Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Татьяна Петровна

Материал по ознакомлению детей с бытом в старину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; познакомить с историей утюга; вызвать интерес к предметам прошлого, познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития

Материалы: кукла домовенок Кузя, предметные иллюстрации; утюги, макет избы.(занятие проводится в мини музее «Русская изба»

Ход занятия: 1. Воспитатель (с поклоном). Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Дети (кланяются). Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Много гостей много новостей.

Воспитатель. Проходите, гости дорогие, да усаживайтесь. Сядем рядком, поговорим ладком. «Давным-давно в старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались «посиделками». Вот посмотрите, здесь представлены полотенце вышитое, лапти плетеные, печь, коврик вязаный и многое другое»

2. Воспитатель предлагает полюбоваться этими предметами, узнать и назвать знакомые предметы.

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправиться путешествовать в прошлое? (ответы) А как мы туда попадем? (ответы детей).( Слышится стук)

В.- Кто то в гости к нам идет...

Появляется Кузя, он тоже хочет отправиться в путешествие. Дети предлагают ему отправиться с ними. Все вместе они говорят волшебные слова: Раз, два три, покружись, в прошлом окажись.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, как русская изба строилась. Давайте сядем поудобнее, «посидим рядком, да поговорим ладком». Например, захотел Тема построить себе избу, что он будет делать? Он приглашал соседей на помощь: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу». «Непременно придем»,- отвечали соседи.

Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (зимой, оно самое сухое). Какие деревья выбирали? (сосна и ель). Почему не трогали старые и молодые деревья? (рассуждения детей).

Вывод: старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать век спокойно.

Воспитатель: На Руси в старину говорили: не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже когда избу складывали, только топор и помогал.

Воспитатель. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.

Кузя.  А вы какие пословицы  знаете о труде?

Дети. Мы подготовили тебе рисунки с пословицами и поговорками.

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рабочие руки не знают скуки.

Разговорами кашу не сваришь.

Сделал дело - гуляй смело.

Дети объясняют поговорки.

Вос-ль:-

Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени.. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

Вос-ль. Избу построили и что дальше..Можно заходить и жить? Без чего и изба не изба?

Дети. Без печки

Вос-ль .Да,  основное пространство избы занимала печь.

_ Для чего нужна была печь?

          (ответы детей)

Ребенок. - Вот печь! Полдома занимает!

Такую где теперь найдёшь?

Чугун со щами вынимают -

За уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:

Болеешь - вот, погрей бока.

Полати, лавка и чуланчик -

Зимой держали здесь телка

Вос-ль. Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись….

Вот какие люди,  мастера на Руси были: умные, сильные, старательные, дружные. А уж как закончат дело, так начиналось веселье с гармошкой, песнями, частушками. Всегда помнили поговорки: «кончил дело – гуляй смело», «делу время, а потехе – час».

Кузя. - Вот и я хочу с вами поиграть, загадки вам загадать, а отгадки перед вами.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает. Что схватит -отдает

Сам в угол идет. (ухват)

Черный  конь . скачет в огонь. (кочерга)

-Черныш-загарыш! куда поехал?

-Молчи кручено - верчено. Там же будешь. (чугунок и горшок)

Дети отгадывают и показывают, как пользоваться этими предметами.

Отгадайте еще одну загадку.

Толстая Федора наедается не скоро, но за то, когда сыта от Федоры теплота (печь)

А в каких сказках встречается печь?

Дети. «Гуси – Лебеди», «Колобок», «По щучьему велению».

Вос-ль. - Печь занимала важное место в жизни людей, поэтому и в сказках русский народ уделил ей такое внимание.

Кузя: Что то жарко мне у вас (достает платок).

Воспитатель: Кузя, а почему он такой мятый? Дай мы его погладим сначала. У нас есть волшебный сундучок, а в нем есть волшебные предметы. (Достает из сундука утюги: угольный, чугунный, электрический; рубель ).

Давным – давно, когда не было ни многоэтажных домов, когда люди жили в деревянных домах и, чтобы выгладить одежду, они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду. (Дети пробуют это сделать). Что же происходит? Почему гладить неудобно? (Ответы детей). Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было готовить горячие угли,  ими можно обжечься, сжечь одежду). Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили. Удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было долго ждать, пока он нагреется). Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас. С различными технологиями. Кузя, возьми и прогладь платок.

Кузя: А у меня есть для вас еще загадка в сундучке.

Воспитатель: Давай, Кузя посмотрим, что у нас еще есть в волшебном сундучке?

 Кузя достает из сундука картинки: факел, лучина, свечка, керосиновая лампа, настольная лампа.,

Проводится игра «Что сначала было, что потом».

( дети объясняют последовательность) 

. Чем освещалось жилище древнего человека?(Огнем костра; показать картинку.)

— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)

— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)

Чем здесь освещалось изба? (Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)
— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.
Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? 
(Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)
Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (
Ответы детей.)
Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.
Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет? 
— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?
— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.

— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)
— Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.
— А на смену керосиновой лампе пришли электрич. лампочки, которые мы используем до сих пор.

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

Кузя. Много вы нового узнали, я хочу проверить. как вы запомнили. ( Кузя раздает ребусы детям, в которых зашифрованы слова – утюг,лучина, свечка,рубель; они их отгадывают.)

Кузя: Молодцы, ребята. Давайте поиграем..

Игра с Кузей " Аюшки"

Воспитатель: - Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о жилище русских людей в старину ?

Дети встают в круг и под музыку передают друг другу свечу(искуст), тот, у кого свеча останется после остановки музыки, говорит, что ему понравилось на занятии, что новое узнал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; поз...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое счетных устройств»

познакомить с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое светофора»

Ребята  совершили путешествие в прошлое светофора. Познакомились с историей создания светофора, с процессом  его преобразования. А также закрепили представления  о светофоре и доро...