Проект на тему: «Горшочек на окошке, цветочек для души»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явления  и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gorshochek_na_okoshke_-_tsvetochek_dlya_dushi.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида                                                                        

Группа компенсирующей направленности детей с ОНР

                                                  Проект на тему:

                         «Горшочек на окошке, цветочек для души»

                       Воспитатель Сердюкова Лилия Дмитриевна 

                                           

Продолжительность проекта:  краткосрочный - 1 месяц  (с 10.10.2015г по 10.11.2015г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Актуальность проекта:                                                                           

экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Проблема:

С какой целью человек выращивает  комнатные  растения?

Цель проекта: 

уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

Задачи   проекта:                                                                                                                  

- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;

- учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей  растений;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- формировать представления детей о пользе или вреде комнатных растений;

- углубить знания о приёмах ухода за растениями;

- учить детей работать в коллективе;

- обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях;

- развивать познавательную активность дошкольников; самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;

- способствовать развитию  воспитания экологической культуры.

- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие.

Продукты проекта:

дидактические игры, картотека стихов, загадок о комнатных растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями,  фонотека дисков с познавательным материалом о комнатных растениях,  художественная литература по теме проекта, фотоальбом «Комнатные растения».

Ожидаемые результаты:

- дети имеют первоначальные представления о комнатных растениях (умеют определять комнатные растения, знают способы их  размножения, признаки внешнего вида отдельных частей  растений и т.д.);

- пополнен словарный запас детей о комнатных растениях;

- дети приобрели умения и навыки ухода за комнатными растениями;

- сформированы навыки исследовательской деятельности детей.

Содержание проекта:

I этап  - подготовительный

- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования;

- изучение литературы по проблеме экологического воспитания  дошкольников, в частности о комнатных растениях;

- проведение анкетирования родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных    растениях?» (приложение № 1);

- проведение консультации для родителей «Наши соседи - комнатные растения» (приложение № 2);

- проведение опроса детей на тему «Комнатные растения» (выявить знания детей о комнатных растениях, уходе, условиях роста);

- разработка плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

- подготовка методического и практического наглядного материала;

- подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для продуктивной деятельности детей.

II этап - практический

- использование  интеграции образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

- проведение практической организованной образовательной деятельности с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизаторами т.д.);

- изготовление с детьми и их родителями  фотоальбом «Комнатные растения».

Организация работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях:

- беседы:

«Что растениям необходимо для жизни»;

«Как мы дома ухаживаем за комнатными растениями»;

«Роль растений в нашей жизни»;

«Комнатные растения – друзья или враги?»;

«Как размножаются комнатные растения»;

- беседы о пользе комнатных растений  (приложение № 3);  

- беседы о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью;

- исследовательская деятельность: опыт «на свету и в темноте», опыт «Что происходит с листьями на ярком свету», опыт «С водой и без воды», опыт «Может ли растение дышать?» (приложение №6).

- просмотр презентации  «Комнатные растения наши друзья»;

- работа с детьми в уголке природы;  

- подбор и обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

-рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений;

- заучивание и чтение произведений о комнатных растениях  (приложение №5);

- работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях;

- подвижные и малоподвижные игры: «На окне в горшочках», «Садовник», «Мы – цветы»;

- слушание: «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского;

- художественное творчество (рисование с натуры) «Фикус», «Кактус»;

- ООД: «Уход за комнатными растениями»,  «Комнатные растения - спутники нашей жизни»;

- сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»;

- дидактические игры «Цветик - семицветик», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши», «Какого цветка не стало?», «Четвёртый лишний»,  «Отгадай по загадке», «Найди растение по названию», «Большие и маленькие», «Один и много»;

- пальчиковые игры «Бегония», «Фикус», «Кактус», «Наши алые цветки»  

(приложение №4);

- наблюдения за комнатными растениями;

- хозяйственно-бытовой труд:

дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора);

- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.

III этап - обобщающий

 - выявление и определение уровня знаний детей  по данной проблеме;

- оформление паспорта группы: «Комнатные растения в группе»

- обобщение  результатов деятельности по теме проекта, обработка и оформление материалов проекта;

- создание фотоальбома «Комнатные растения»;

 - подготовка и проведение развлечения «В мире комнатных растений».

приложение № 1

Анкета «Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

     Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

__________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

__________________________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

__________________________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения) ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_________________________________________________________________________________    

Спасибо за сотрудничество!

                                             приложение № 2                                                                        

«Наши соседи - комнатные растения»

             Принося в дом очередное красивое растение, постарайтесь узнать о нём как можно больше. И тогда комнатные растения будут радовать вас своим видом и не доставят неприятностей.

Лечебные комнатные растения станут достойным украшением вашего дома, которые символизируют связь человека и природы. Вы сможете познать чистый и ароматный воздух. С их помощью, осенние депрессии и одолевающие вас болезни никогда больше не смогут навредить.

Хлорофитум – это известное полезное комнатное растение для кухни. Он может очистить комнату от вредоносных газов за считанные минуты. Похожими свойствами обладают и другие растения:  плющ обыкновенныйаспарагус,  каланхоэ, спатифиллум, кливия  может очищать воздух в помещении, где есть курящие. Часто растения этого семейства нуждаются в свежем воздухе, поэтому необходимо их «выгуливать», чтобы они восстанавливали свои свойства.

От духоты ваш дом избавит сансивьера (щучий хвост). Это настоящий пример самым полезным комнатным растениям, ведь её способность выделять кислород намного выше, чем у остальных. Это растение спасёт вас от вредоносных микроэлементов, которые выделяет ваша мебель и электроприборы.

 

     

              

           Сделать воздух более влажным и обогатить его кислородом сможет циперус и фикус. Похожими свойствами обладают растения с крупными зелёными листьями.

     

     

Если вам приходится часто работать за компьютером, неподалёку от кондиционера, принтера, ксерокса, то, скорее всего, в конце дня вы чувствуете сильную усталость, а иногда даже сильнейшую головную боль. Вредный воздух, который портят ваши бытовые приборы, будет разбавлен запасными летучими веществами комнатных растений. Особенно вам помогут хвойные растения, которые вырабатывают наибольшее количество фитонцидов. К ним относятся: кипарис, можжевельник, араукария и многие другие растения.

                          

   

     

Восстановление ионного состава воздуха также сумеют комнатные растения кротон и цереус (кактусы) 

 

                 

       

     

Если в вашей семье кто-то страдает сильными головными болями, тогда ему обязательно поможет растение спеларгония (герань). Кстати, растения из этого семейства обладают успокоительными свойствами и понижают кровяное давление.

                                                      

     Помогут защититься от микробов растения, которые обладают стойким запахом. К ним относятся: цитрусы, эвкалипт, мята, рододендрон (азалия). Особенным запахом, который может отпугивать вредных насекомых, обладают шалфей и лаванда. Луковые растения, например: такие как зефирантес, выделяют необычный аромат, который поможет победить любую болезнь за считанные дни.

 

                     

     

Разного вида радиоактивного излучения будут уничтожать  кактусы.  Семейство аспарагусовых  могут поглощать тяжёлые металлические соли, а также неблагоприятные формальдегиды и фенолы, которые выделяет новая мебель и бытовая техника. От них вам также поможет защититься: алоэ, хлорофитум и другие.

            Плохие излучения энергии также принимают на себя вьющиеся растения, например: плющ обыкновенный, традесканция, циссус и т.д. К тому же, они очень стильно вписываются в интерьер дома и могут стать даже его необходимым дополнением.

                              

         Герань душистая. Этот цветок, наверняка, знаком многим. Но мало кто знает, что герань помогает при заболеваниях носоглотки. Когда мучает насморк, можно взять листочек герани, немного размять в пальцах и на ночь положить в ухо. На следующий день заложенный нос вас больше не побеспокоит.

Традесканция, или зебрина висячая. Хорошее средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Измельченные листья растения помогают при опухолях и для заживления мозолей.

Туя и кипарис. В народной медицине используют горячий настой из молодых побегов. Помогает при заболеваниях почек, печени и при ревматизме. Масло туи используется как средство от насморка.

     Золотой ус. Лечебными свойствами обладают усики. Соком можно лечить катаракту. Мази с золотым усом помогают при заболеваниях суставов. Настойки - при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Девять самых полезных домашних растений: Драцена, Плющ, Фикус, Филодендрон, Хлорофитум, Спатифиллум, Папоротник, Хризантемы, Пальмы.

 Это интересно:

Бывают растения-пылесосы и растения-барометры. Некоторые из растений обладают совсем неожиданными свойствами.

       Хлорофитум хохлатый – растение «пылесос». Это комнатное растение очищает воздух от пыли и вредных газов. Поэтому часто его можно увидеть на подоконниках помещений, где много людей - школ, заводов. А если такой цветок есть в вашем доме, лучшее место для него - кухня.

                                       

         

Монстера – растение-барометр. По нему можно предсказывать погоду на ближайшие дни. Если на кончиках листьев монстеры копятся водные капельки, ждите в ближайшее время осадков (летом, весной, осенью - дождя, зимой - снега).

      Также монстера хорошо впитывает в себя вредные вещества, находящиеся в воздухе, особенно те, которые выделяются от линолеума, мебели и стен, покрытых краской или лаком, потолочных плит и т. д.

       В нашем мире великое множество комнатных растений, и все они обладают определёнными свойствами, оказывая какое-либо влияние на наше настроение, самочувствие и жизнь. Поэтому, выбирая комнатные растения для своего дома или квартиры, нужно не только оценивать их лечебные и полезные свойства, но и полагаться на свою интуицию, а также на интуицию других членов семьи. 

     Ведь каждый человек индивидуален, и то, что полезно одному, другому может принести неудобства и дискомфорт. Прислушивайтесь к своим ощущениям, и вы не ошибётесь в выборе комнатных растений. 

 

         

                                                                                                     

приложение № 3

Беседы о пользе комнатных растений

«Полезные комнатные растения»

             Комнатные растения встречаются почти в каждой квартире, в каждом доме, они не только очищают воздух и насыщают его кислородом, они украшают интерьер, делают домашнюю атмосферу намного уютнее и милее. Более того, есть растения, польза которых особенна, и для благоприятной атмосферы в доме нужно обязательно поставить пару вазонов на подоконник.

Чем полезны комнатные растения?

            Пользу комнатных растений можно оценивать по-разному. Одни растения обладают мощными целебными свойствами и вполне могут заменить домашнюю аптечку (как например алоэ).

              Алоэ. Полезные свойства алоэ позволяют использовать его листья при лечении массы заболеваний. Другие растения выделяют полезные фитонциды, очищают воздух от примесей и тяжелых металлов (например, герань, хлорофитум, мирт, аспарагус и др.) Некоторые растения способны выделять такое количество фитонцидов и эфиных веществ, что воздух в квартире становится поистине целебным (кипарис, туя, криптомерия)

          Польза следующей категории в их красивом и оригинальном внешнем виде, который украшает интерьер. Если учесть, что многие виды растений съедобны, и их можно выращивать в горшках на подоконнике, то их польза становится еще более очевидной. К таким растениям можно отнести: петрушку, укроп, кинзу, лук, чеснок, мяту, мелиссу, базилик, эстрагон, розмарин и др. Наличие газонов с этими травками не только насытит квартиру благоуханием, но и позволит расширить диапазон кулинарных блюд, которые вы готовите.

Полезные комнатные растения:

          Аспарагус, белопятнистая бегония и монстера – уменьшают концентрацию солей тяжелых металлов и вредных микроорганизмов в воздухе.

              Герань. Полезные свойства герани известны издревле, это растение обладает уникальными свойствами уничтожать в воздухе бактерии и вирусы (стрептококки, стафилококки). Помимо этого герань выделяет в воздух вещества, обладающие антистрессовой активностью.  В летнюю пору растение убережет помещение от комаров, мошек и мух.

             Драцена – неприхотливое растение, которое приживется в любой квартире, выделяет  фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии.

             Кактусы – замечательные защитники от электромагнитного излучения, поэтому чаще всего кактусы ставят рядом с работающей техникой (телевизором, монитором компьютера).

              Хлорофитум – способен очищать воздух от многих токсичных веществ, которые выделяют предметы мебели из ДСП и некоторые полимеры (бензол, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид и др.), отличное место для

хлорофитума – кухня, более двух третей угарного газа, который выделяется при сгорании газа, будет поглощено этим растением.

             Спатифиллум, плющ, фикус Бенджамина – удаляют из воздуха частицы фенола и формальдегида.

Свойства комнатных растений:

  • Снимают напряжение и способствуют нормализации сна мелисса, монстера, лаванда, герань, базилик, жасмин – эти растения можно смело ставить в спальне.
  • Дезинфицируют воздух лаванда, чабрец, эвкалипт, шалфей, корица.
  • Улучшают память и тонизируют лимон, бергамот, чабрец, розмарин, мята, базилик.
  • При заболеваниях дыхательных путей полезно вдыхать фитонциды, выделяемые розмарином.
  • Убивает вирусы и бактерии – лавр, герань, пеперомия, кипарис.
  • Многие растения считаются энергетическими очистителями, так например, улучшает энергетику в доме нефролепис, пеларгония, плющ, пассифлора. Считается, что если посадить косточку авокадо, то в дом придет любовь.

Вредные  и опасные комнатные растения:

          Большинство комнатных растений приносит пользу, однако есть ряд растений, которые опасно держать в доме. Например, растения семейства молочайных – их листья содержат токсичные млечный сок, вызывающий сильнейшие отравления.

приложение №4

Пальчиковые игры

Бегония

Какое красивое имя – бегония!                   Ритмично сжимать и разжимать

                                                                        пальцы рук

Как будто все время куда-то бежит.           Указательными и средними пальцами

                                                                        «бежим» по столу

Живет на окошке красавица скромная       Поочередное соединение всех пальцев            

                                                                        с большим, начиная с мизинца

И убегать никуда не спешит.                       Хлопки

Фикус

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист,                 Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх     

Кактус

Я с виду колючий, но добрый внутри,          Растопырить пальцы, затем              

                                                                          Сжать кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри.           Погрозить пальцем

Хоть я и погладить себя не даю,                    Поочередное соединение всех  

                                                                           пальцев с большим, начиная с    

                                                                           указательного

Зато всех на свете я очень люблю.                То же, начиная с мизинца

«Наши алые цветки»

Наши нежные цветки,               (кончики пальцев двух ладоней соединены)

Распускают лепестки.               (плавное раскачивание пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                   (покачивание раскрытыми ладонями)

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки.                (плавное соединение пальцев)

Тихо засыпают,

Головой качают.                       (сложенные ладони прислоняются к одному уху,

                                                                                                    голова склоняется)

                                                  приложение №5

Стихотворение для заучивания

Цветовод
Цветочный горшок я использовал классно,
Теперь это всем окружающим ясно.
А раньше казалось - горшок и горшок–
Насыпал земли, посадил корешок.
Сиди, дожидайся: взойдет - не взойдет…
Нет! Был у меня свой особый подход,
Не ждал день-деньской, рано утром вставал,
Водой из кувшина росток поливал, 
Держал на свету его, землю рыхлил,
Заботился так, словно друга растил.
А самое главное было потом:
Вверх стебель метнулся и вырос бутон,
И с гордостью можно поведать друзьям:
«Для мамы цветок я выращивал сам!»    (В.Борисов)                                            

приложение №6

Опыты

«На свету и в темноте»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход проведения опыта:

взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Лук, посаженный в первый горшок, дети закрывают колпаком из плотного темного картона, а лук во втором горшке ставят на свет. Результат опыта через 7-10 дней: сравнение лука, выращенного в разных условиях.  Дети рассматривают по очереди лук, выращенный в темноте, а затем на свету, сравнивают внешний вид. Перья лука выращенного в темноте, бледные, почему? (не хватает света) Стрелки лука, растущего на подоконнике самые высокие и мощные, ярко- зеленого цвета. Дети рассматривают растения и делают вывод, что лучше всех выглядит лук, выращенный на подоконнике, так как соблюдались все необходимые условия его выращивания (достаточно света, тепла и влаги).

Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход проведения опыта:

педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

С водой и без воды

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Материал: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход проведения опыта:

взрослый предлагает выяснить, могут ли растения жить без воды; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость.). Результаты наблюдения за состоянием  растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему :"Дом - колыбель души"

В данной работе указаны задачи проэкта и расписаны этапы проведения мероприятий для их достижения....

Долгосрочный проект "Чудеса в горшочках"

познавательно - исследовательский проект по индивидуальной выгонке луковичных растений....

Проект на тему: "Огород на окошке".

Педагогический проект в средней группе на тему: ОГОРОД НА ОКОШКЕ"....

Проект на тему: «Огород на окошке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада...

Проект на тему: «Лук на окошке»

Название: «Лук на окошке» Возраст: 3-4 года. Проект краткосрочный, с 15.02.2019-28.02.2019г. Проблема проекта: Можно ли вырастить лук в комнатных условиях? Участники: воспитатели, дети младшей г...

Проект на тему: «Огород на окошке»

Актуальность проектаДети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.Проект направлен на расширение и обобщение знаний о кул...

Проект по теме: «Огород на окошке»

Образовательный проект с детьми 1младшей группы «Огород на окне»Проблема:- Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они р...