Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Самыко Ирина Александровна

Конспект занятия с детьми старшей группы

«Муравьи – санитары леса»

с использованием современных образовательных технологий

(игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_muravi_-_sanitary_lesa.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием современных образовательных технологий

(игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных)

 «Муравьи – санитары леса».

Автор-составитель:

Самыко Ирина Александровна

воспитатель

Санкт-Петербург

2018

Цель: закрепление знаний детей о муравьях: месте их обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейнике, строении тела.

Задачи:

  • продолжать закреплять умения лепить фигуры круглой и овальной формы, соблюдая пропорции;
  • учить сглаживать детали при соединении между собой, развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук;
  • формировать понятия о бережном отношении к природе и насекомым

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: листок с запиской,  

Методы:

  • Наглядные: демонстрация презентации
  • Словесные: рассказ педагога

Форма организации: фронтальная

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, смотрите какой необычный листок я нашла на окне. Он не простой, здесь что-то написано (читает)

Загадка.

Стоит под елкой городок.

К нему сто тропок, сто дорог.

По тем дорожкам взад-вперед

Народец крохотный снует.

                                              (муравейник и муравьи)

Воспитатель: - Вы уже догадались о каком народе идет речь?

Дети: - Да, муравьи.

Воспитатель: - Верно!

Воспитатель: - Как выглядит муравей, вы помните? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, ученые считают, что и 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. Давайте вместе рассмотрим строение муравья.

Воспитатель, обращаясь к ребенку: Опиши, как выглядит муравей

Ребенок: У него голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, также есть на голове усы:

Воспитатель: правильно, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встреченные им предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», а также находят дорогу к своему муравейнику. (Усы – это орган обоняния, осязания и вкуса) У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод), тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.

Физминутка: «Муравей».

Воспитатель: - Они ему помогают трудиться, вот и я вам предлагаю немного потрудиться:

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад – вперёд

И совсем не устаёт.  

Воспитатель: (Переход в другую зону, где представлена презентация с изображением муравейника)

- Ребята, а вы знаете как устроен муравейник? Хотите узнать?

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие пригорки муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух в глубь муравейника. Слайд 1.

- А как вы считаете, крепок ли такой дом?

- Представляете, да! Муравьи склеивают своей  слюной веточки и хвоинки с небольшими кусочками земли, делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

- Как вы  думаете, почему в одном направлении?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

Воспитатель: - Из чего муравейник  строят муравьи? (Из хвойных  иголок, кусочков коры, веточек, травинок)

Воспитатель: - Как вы думаете, какой высоты бывают муравейники?

(ответы детей) Более метра. Слайд 2.

- А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона. Слайд 3.

Муравьи смело защищают свой муравейник от непрошенных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков. Порой  муравьи ссорятся со своими соседями-муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие «муравьиные войны». Муравьи - победители уносят из других муравейников всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабочими.

Слайд 4.

Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы?

Воспитатель: А какие домашние животные у вас живут?

Примерные ответы детей.

Воспитатель: если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.

Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость. Слайд 5.

Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.

Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых.

Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.

Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не выздороветь и сможет сам приносить еду другим. Слайд 6.

Воспитатель: - Какие враги есть у муравьев? (ответы детей)

В лесу у муравьев много врагов. Ими лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же        барсуки и лисы. Гнезда ражих лесных муравьев используют как места ночевок  кабаны. Слайд 7.

Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

Воспитатель: - Как вы считаете, почему муравьев называют санитарами леса? (ответы детей)

Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в  глубокие подземные камеры и,  сбившись в большой ком, засыпают.

Слайд 8.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Игра: «Муравейник»

Воспитатель: - А хотите поиграть в одну интересную игру, которая называется «Муравейник»?

Дети делятся на две группы: муравьев и муравейник. Муравейник: дети образуют круг, взявшись за руки. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «Утро!» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «Вечер!» дети-муравейник начинают медленно опускать руки, а дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «Ночь!», когда дети-муравейник закроют круг.

Воспитатель: Вам понравилась игра? Мы сегодня много интересного узнали о муравьях, а сейчас давайте слепим этого маленького силача.

Дети садятся за столы, где все приготовлено к лепке.

Этапы лепки муравья.

  1. Выбор цвета пластилина.

 – Какой цвет будем использовать в работе?

  1. Определяем форму туловища и составные части

- С какой части начнем лепить?

(Из коричневого пластилина изготавливаем большой шар и придаем ему яйцевидную форму. Это голова.)

  1. Далее дети продолжают лепку самостоятельно. (Из пластилина коричневого цвета изготавливаем шары среднего и большого размера. Шар большего размера будет каплевидной формы – это детали туловища муравья)
  2. Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляя голову к туловищу.
  3.  Из пластилина коричневого цвета лепим жгут, немного сгибаем его и прикрепляем к верхней части головы – это будут усы.
  4.  Из того же пластилина изготовляем 6 длинных жгутов. Получились лапки.
  5. Прикрепляем лапы с двух сторон к туловищу муравья.
  6. Из пластилина белого цвета лепим 2 маленьких шара – это будут глаза, потом из пластилина черного цвета делаем маленькие шарики – это буду зрачки.

В конце занятия дети сажают своих муравьев на полянку, где позже совместно построят муравейник.

Анализ работ:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые муравьи у вас получились! Давайте внимательно рассмотрим. Как вы считаете, понравится нашим муравьям жить просто на столе?

Предположительные ответы детей: Нет, им нужен дом-муравейник.

Воспитатель: - Правильно, мы позже построим им муравейник.

Рефлексия:

- Ребята, о каком насекомом мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? В чем польза муравьев? С кем вы можете поделиться новой, интересной информацией о муравьях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»

Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР "Как звери медвежонка спать укладывали"

Беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинк...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".

Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие в страну игр"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга...