конспект НОД по познавательному развитию "Экскурсия на Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серкова Ольга Анатольевна

 закрепение знаний детей об озере Байкал, о его уникальной фауне.

 знакомство детей с достопримечательностями родного края; развитие познавательной активности; закрепление знаний о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_baykal_nod.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Образовательная  деятельность

для детей подготовительной группы

«Экскурсия на Байкал»

                                                                      Провела: воспитатель первой  квалификационной                      

                                                                                        категории Серкова Ольга Анатольевна

г. Бабушкин 2016 г.

Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной фауне.

Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта маршрута, компьютерная презентация, бинокль, форма для капитана, бескозырки, конверт с письмом от Сибирячка, альбом «Красная книга Байкала», вырезанные силуэты рыб, животных и растений, обитающих на Байкале, атрибуты – маски для подводного плавания.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией «Это наш Байкал», подбор материала для создания Красной книги о Байкале (совместно с детьми и родителями), творческие занятия.

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Стук в дверь, на пороге находим большой конверт в нем письмо и карта маршрута.

Письмо от Сибирячка.

«Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам и материкам. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках клада. Байкал действительно хранит в себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравиться это путешествие и вы обязательно найдете клад. Вперед! Доброго пути!»

Воспитатель: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? Давайте посмотрим на чем, мы отправимся в это путешествие.

На доске задание: Соединить цифры по порядку, узнаем на чем будем путешествовать (на яхте)

Перед началом нашего путешествия, давайте посмотрим на карту. На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.

Давайте очень осторожно будем двигать корабль вдоль берега Байкала.

Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в наше путешествие по Байкалу. Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места. Яхты на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!

Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я вижу что вы все готовы, и мы отправляемся!

Физ. минутка:

От зеленого причала оттолкнулся теплоход,

Он шагнул назад,

А потом шагнул вперед,

И поплыл, поплыл по Байкалу,

 Набирая полный ход.

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль,  то в трубу-

Влево, вправо, за корму.

Наше морское судно прибывает на Первую станцию: «Историческая»

Древен род его в природе,

 Кличут озером в народе,

 Волны моря плещут в нем-

 Как его мы назовем

(озеро Байкал, показ слайда)

 Это озеро – священный дар природы. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”. «Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён.

А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит?

«В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем»  (показ слайда)

Обратите внимание, перед нами Вторая станция  - «Животный мир Байкала».  

Подходим к настенному панно «Мир Байкала».

Предложить   детям отгадать  загадки, а ответы найти на столе и прикрепить на панно.

(Дети находят  силуэты животных  и крепят их  на магниты)

Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

 И в кусты через пенек

 Промелькнул как огонек? (Белка)

Вперевалку зверь идет

 По малину и по мед.

 Любит сладкое он очень.

 А когда приходит осень,

 Лезет в яму до весны,

 Где он спит и видит сны. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая:

 Вся горит, как золотая,

 Ходит в шубке дорогой,

 Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Шубка серая – для лета,

 Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хищный маленький зверёк,

 Но не норка, не хорёк.

 Белочка в дупле боится,

 Что ее найдет… (куница)

Коротко рассказать о животных Байкала, мало знакомых детям.

Куница — ловкий, красивый и хищный зверек.. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.

Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль. На куницу он похож, называется он (соболь) Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.

Мы прибываем в бухту «Подводный мир». Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Итак, одеваем акваланги и вперед, изучать подводный мир Байкала. Посмотрите, кто это плывет мимо нас!

Помещаю силуэт нерпы на карту.

(Нерпа, показ слайда, рассказ педагога о нерпах). У нас на пути байкальская нерпа. Она не случайно расположилась на карте рядом с аквалангистом, который спускается под воду. Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.

В снежном логове родятся.

 Простудиться не боятся.

 Подрастут – начнут нырять,

 Шубки белые менять.

 Если очень повезёт –

 Лет полсотни проживёт.

 Что за зверь такой с усами?

 Ну, подумайте-ка, сами!

Релаксация: Дети садятся на ковер: давайте поурчим, как нерпа, полежим как нерпа на солнышке, поплаваем ловко в воде.

Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Начинается на «о»,

 Ох, и любят же его!

 Говорят – живет в Байкале.

 Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)

Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере) Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

Что за рыбка-невеличка –

 меньше вашей рукавички?

 Бледно-розова, нежна-

 Студеная вода нужна.

 А на солнце рыбка тает,

 Рыбьим жиром истекает.

 Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)

(показ слайда, рассказ воспитателя о голомянке)

 

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Игра «Заселим Байкал рыбками»

Перед нами ребята карта — макет Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой-то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень) Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.

Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше. И мы прибываем в бухту «Экологическая».

Проводится игра «Можно-нельзя» (как вести себя на Байкале)

Станция «Опытно-экспериментальная»                                                         ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?

(Вулкан)

- Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Дело в том , что Байкал вулканического происхождения, он появился благодаря вулканам, правда сейчас они спящие. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

 (Звучит громкая музыка).

Ребята, вспомните, что такое — вулкан?

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд)

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

А теперь давайте рассмотрим вулкан. Слайд вулкана

Сибирячок  предлагает сделать вулкан самим. Опыт.

Станция «Сюрпризная». Включить запись шум волны, вместе с детьми находим в научном центре шкатулку с сюрпризами — ракушки и конфетки — морские камушки, бутылку Байкальской воды.

Ребята, могучему Байкалу очень понравилось как вы бережно относитесь к природе, как много вы знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода — это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту воду и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества, ракушки будут храниться в нашем научном центре и напоминать нам о приятном путешествии, сладкие морские камушки напомнят вам как приятно ходить босиком по берегу Байкала. А наше путешествие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старших дошкольников "Красоту Байкала спасет "МИР""

Дать детям знания об уникальной Байкальской экосистеме, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений является одним из приоритетных направлений нашего ДОУЦель занятия: Пропа...

Познавательно – исследовательский проект: «Байки хомячка Персика и его хозяюшки Нины».

Цель проекта : от лица любимого зверька, исходя из личных наблюдений, рассказать об особенностях жизнедеятельности джунгарских хомяков.Задачи•  - рассказать о внешнем виде хомячков;•  - позн...

Конспект занятия "Обитатели самого чистого озера Байкал"

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с озером Байкал и с его обитателями....

Конспект НОД «В гости к жителям Байкала»

Тип занятия:-  комбинированное (закрепление имеющихся у детей представлений и знаний; формирование новых представлений),- интегрированное (интеграция познавательной и продуктивной деятельности (х...

Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал».

Конспект занятия НОД на тему "Озеро Байкал"...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  «Рыбы Байкала»...

Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал».

Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал»....