Методическая разработка. Лекарственные травы в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шкандала Надежда Константиновна

 

Введение ….2

Пояснительная записка…. 3

Задачи методического пособия….4

Формы и методы обучения…4

Конспекты занятий на прогулке:

1. Тема: «Наблюдение за лекарственными травами»…5-6

2.Тема: "Польза лекарственных трав"...6-7-8

3.Тема: "Сбор трав на огороде"...8-9

4.Тема: "Воспоминания о лете..." душистые мешочки...9

Стихи о лекарственных растениях

Загадки

Дидактические игры

Пословицы и поговорки

Анкета «Экологическое воспитание детей

Беседы и консультации с родителями на экологическую тему.

Список используемой литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта для детей подготовительной к школе группе

 " Лекарственные травы".

.

Выполнила: воспитатель 1 кв.категории,

Шкандала Надежда Константиновна

Санкт-Петербург

2020г.

Содержание

Введение ….2

Пояснительная записка…. 3

Задачи методического пособия….4

Формы и методы обучения…4

Конспекты занятий на прогулке:

1. Тема: «Наблюдение за лекарственными травами»…5-6

2.Тема: "Польза лекарственных трав"...6-7-8

3.Тема: "Сбор трав на огороде"...8-9

4.Тема: "Воспоминания о лете..." душистые мешочки...9

Стихи о лекарственных растениях

Загадки

Дидактические игры

Пословицы и поговорки

Анкета «Экологическое воспитание детей

Беседы и консультации с родителями на экологическую тему.

Список используемой литературы

Введение

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Актуальность экологического образования детей в дошкольном возрасте состоит в том, что именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. И заложить любовь к природе, к окружающему миру можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке детского сада.

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают наблюдения, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы.

Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время наблюдений дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях. Приобретенное в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту; умение узнавать в простой травке под ногами – лекаря и помощника – вызывает глубокий интерес, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники и биологии. А также ведет к активизации познавательной активности через новый объект среды.

Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями.

Пояснительная записка

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей  старшего дошкольного возраста.

В методическом пособии предоставлены занятия-наблюдения, стихи, загадки, рассказы, игры, кроссворды о лекарственных растениях.

Занятия и дополнительный материал направлены на то, чтобы дать ребенку знания о лекарственных растениях, об их пользе в жизни человека и животных. Также занятия способствуют привитию у ребенка любви и интереса к окружающему миру, развивают наблюдение и память, обогащают словарный запас детей.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.

Поэтому и возникла идея создать пособие, в котором будет собрана вся информация касающаяся лекарственных растений.

Задачи методического пособия

1. Образовательные

познакомить детей со свойствами, внешним видом и местом произрастания лекарственных растений.

продолжать формировать представления детей о растениях, как о живом организме.

закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

уточнить и закрепить знания детей об уже знакомых растениях и их свойствах.

учить анализировать и делать выводы.

2. Развивающие

продолжать развивать наблюдательность и интерес у детей.

развивать мышление, память, активировать речь.

3. Воспитательные

продолжать прививать и воспитывать любовь к растительному миру.

воспитывать заботливое отношение к растениям

Формы и методы обучения

Все занятия даются в форме бесед и просмотром иллюстраций. В проведении занятий используются формы коллективной работы. Для этого используются следующие формы и методы занятий:

экскурсии по участку,

экологические игры,

практические занятия,

наблюдения,

беседы,

исследовательская деятельность,

художественное слово и другие.

Тема: "Наблюдение за лекарственными травами"

Цель занятия: познакомить детей с лекарственными растениями: пижмой, подорожником, его особенностями.

Задачи:

-познакомить с научным и народными названиями лекарственных растений, научить различать растения по их характерным признакам.

-развивать мышление, любознательность, интерес к родной природе.

-воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу

Ход наблюдения:

Дети подходят к аптекарскому огороду на участке детского сада и рассматривают растения. Находят различия и сходства.

Воспитатель: как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам).

Воспитатель: дети, давайте рассмотрим растение. Обратите внимание, у подорожника почти нет стебля, листья на земле лежат. Если бы был стебель, то подорожник сломался, когда мы прошли по нему.

Воспитатель: сорвите лист подорожника. Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Давайте сравним с листом другого растения. Прожилки на листе подорожника выступают наружу, их можно пощупать. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться, поэтому подорожник моет расти у дорог. Подорожник-это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы остановить кровь, чтобы рана быстрее заживала. В народе это растение называют порезник, ранник.

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим еще об одном лекарственном растении, называется оно-пижма.

Пижма встречается в природе повсюду. Растение можно узнать по двум отличительным признакам: желтым цветкам, напоминающим маленькие пуговки, расположенные на соцветии, словно ягоды рябины, и особым, терпким запахом, который остается на коже рук, стоит только потрогать растение. Пижма обладает обезболивающим действием, противовоспалительным, жаропонижающим. Пижма также используют для заживления ран.

Воспитатель предлагает детям понюхать пижму.

Воспитатель: люди используют пижму для отпугивания мух и моли. Всем известно, что моль любит все шерстяное: варежки, меховые шапки, шубы. Пижмой перекладывают одежду, чтобы защитить её от моли.

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Цель: упражнять детей  в прыжках с куба, в беге по всей площадке.

Ход игры: на одной стороне площадки расставлены кубы(15х20см). На них сидят зайцы. Воспитатель выполняет роль лисы. Зайцы гуляют по лесу, играют, бегают, прыгают. На сигнал «Лиса!» прячутся в домиках- становясь на кубы

Дидактическая игра. «Угадай по описанию»

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Воспитатель описывает растение, дети определяют.

           

Тема: «Польза лекарственных трав.»

Цель занятия: «Ознакомление с распространёнными лекарственными растениями, которые произрастают на территории Ленинградской  области.

Задачи: 

- развить познавательную активность, формировать здоровый образ жизни;

- мотивировать к познанию, творчеству, труду;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами и правилами сбора в лечебных целях.

Ход занятия:

1.Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось, чтобы вы не безразлично топтали леса и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Вы знаете, что мир растений - величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Что дают растения человеку, кто может сказать? Веками растения помогали людям жить, кормили их и одевали, лечили и восстанавливали силы, дарили вдохновение и хорошее настроение.

Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства.

На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Лес – как сказочное царство, там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить, мы вас можем научить.
Все целебные растения, знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться, нужно только научиться
Находить в лесу растения, что пригодны для лечения! 

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений, растущих у нас в Ленинградской области мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку».Но прежде проведем

физкультминутку.

  1. Подвижная игра  «Лошадки».

Цель: закреплять умение бегать прямым голопом, ходьбу с высоким подниманием колена

Ход игры: Педагог читает стихотворение «Лошадка» А.Барто. Дети идут, высоко поднимая колени, бегут прямым голопом, чередуя эти виды движений.

Затем дети подходят к зеленой аптеке.

На участке детского сада посажены лекарственные травы. К каждого  растения есть  своя информационная табличка с названием и лечебными свойствами. (Земляника, подорожник, календула, мята, тысячелистник, крапива, одуванчик и т.д.). Воспитатель ведет беседу и загадывает загадки детям о лекарственных растениях.

То розовый, то белый огонёк, ,зелёные лапки –Да крепкий стебелёк. Он всем больным помочь готов: от тысячи недугов –тысяча листов.(Тысячелистник)

Тысячелистник – многолетнее растение высотой до 0,5 м с белыми, иногда розовыми многочисленными мелкими цветочками и с многократно рассечёнными на мелкие доли листьями. Именно отсюда и произошло его название – тысячелистник. В медицине применяют препараты, изготовленные из тысячелистника, при различных видах кровотечений, желудочно-кишечных расстройствах. Некоторые садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тли, так как он обладает специфическим запахом.

Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти –нагнись: солдатик у дороги, готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник», «порезник». «След белого» - так назвали подорожник североамериканские индейцы, потому что семена этого растения пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Один кустик подорожника даёт от 8 до 60 тысяч семян, поэтому-то он распространяется с такой быстротой! Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

Не змея, а кусает. Не огонь, а жжёт. Голыми руками её не возьмёшь. А борщи с ней – хороши! (Крапива)

Крапива очень интересное растение. Её стебель и листья имеют жгучие волоски, острые концы которых очень хрупкие. Поэтому издавна это растение применяют при болезнях суставов. Применяется крапива и как кровоостанавливающее средство при различных видах кровотечений. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны и служат хорошей добавкой в щи и салаты.

Такого модника как этот, ещё не видела земля, он очень любит среди лета, в пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Одуванчик – многолетнее растение с розеткой прикорневых листьев и жёлтыми цветами. Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние греки, а в арабской медицине его применяли широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Ягодка вкусна, красна прячется в траве она. Говорит нам: "Не ленитесь А за мною наклонитесь!"…(Земляника)

Землянику советуют употреблять при наличии расстройств нервной системы, желтухи, а также ангины. Ягоды употребляются в пищу для повышения иммунитета и устойчивости организма к простудным и вирусным заболеваниям, а также для восполнения дефицита витаминов и минеральных веществ.

Ноготок короток, сквозь землю прошел- шапку золота нашел. (Календула)

Можно полоскать горло календулой несколько раз в день, протирать отваром ранки и ожоги в целях обеззараживания. Польза настоя календулы заметна при симптомах простуды. Средство снимает воспаление при ангине и оказывает отхаркивающее действие при кашле. Также лечебные свойства цветков календулы применяют в качестве натурального успокоительного. Растение эффективно снимает стресс и помогает отрегулировать сон.

Ребята, в библиотеке есть много книг о лекарственных растениях. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения, в какие сроки, это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения, чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

(Представление некоторых книг) «Лекарственные растения»

        

Тема : "Сбор трав и семян на огороде"

Цель: Учить детей правильно собирать семена растений.

Задачи:- расширение представлений о лекарственных и культурных растениях нашего края, их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом;

- об их взаимосвязи с окружающей средой;

-уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;

- развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что красивое есть вокруг нас?

Чем красивы цветущие растения?

Вспомните и назовите растения, которые, цветут на нашем цветнике и огороде?

Какие это растения, если за ними ухаживал человек, сажает их?

А какие растения выросли сами и кто их сажал?

Дети  приходят на участок, где посажены лекарственные травы и проговаривают с воспитателем правила сбора.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Нельзя собирать все растения.

2. При сборе цветков и заготовке травы оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения.

3. При сборе плодов следить за состояние плодоносящих побегов.

4. Нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки.

5. При сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян.

6. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение, поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

После обсуждения правил, приступаем к сбору листочков и семян. Все собранное приносим в группу. Семена выкладываем на поднос, а листья и соцветия кладем в коробку  и несем в темное, прохладное место сушить. В дальнейшем нам все это пригодится. В ноябре мы на  мамин праздник  изготовим подарочки в виде "саше". Весной посеем семена в контейнеры и будем ждать всходов и наблюдать за росточками.

 Подведение итогов: растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно! Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным. Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя! Рефлексия. О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях, Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

Ролевая игра «Лесная аптека».

Дети делятся на две группы - продавцы и покупатели. Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, покупатель должен описать его как можно подробнее продавцу-аптекарю. А продавец-аптекарь должен угадать название растения. За каждый правильный ответ команды получают по баллу. Победителем становится группа, набравшая наибольшее количество баллов.

 «Карточки с описанием лекарственных растений»

Подведение итогов: итак, мы с вами познакомились с видами лекарственных растений их значением в жизни человека. Чтобы лекарственные растения не подвергались варварскому уничтожению, чтобы они не исчезли с лица земли, мы должны соблюдать правила сбора лекарственных растений, способствовать их сохранению.

- давайте вспомним, о каких лекарственных растениях шла речь?

- что особенно понравилось на сегодняшнем занятие?

 Тема: "Воспоминания о лете..." душистые мешочки.

Цель: познакомить детей с изготовлением ароматического саше.

Задачи:

- познакомить с историей появления ароматического саше.

- научить технологии изготовления ароматного саше.

- развить творческие способности путем изготовления саше.

- воспитать аккуратность, терпение, настойчивость в достижении цели;

- развить индивидуальные задатки и творческие способности.

Ход занятия:

Историческая справка. Слово «саше» пришло к нам из французского языка, а означает оно в переводе на русский - «мешочек». Чаще всего этот предмет представляет собой тканевый кармашек, наполненный душистыми травами, пропитанной эфирными маслами. Именно Франции мы благодарны этому чудесному открытию, где много веков назад такие мешочки стали наполнять душистыми смолами и травами, пропитывать ароматическими маслами. Саше украшали спальни, гостиные вельмож. Да и все, уважающие себя мадемуазели, стремились к тому, чтобы у них было саше, ведь такая занятная вещичка распространяла фантастические ароматы и радовала своим внешним видом.

Саше, разумеется, были не только во Франции. В древней Руси для обозначения ароматического мешочка использовали слово «ладанка». Ее носили на шее, как оберег. Наши предки верили, что некоторые травы способны отгонять темные силы. Конечно, мешочки эти были небольшие, не было у них и вычурной отделки. Зато смеси трав в них были поистине целебными. Большие крупные ладанки вешали в избах всё с той же целью, ароматические мешочки не позволяли прийти темной силе в дом, защищали от сглаза, болезней и других напастей. В разные ладанки зашивали разные травы. Одни должны были привлечь в дом богатство, другие были призваны укрепить любовь супругов. Нередко ладанки клали под подушки или подвешивали над кроватью.

До нас ароматические мешочки дошли под названием «саше». Сейчас их делают из различных тканей и украшают всевозможными способами. Да и сама форма саше претерпела изменения. Зачастую саше делают не в виде мешочков, а в форме сердца, фрукта или зверька.

Технология изготовления:

Мешочки я  изготовила из хлопка заранее. Но только никакой синтетики! Так уж сложилось исторически, что для такого полезного элемента декора используют натуральные ткани. Лен, хлопок, мешковина, шерсть – эти материалы наилучшим образом подходят для саше. Сами мешочки дети раскрасят фломастерами. Наполнитель мы заготовили с детьми ранее. Собрали наши лекарственные растения и их соцветия высушили в темном помещении и  измельчили. Нам осталось их только заполнить и завязать красивой тесьмой. Вот и готово наше саше «Воспоминания о лете..". Теперь мои дети сами знают, как сделать ароматическое саше своими руками. Получился очень милый и приятный подарочек. Холодными, зимними вечерами он будет напоминать им о лете.

           

           

Стихи о лекарственных травах.

1. Ромашки .

В лугах ромашки , солнечного цвета

Такие , что светлей на свете жить

Природой называется все это ,

Давайте ж с природой дружить .

2. Одуванчик .

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик .

Подрастет нарядится

В беленькое платьице :

Легкое, воздушное ,

Ветерку послушное

3.Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето

4.Ромашки

На лесной опушке ромашки расцвели

Кукует здесь кукушка

Гудят, жужжат шмели.

5.Репей

У дороги встал репей

Ищет он себе друзей.

Он за всех цепляется,

С дружбой набивается.

С дружбой не везет ему

Ты не знаешь почему?

6. Комочки репья

Хорошо живется нам-

Хвастались комочки.

Мы катаемся весь день

На хвосте у Жучки.

Загадки

1. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …петрушка

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …укроп

3. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - …

4. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)

Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива).

5. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

6.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам - беда.
Что в огороде?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Дидактические игры "Лекарственные травы"

«Найди, что лечит»

Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

Правила игры: используя схемы-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т.д.).

Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схемы-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, веток.

Организация и методика проведения: на столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек). Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Аптека Айболита

 

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». 

«Какие растения помогут, если…?»

(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты расстроился)

 
Цель: закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.

Приготовь лекарство»

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери «посуду» для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

"НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ"

Цель: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам

Можно применять загадки, стихотворения.

Воспитатель описывает растение или загадывает загадку ребенку.

Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.

Карточки-картинки с изображением лекарственных

гербарий лекарственных растений.

Пословицы и поговорки

• Аленький цветок бросается в глазок.

• В горах прольется — степь расцветет.

• Где цветок, там и медок.

• Если у цветка нет тычинок, откуда же взяться аромату.

• Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.

• Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.

• Завистника соседская роза, как шип, колет.

• И в пышном цветке гнездится змея.

• И красивые цветики ядовиты бывают.

• И красно, и пестро, да пустоцветом.

• Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

• Из одного цветка гирлянды не сделаешь.

• Издали все пахнет цветами.

• На красный цветок летит и мотылек.

• Нет цветов — нет уюта.

• Одно дитя, как семя цветка, а пятеро — как семена терновника.

• Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает.

• От дождя травы расцветают, от песни — душа.

• От хорошего цветка хороший аромат.

• Поговорка — цветочекпословица — ягодка.

• Пустоцвет не приносит плодов.

• Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.

• Сегодня в цветах, а завтра в слезах.

• У красивого цветка жизнь обычно коротка.

• У человека не бывает тысячи дней хороших, цветы не бывают сто дней красны.

Анкета для родителей

« Вопросы об экологии?»

  • Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
  • Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  • На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  • Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  • Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  • Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  • Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Примерная тематика бесед и консультаций

с родителями по экологическому воспитанию


1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах ,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Список литературы

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).

2.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).  

3.Зенина Т.Н. "Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст."

4.Зенина Т.Н."Конспекты для ознакомлению дошкольников с окружающим миром."

5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
6. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012..
7. Растения России. Начальная школа / Сост. Н.Ю. Васильева. – 2-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2013.
8. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
9. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...

Методическая разработка по ПДД ( старшая, подготовительная к школе группы).Тема "Өй белән балалар бакчасы арасы"

Методическая разработка по ПДД  ( старшая, подготовительная к школе группы ) .Тема "Өй белән  балалар бакчасы арасы"...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»

В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...