прогулки на октябрь
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

22 прогулки на октябрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл прогулки октябрь82.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

№ 1  октябрь                   У березы.

Цели:  продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;  - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

Ход .Наблюдение за березой: Воспитатель подводит детей к березе для беседы. Какое это дерево?   Покажите ствол березы.  Какой он — толстый или тонкий?  Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?  Погладьте ствол березы.  Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

Словарная работа. Гладкий, шелковистый.

Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

Какие изменения произошли с березой? Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало? Где лежат листочки? Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли. Какое время года? Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Труд в природе. Уборка территории. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры:  «Найди себе пару». Цель: выбирать себе по сигналу разные пары. «Беги к березе». Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа:   «С кочки на кочку». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах. «Перейди речку». Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Д/И:  «С какого дерева лист» Цель: формировать знания о деревьях, учить распознавать по форме листа.

Пальчиковая гимнастика.  «Деревья» Цель: развитие мелкой моторики

Самостоятельная  деятельность.     Игры с мячом. Составить узор из листьев березы

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

№ 2  октябрь             Наблюдение за погодой                                                                         

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: В октябре, в октябре

 Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

 Заготовлены дрова  На зиму для печек. С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

1.Нахмурится, насупится, в слезы ударится —  ничего не останется. (Туча.)

2.Блестит под солнцем после стужи, на асфальте сером... (лужа).

Словарная работа. Нахмуриться, насупится.

Какие произошли в природе изменения? Какое стало небо? Как часто светит солнце? Идет ли дождь?

Труд в природе: Уборка осенних листьев. Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры. «Гуси-лебеди», «Догони». Цели: учить быстро действовать по сигналу; воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа «Догони меня». Цель: учить бегать в нужном направлении.

Д/И:  «Назови погоду» Цель: формировать знания о погодных явлениях.

Пальчиковая гимнастика.  «Деревья» Цель: развитие мелкой моторики

Самостоятельная  деятельность. Игры с мячами. Рисование палочками на песке.    

                    C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

№ 3 октябрь                                     Листопад

Цель – закрепить знания признаков золотой осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом, Расширить представления детей о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие, делать обобщение. Воспитывать умение видеть красоту природы.

Ход. Наблюдение за листопадом.  Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один  листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер,  и много-много листочков с шуршанием полетело на землю.

Словарная работа. Это листопад.     

Листопад, листопад.

 Листья по ветру летят

Листья летят  медленно, потому что они легкие.

(Рассматривание красивых осенних листьев.) 

Опыт.  У кого какие детки? Цель: Научить детей выделять общее в строении семян овощей (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка

Труд в природе    Собрать красивый букет для помощника воспитателя.

П/И, игры-упражнения:    «Догони меня»,   «Воробушки». Цель : привлечь к играм малоподвижных детей, учить бегать с увертыванием.

Индивидуальная работа.    Сравнивание 2 групп предметов.  

 

Д/И «Доскажи фразу» Цель: развивать речь.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

  Пальчиковая гимнастика. «Деревья».  Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Самостоятельная деятельность.   Игры    в песочнице – «Дорога для автомобиля».   Составить из опавших листьев узор на асфальте.

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

№ 4 октябрь               Явления общественной жизни.                        

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить детей узнавать грузовой транспорт, называть его части, назначение. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: понаблюдать за самосвалом. Рассмотреть какие большие части у машины (кабина, колеса, кузов). Рассказать, что грузовики перевозят разные грузы. Какие? (песок, кирпичи).

Словарная работа. Грузовой транспорт (наземный)

Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Индивидуальная работа по физическому воспитаниюбросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Цель: учить бросать мяч вверх и ловить его двумя рукам

Сам в кабину не могу я залезть пока

До чего же велико колесо грузовика

В кузов даже заглянуть не удается мне,

Посмотреть, что там, в кузове на дне.

А в кабине видел руль, дверца на замке,

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть – чуть у него обед,

Может, быть меня прокатит, а быть может, нет.

Подвижная игра«Воробышки и автомобиль»

Труд: собрать веточки, палочки вокруг песочницы

Цель: прививать желание трудиться.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

Пальчиковая гимнастика. «Транспорт» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        

Самостоятельная деятельность детей.  Игры с машинками, рулями.

№ 5 октябрь       Наблюдение за состоянием погодыC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели:  формировать представление о природном явлении — тумане;  учить наблюдению за сезонными явлениями;  - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения. Туман.

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы. Какое небо во время тумана? Как вам дышится? Какой воздух — влажный или сухой? Густой ли туман? Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Словарная работа. Туман, стелется, сгущаться.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка». Цели: совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать;  развивать реакцию.

Индивидуальная работа:   «Изобрази настроение» .Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения.

Дид. игра:  «Опиши погоду» Цель: развитие речи, умение описывать

Пальчиковая гимнастика.  «Осень».  Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Самостоятельная деятельность детей.       Игры с мешочками с песком, мячами, обручами.                                                                     

№ 6 октябрь           Наблюдение за перелетными птицамиC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении  жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы. 

 Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Словарная работа. Перелетные, стаи.

Дид. игра:  Воспитатель предлагает детям закончить предложение: Воробей маленький, а журавль ... (большой). Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность.  Сбор семян деревьев. Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.

Подвижная игры: «Собачка и воробей». Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц;  учить имитировать их по голосу.

Индивидуальная работа.  Развитие движений. Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Пальчиковая гимнастика.«Дикие птицы». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –                              «дятел» - кулачком стучит о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Самостоятельная деятельность детей.    Игры с мячами, мелкими игрушками.

№ 7 октябрь                 КленC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья).

Ход.  Наблюдение за кленом: рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.

Словарная работа.   Кленовые.

Художественное слово: загадать загадки:

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это когда бывает? (Осенью)

Подвижная игра: «Листья»

Листья осенние тихо кружаться,                 Кружатся на цыпочках

Листья нам под ноги тихо ложаться            Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,                Движение руками в стороны

Будто опять закружиться хотят.                  Поднимаются, кружатся.

 

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» стр.35). Цель: учить согласовывать слова с движениями пальцев рук.

Индивидуальная работа по физическому воспитаниюпрокатывание мяча друг другу. Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.

Труд в природе: собрать красивые листья для аппликации. Цель: учить доводить начатое дело до конца.

Д/И: С какого дерева листок. Цель: закрепить знания деревьев по листику.

Пальчиковая гимнастика. «Наш дом».  Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Самостоятельная деятельность детей   игры с мелкими игрушками,  палочками.

 № 8 октябрь            Наблюдение за сорокойC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход  наблюдения.

Всюду я летаю, все на свете знаю.

 Знаю каждый куст в лесу.

 Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

 Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит сорока? Чем она питается?  Как стрекочет?  Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Словарная работа. Белобока, стрекотуха, воровка.

Опыт: Волшебный материал.  Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Труд в природе:  Сбор осенних листьев. Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч». Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц; ловить мяч двумя руками.

Индивидуальная работа:  Развитие движений. Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.  Д/И: Угадай птицу по описанию. Цель: закрепить представление о сороке

Пальчиковая гимнастика.  «Жук». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Самостоятельная деятельность детей  игры с мешочками с песком, мячами.

№ 9 октябрь        Наблюдение за облаками.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Ход наблюдения: Приметы: облака движутся с юга на север – к ненастью; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: знать осень в октябре по грязи; в октябре на одном часу и дождь, и снег.

Словарная работа.  Ненастье.  

 Дидактическая игра. Помнишь ли ты эти стихи?. Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

 Подвижная игра « Замри».Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.  «Цветные автомобили». Цель: Учить детей выполнять функцию водителя. Развивать реакцию на цветовой сигнал. Упражняться в лёгком беге с поворотом влево – вправо.

  Индивидуальная работа по ФИЗО. Цель:     Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по шнуру, выложенному в форме квадрата, прямоугольника, овала («Кто может пройти по шнуру, не глядя под ноги, и не заблудиться?».)

 Труд в природе: Сбор мусора на участке. Цель: приучать к чистоте и порядку, вызывать желание трудиться в коллективе.

Пальчиковая гимнастика. «Одежда». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Самостоятельная деятельность детей    игры в мячи, обручи, мелкие игрушки.

№ 10 октябрь       Наблюдение за солнцемC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.

Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?

Художественное слово:

Осень, осень, подожди

Из воды плесни дожди

Туча солнце не бодай,

Голубое небо дай.   Л.Андреева.

  Словарная работа.  Блестит, греет.  

Подвижная игра: «Зайцы и волк» (карточка № 2)

Дидактическая игра: «Назови ласково»  Цельупражнять в образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Индивидуальная работа по физическому воспитаниюлазанье, под дугу группируясь «в комочек». Цель: упражнять в лазанье под дугу, учить группироваться «в комочек», не задевая дугу.

Труд в природе: Прикрыть хризантемы сухими листьями. Цель: прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым.

Пальчиковая гимнастика. «Утро, ночь». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

Самостоятельная деятельность детей  игры с печатками,  палочками, ведерками и  совочками.

№ 11 октябрь         Наблюдение за рябинойC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (Рябина.)

У рябины листопад —

Под ветвями листьев клад.

 Облетели листья,

Но остались кисти

Красные, яркие —

Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Словарная работа.   Снуют, рябина, ожерелье

Труд на природе.  Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры. «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».  Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг. налу воспитателя.

Индивидуальная работа.   «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели: учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега.

Д/И:  .«Осенние листья»

Цель: Закрепить представления об оранжевом, желтом и красном цветах; упражнять в подборе листьев по названному цвету.

Пальчиковая гимнастика.  «Ромашка». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Самостоятельная  деятельность   игры в мячи, обручи, мелкие игрушки.

№ 12 октябрь          Наблюдение за осенними работами на огородеC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Дуют ветры

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы. Как изменились погода, природа? Что изменилось в огороде?  Когда наступают холода, как вы одеваетесь?   Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов,  замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом или сухими листьями.

Словарная работа.  опилки.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».  Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Пробеги — не задень».  Цель: добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, естественной буйные,

Труд на природе.  Засыпка грядок сухими листьями. Цели: учить работать парами;  воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа. Развитие движений.  Цель: улучшать технику ходьбы, бега.

Д/И: «Части суток»

Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Пальчиковая гимнастика.  «Овощи». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Самостоятельная  деятельность   Игры в мячи, обручи, мелкие игрушки.

№13 октябрь        Наблюдение за собакойC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным. 

Ход    наблюдения 

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек,

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.

Словарная работа.  жилище, заворчал.

 Опыт:   Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Трудовая   деятельность:  кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. 

Подвижные  игры:  « Лохматый пес». ЦЕЛЬ: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь  «Сбей кеглю». ЦЕЛЬ: развивать у детей умение метать в цель ; глазомер; ловкость

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И:  «Кто это и где живет?»ЦельОтметьте  внешний вид животных, уточните названия частей тела; расскажите о том, где они живут

Пальчиковая гимнастика.  «Кошка». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Самостоятельная  деятельность   игры в куклы, одетые по погоде, , совочки, машинки.

№14 октябрь     Наблюдение за первым снегомC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: познакомить с природным явлением — снегом;

показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. 

Ход   наблюдения 

Нахмурилось небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

 И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже и тают. 

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.

Словарная работа. 

Трудовая    деятельность:  утепление корней растений вместе с воспитателем.

Цели:  воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

—закреплять знания о способах адаптации растений зимой;

—учить бережно относиться к растительному миру.

Подвижные   игры:  «Попади в круг».   Цели: совершенствовать умение обращаться с предметами;  учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.  «Найди себе пару».  Цель: развивать у детей различие цвета и ориентирование в пространстве.

    Индивидуальная работа:  «Летят снежинки».Цель: развивать пластику движений.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

 

 Д/И: «Учим дорожные знаки».   Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. продолжать знакомить детей со спецтехникой.

 закрепить знания детей о безопасном поведении на дороге и тротуаре.

Пальчиковая гимнастика. «Зима» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Самостоятельная  деятельность    игры в мешочки с песком, мячи, обручи, машинки.

№15 октябрь       На лесной опушке.            C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель:  Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, учить видеть красоту осеннего леса.

Ход. Работа на станции экологической тропы « На лесной опушке».   «В гостях у Грибовика – лесовика» Цель: закрепить знание детей о съедобных и несъедобных грибах.

Вос-ль: Этот гриб подосиновик, он съедобный. Он растет под осинами. У него крепкая ножка, похожа на ствол березы. А шляпка красная. Оттого зовут его еще красноголовик. Послушайте загадку про него: Что за гриб стоит на кочке
                             В красном бархатном платочке?
(При рассказе воспитатель демонстрирует муляж подосиновика.)
Вос-ль:  Этот гриб называется лисичка, он тоже съедобный. Он своим цветом похож на лису, поэтому его и называют лисичка. У него и ножка, и шляпка одного цвета. Послушайте про него загадку:  Притаились под кусточком
                                  Рыжие сестрички
                                  Отгадайте поскорей
                                  Это же лисички.
(Вос-ль демонстрирует муляж лисички.)    
Вос-ль: Этот гриб – мухомор, – он несъедобный, его есть нельзя. У него белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый, но его нельзя трогать руками, он ядовит и опасен. Послушайте загадку про мухомор.
                             С шапочкой красной знаться опасно,
                              Даже муха-зуда не садится сюда.

Словарная работа.  Съедобные, несъедобные, красноголовик, подосиновик, лисичка, мухомор

Труд в природе. Собрать листья на веранде. Цель: прививать трудолюбие.

Подвижные   игры: «Собери грибы» Цель: учить быстро собирать съедобные грибы. «С кочки на кочку». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И:  «Скажи правильно» Цель закрепить знание о грибах

Пальчиковая гимнастика.  «Грибы». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Самостоятельная  деятельность игры в мячи, обручи, мелкие игрушки.

№16 октябрь                         Наблюдение за льдом.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели  знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде. 

Ход   наблюдения. Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

 И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Словарная работа.  дрожит, трещит

  Работа на станции экологической тропы « В гостях у клена». 

  Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на клене? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Все листочки падают одинаково? 

Труд в природе. Копаем грядки. Цели:  воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные   игры: «Попади в круг». Цели:  учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость.  «Найди свое место». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

  Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И: «Угадайте, что я делаю?»  Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание  .

Пальчиковая гимнастика.  «Части тела»  Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на части тела)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Самостоятельная  деятельность  игры в мешочки с песком, мячи, мелкие игрушки, ведерки, совочки.

№17 октябрь          Что нам осень подарилаC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.

Ход наблюдения: В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует: Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла?

Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, посмотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается — это все нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». «И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка — все нам подарила осень».

  Затем обращает внимание детей на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску.

Словарная работа. ярко –желтая, золотая, щедрая.  

Работа на станции экологической тропы « Уголок сада».   Воспитатель ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревьям. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет. Дети: «И овощи, и фрукты, и ягоды — все это нам осень подарила». Воспитатель добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!».

Д/И «Угадай по описанию» Цель: развивать умение угадывать по описанию овощи или фрукты.

Словарная работа. Осень щедрая, прекрасная, золотая, добрая.

Труд в природе:  Сбор опавши листьев в кучу. (берлога для медведя)

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные   игры«У медведя во бору» Цель: учить детей действовать согласно словам текста. 

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Пальчиковая гимнастика. «Овощи - фрукты». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Самостоятельная  деятельность.  Игры детей в машинки, совочки, мяч

№ 18 октябрь            Наблюдение за птицами C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения. Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.

Воспитатель задает детям вопросы. Какая птица больше — голубь или воробей? Как передвигается воробей? Как передвигается голубь? Как кричат воробей, голубь?

Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Словарная работа.  шустрый, пташка.

Труд в природе.  Сгребание в кучи сухих опавших листьев. Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра. «Перелет птиц».        Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа  Развитие движений. Цель: формировать умение катать по прямой мяч.

Опыт: Почему птицы могут летать. Цель:  Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Д/И «Четвертый лишний» Цель: закрепить знания о животных и птицах

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

 

Пальчиковая гимнастика.  «Птицы».  Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Самостоятельная  деятельность.  Игры с птицами , сделанные из бумаги, с мячами.

№19 октябрь    Наблюдение за работой шофёраC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: знакомить с работой шофера; воспитывать положительное отношение к труду взрослых. 

Ход    наблюдения. При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Познакомить детей с шофером и попросить рассказать, что он возит в машине  и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

А в кузове — важные,

Срочные грузы:                                 

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

  Словарная работа.  Продуктовая, цемент, железо

Трудовая   деятельность :  подметание веничками дорожек на участке.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое до конца.

Подвижные   игры  «Угадай, кто  и где кричит» Цель: учить ориентироваться в пространстве.  «Кролики». ЦЕЛЬ:  развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование.

  Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И:  «Собери машину из геометрических фигур» «Цель: развитие мышления, моторику пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика.  «Транспорт». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Самостоятельная  деятельность. :  рули, маски-эмблемы, игрушки, мел, машинки.

№20 октябрь                   Наблюдение за ветром.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

 Цели: Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Ход    наблюдения. Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер)

Ветер сильный, холодный, качает деревья. Дует на листики и отрывает их. Ветерок дует на вертушку, она крутится. Предложить детям подуть на вертушку, как ветерок. Вос-ль: Ребята, ответьте на вопрос, почему дует ветер? (ответы детей). Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер. Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

Словарная работа. Сильный, холодный, метеорологи, синоптики.

   Труд в природе.  Сбор песка в песочницу.

Подвижные   игры  «Дети и волк» Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием. «Дети по лесу гуляли, Землянику собирали, Много ягодок везде – И на кочках и в траве. Но вот сучья затрещали… Дети, дети, не зевайте, Волк за елью – убегайте! «Корабли и ветер» Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Индивидуальная работа.  «Что умеет делать ветер?» Цель: активизация глаголов.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И: «Какой бывает ветер?» Цель: развивать речь.

Пальчиковая гимнастика.  «Замок». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в"замок»).

Кто открыть его бы смог? (повторение движений).

Потянули, (пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, другую сторону).

Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Ветер дунул, (подуть на пальцы).

И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

Самостоятельная  деятельность.  Игры детей с выносным материалом.

№21 октябрь      Наблюдение за растительным миромC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым
ее можно выделить среди других деревьев;
 воспитывать бережное отношение к природе.
Ход   наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.

Словарная работа. хвоя.

Труд в природе:  Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается. Цели:в оспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры «Встречные перебежки». Цели:повышать двигательную активность; развивать меткость, ловкость, выносливость. «Ловкая пара»

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Индивидуальная работа: «Самый быстрый». Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Ходьба на носках. Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Д/И:  «С какого дерева лист». Цель: развивать умение определять дерево по листику.

Пальчиковая гимнастика. «Дикие животные наших лесов». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу  друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Самостоятельная  деятельность  Игры в кубики для подвижной игры, , куклы, одетые по погоде, машинки.

№22 октябрь      Наблюдение за трудом дворникаC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900344515.WMF

Цель: Расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.

 Что делает: сгребает листья, подметает дорожки, собирает мусор. Что есть у дворника (метла, грабли, корзина для мусора).

Словарная работа.  дворник, грабли.

Подвижные игры: «Птички в гнездышках» Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентировка в пространстве.

«Кошка и мышки» Цель: Упражнять детей в подлезании (или пролезании), умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения .«Кошка мышек сторожит, 

 Притворилась будто спит.

 Тише, мышки, не шумите,

 Кошку вы не разбудите…»

Труд в природе: Собрать палочки и сухие листья на участке. Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Индивидуальная работа:  «Поймай мяч».  Цель: развивать ловкость.

Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.  

Д/И:   «У кого кто?». Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; называть детенышей в ед.ч. и мн.ч.

Пальчиковая гимнастика.  «Части тела». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Самостоятельная  деятельность   Куклы, одетые по погоде, грабельки, ведерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прогулки на октябрь. 5 компонентов.

прогулки в таблице, разработанные мной,будут полезны всем воспитателям....

Прогулки в октябре в средней группе детского сада.

Очень часто при планировании прогулки нам с вами приходится пересмотреть очень много литературы. Я один год взяла тему самообразования "Прогулки  в детском саду с детьми  средней группы". Я ...

перспективное планирование прогулки на октябрь в подготовительной группе разработала воспитатель Блашенкова Елена Юрьевна

перспективное планирование прогулки поможет воспитателям планировать свою работу с детьми...

Планирование прогулки на октябрь месяц

Цели и задачи прогулок в раннем возрасте...