путешествие в прошлое бумаги
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Махначева Ольга Викторовна

познакомить детей с историей бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe_bumagi.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-экспериментирования «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: познакомить детей с происхождением бумаги

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги, развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги, воспитывать бережное отношение к бумаге,

Развивающие: учить детей  рассматривать предметы, называть материал, опытным путем определять его качества, свойства, развивать мышление, память, познавательные интересы, закрепить навыки конструирования из бумаги (вертушка):  делать надрезы, соединять в центре, приклеивать к основанию палочки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бумаге

Словарь: камень, глина, береста, ткань, твердый, тяжелый, хрупкая, шершавая.

Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого ребенка.

Ход НОД:

В. Ребята, мы пришли в музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Вашим экскурсоводом буду я. Когда мы хотим что-то написать или нарисовать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что ее не было совсем. Хотите узнать, на чем писали люди?

В. Давайте посмотрим на первый экспонат, что это?

В. Подумайте и скажите, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей).

В. Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Однажды первобытный человек сидел в пещере и ежился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Эта забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Поэтому человек придумал делать знаки и высекал их на камнях, на стенах пещеры (показ слайдов).

Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? (ответы детей).

Правильно, ребята. Камень – неудобный  материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Сколько надо было потратить силы и времени чтобы высечь один знак (предложить высечь что-нибудь на камне).

Люди стали искать более удобный материал для письма. И сейчас посмотрим на другой экспонат.

Это глиняная дощечка. Для того,  чтобы сделать такую дощечку, глину долго месили и когда дощечка была готова, по сырой глине писали острой палочкой. (Предложить детям порисовать на глиняной дощечке). Ребята, сравните камень и глину (ответы детей).

Правильно, глина легче камня, на ней удобнее писать, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь.

А сейчас пойдем и посмотрим на бересту (показ слайдов). Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали острой палочкой на бересте. Береста---это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годилась. Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку книги (дети выполняют задание и приходят к выводу, что береста ломается, а значит она хрупкая) .

А сейчас посмотрим еще на один экспонат.

Что это? (ткань). Для чего она нужна? (ответы детей). А еще на ней можно писать.

Давайте мы с вами попробуем сложить ткань пополам и нарисовать на ней что-нибудь.

Удобно было рисовать? А почему? Правильно, ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.

На чем же тогда писать? (показ слайдов о появлении бумаги).

В древние времена из далекой восточной страны  Китая, купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая по качеству была первая бумага? (желтая, шероховатая).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, несложной в изготовлении и удобной в использовании (показ образцов современных видов бумаги).

В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

Дети перечисляют бумажные предметы.

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага.

В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

В. Какие свойства бумаги вы знаете?

Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

В. Вы встречался с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают.

В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

В. Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам вам картинки, а вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.

В. Молодцы, вы правильно выполнили задание.

В. Вот и заканчивается наше посещение музея прошлого бумаги, и нам пора возвращаться в группу.

-скажите мне, где мы с вами были?

-что нового вы узнали,  пока были в музее?

(-узнали, на чем раньше писали, - узнали о происхождении бумаги, -где впервые научились делать бумагу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

«Путешествие в прошлое бумаги»

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...

. «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель:  формировать целостную картину мира,  расширять    представления детей об окружающих предметах,  развивать познавательный интерес, воспитывать в детях бережное отно...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...