ д/с № 17

Осипова Елена Анатольевна

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды.
  2. Уточнить представление о значении воды в природе.
  3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
  4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
  5. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
  6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
  7. Совершенствовать умение проводить опыт.
  8. Развивать общую моторику.
  9. Способствовать развитию логического мышления.
  10.  Развивать память и внимание.
  11.  Воспитывать бережное отношение к природе.
  12.  Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Приоритетная образовательная область:

•        познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

•        социально-коммуникативное развитие;

•        художественно – эстетическое развитие;

•        физическое развитие.

•    речевое развитие

Оснащение:

Ноутбук, презентация о воде, капелька, кувшин с водой, прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости одна с грязной водой, другая пустая, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, вода, подносы по количеству детей, чайные ложки, стаканчики по количеству детей, фартуки с эмблемами, карточки символы, мольберт, молоко, сахарный песок, соль.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдения в природе, в быту;
  • Проведение различных опытов;
  • Игры с водой;

ХОД  НОД

Организационный момент

Дети заходят в зал.

Дети: Здравствуйте!

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть «Доброе утро» длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся

с ними. Здравствуйте!

- Дети послушайте стихотворение:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить!

- О чем говорится в стихотворении?

Ответы детей.  (1 слайд)

Сегодня мы с вами поговорим о воде.

А сейчас ребята, я предлагаю отгадать загадки, если вы правильно отгадаете,  на экране появится картинка- отгадка. Слушайте внимательно!

Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.

1.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...(Дождь)  2 слайд

2.Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса...

Как зовут её? ... (Роса)3 слайд

3.Белые овечки

Не сидят на печке

А плывут издалека
Кучевые…(Облака)
4 слайд

4.Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег)5 слайд

5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)
6 слайд

6.Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!  (Лед)7 слайд

Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, лед одним словом?

Ответы детей.

Правильно, ребята, это вода.

Отгадав  загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях:

 (8 слайд)

1 Жидком-

2 Парообразном 

3 И твердом

Практическая часть (опытно-экспериментальная).

К нам в гости пришла Капелька и приглашает нас в путешествие. Хотите ребята, отправится в путешествие вместе с капелькой?

Ответы детей.

Путешествие у нас сегодня не обычное.

Прежде чем отправится в путешествие, капелька приготовила вам сюрприз – предлагает превратиться сейчас в Ученых, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. А все результаты наших исследований мы подарим капельке.

Капелька дарит нам вот такие специальные фартуки  и эмблемы (надевают фартуки.)

- Готовы к исследованию? Тогда мы отправляемся в лабораторию.

Ребята, хочу вас предупредить о том, что в лаборатории нельзя шуметь, трогать предметы и внимательно слушать поручения.

1 задание

Вот мы с вами в лаборатории.

Проведение опытов у столов.

Ребята подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте вокруг моего стола, чтобы вам было видно, внимательно смотрим и слушаем.

- Итак, мои ученые, вот  мы с вами и оказались в научной лаборатории.  Сейчас мы приступим к нашей работе.

Давайте   узнаем, какими же свойствами обладает вода?

(Я, переливаю воду с одной ёмкости в другую). Ребята, посмотрите пожалуйста,

 что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

- Значит она какая по состоянию? (жидкая).

Молодцы.  ( Карточка №1- символ )

2- Следующий вопрос: имеет ли вода форму?

Опыт 1. Какой формы вода?

Имеет ли вода форму? Ответы детей.

-Сейчас мы это проверим.

-Наливаю воду из  кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, пробирка, колба)

-Что стало с водой в сосудах. В стаканчике она приобрела форму стакана, в пробирке форму пробирки, в колбе форму колбы. Вода приняла форму каждой из них.

- То есть, что можем сказать о форме воды? От чего зависит форма воды?

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.

Молодцы.

(карточка №2 символ формы воды)

Теперь подойдите пожалуйста ко мне.

Ребята, а какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (9слайд).

-А в нашем посёлке какой есть водоем? (озеро) (10слайд)

- Давайте немножко отдохнем и сходим к озеру.

Давайте сделаем в нашей лаборатории перерыв. Капелька хочет поиграть с вами.

Физкультминутка.

К озеру  быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Здорово нам было тут,

Но вернемся в лабораторию!

Много знаний и открытий,

В лаборатории нас всех ждут!  (11слайд)

- Ой, а что же это случилось с нашим озером?

- Посмотрите, какое у нас озеро?

 Ответы детей: грязное.

 - Что же нам делать?

 Ответы детей.

Как нужно заботиться об озере, чтобы оно всегда оставалось чистым?

-Ребята, скажите пожалуйста, можно ли бросать в воду мусор, отходы?

 - Что случится с водой в озере, если бросать мусор?

Ответы детей: оно станет грязным и не пригодным для употребления  в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде. А воду в озере можно пить ребята?

Ответы детей.

- Ребята, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?

Для того, чтобы понять, давайте пройдём в лабораторию.

Опыты в лаборатории. (опыт№1)

- А сейчас ребята, садитесь пожалуйста за столы(проговорить чтобы дети без разрешения ничего не трогали)

- Посмотрите, ребята, у меня на столе  емкость с водой.

- Как вы думаете, вода в ней  чистая?

Ответы детей: она грязная.

- Грязная вода, образец, набранный в грязном озере.

- А как вы думаете, можно ли очистить грязную воду?

Давайте проверим.

- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.

- Что у нас получается?

Ответы детей: вода становится чистой.

- А что стало с нашим фильтром- марлей?

Ответы детей: она стала грязной.

- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?

Ответы детей.

А как же ребята очистить озеро?

- С помощью чего? Как вы думаете.

Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях. (12 слайд)

- Молодцы, ребята! (13слайд) (карточка№3 символ очистительных сооружений)

А сейчас мы будем с вами проводить исследования.

Опыт №2 «У воды нет вкуса»

Дети садятся за столы и выполняют задание.

- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.

- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.  (карточка №4 символ воды со вкусом)

Опыт №3 « Вода - растворитель»

Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса.

А вещества можно растворить в воде? Ответы детей.

Сейчас посмотрим.

Предлагаю вам насыпать 1 чайную ложку порошка, который находится у вас на столе в формочках, в стаканчик с водой и размешать.

- Что произошло с водой? Ответы детей: он растворился.

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

- Что изменилось?

Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая. ( карточка №5 Символ воды с веществом)

Опыт №4 «Какого цвета вода»

-Какого цвета вода? Какого цвета вода?

- Ребята, теперь я предлагаю определить цвет воды. Как вы думаете, какого цвета вода?(…)

- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана- 1 – с водой; 2 – с молоком. Если я опущу ложку в воду, будет она видна? (…)

- А если в молоко опущу? (…)

- Проверим.

- Что можно сказать о цвете воды? (…) ( карточка №6 символ цвета воды).

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.

Вывод: Ну что ж ребята на этом наше исследование подошло к концу. Как мы с вами выяснили: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

- Давайте вспомним какими свойствами обладает вода?

- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?

- Какие 3 состояния воды вы запомнили?

- Может ли вода растворять вещества?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

- Молодцы ученые. Мы закончили научную работу. Спасибо, тебе, Капелька за помощь. Но нам пора возвращаться в группу.

 Капелька: Спасибо, вам дети, я с вами не прощаюсь и обязательно приду к вам зимой в виде снега и льда.

(14слайд).

А ещё капелька, ребята вам оставила сюрприз. Раздача угощений. А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА»

Тема недели: Дружба народов. Права детей. «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА» Программное содержание: Познакомить детей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителе...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»....

КОНСПЕКТ ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«В гости к леснику»

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и п...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь»,...