Главные вкладки

    Педагогический Проект «НАША МАЛАЯ РОДИНА – ЮГРА»
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Соловьева Наталья Александровна

     «Любовь к Отчизне

    начинается с любви к своей малой Родине

     - месту, где человек родился».

     

    В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_nasha_malaya_rodina_yugra.docx128.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 8 «Белоснежка»

    Педагогический

    Проект

    «НАША МАЛАЯ

    РОДИНА – ЮГРА»

    https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2797438/f107ea10-89c9-47bf-abf7-162493d4bc75/orig

    Над проектом работала воспитатель: Соловьева Н.А.

     

    город Мегион-2019 год

    АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

     «Любовь к Отчизне

    начинается с любви к своей малой Родине

     - месту, где человек родился».

    В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.

    Тип проекта: практико-ориентированный

    Вид проекта: долгосрочный

    Срок реализации проекта: сентябрь-апрель

    Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

    Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Актуальность

    Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. В «Конвенции о правах ребёнка» в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной».

    Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ ДО 2020 года определяет, что одной из проблем развития образования является, малоэффективна работа по организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), недостаточно используются ресурсы социума с целью сохранение культурного наследия и формирования толерантной личности.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, районе, округе приобщение к миру его культуры. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Национальная культура коренных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этнос и наша задача сохранить и донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт.

    Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Моя малая родина-Югра»

    Постановка проблемы.

    Необходимость систематизации работы в ДОУ по сохранению культуры народов Севера было продиктовано недостаточностью методических рекомендаций по данной теме, низким уровнем осведомленности детей и их родителей, а также недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов владению методами и приемами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников.

    Новизна проекта: комплексное приобщение детей к духовно-материальной культуре народов ХМАО, изучение истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества.

    Цель проекта: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя к представителям коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.

    Задачи проекта:

    1. Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда.

    2. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры.

    3. Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.

    4. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, социально-коммуникативные навыки.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    Информационное:

    - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.

    Финансовое:

    Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

    Материально-техническое:

    Реализация проекта требует оформления в групповых мини-музеев, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

    Содержание проекта:

    Изучение культуры народов Севера дополняются следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный аспекты образования, в связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси). Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания - формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.

     Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь):

    • изучение уровня осведомленности детей о особенностях культуры коренных малочисленных народов Севера, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера.
    • выявление особенностей педагогического опыта в области формирования толерантной личности, через принятие культуры коренных народов.
    • пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

    Второй этаппрактический (октябрь 2019г. - апрель 2020г.) заключался в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

    • через реализацию целей и задач, разработку общих дидактических основ регионального образования.
    • в определении состава и структуры регионального компонента образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей детей        , а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей.

    Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

    1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Моя земля – моя Югра», «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» и пр. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

    2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

     Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

    3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, коллажи, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея, музыкальное творчество народов Севера, выставки «Кукла народов ханты», знакомство с одеждой ханты, народной музыки, музыкальных инструментов, разучивание народных песен и элементов танца, изучение народного декоративно-прикладного искусства.

    4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

    5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

    Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения были внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность.

    Третий этапобобщающе-аналитический (апрель 2020г.):

    • проведение теоретического обобщения и дальнейшего внедрение результатов проекта в педагогическую практику.
    • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта.
    • открытие мини-музея, презентация энциклопедии «Все мы жители Югры», праздник «Вороний день», размещение наколенного опыта на сайте ДОУ.

              Основные функции педагогических подходов и технологий:

     Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.

    Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.

    Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.  

     Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.

     При изучении культуры коренных народов Северов учитывался ряд благоприятных условий:

    • свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;
    • возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях;
    • более убедителен показ практического значения знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи;
    • большое разнообразие местных и потому доступных источников информации, что обеспечивает практику их частого использования.

    Реализация проекта будет осуществляться через:

    • построение развивающей предметно-пространственной среды;
    • разработку перспективных планов по реализации проекта;
    • обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с коренными народами Севера;
    • повышение уровня познавательной деятельности детей, родителей;
    • проведение занятий и других направлений воспитательное-образовательной деятельности по реализации задач проекта;
    • организацию экскурсий;
    • вовлечение в процесс воспитания родителей;
    • повышение квалификации педагогов (консультирование по проблеме организации краеведения);
    • покупка расходных материалов для оформления фотовыставок, изготовления дидактических материалов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Наша Армия могуча и сильна!»

    Цель проекта: формировать у детей интерес к историческому наследию нашей страны в различных видах войск и профессий....

    Проект "Наша малая Родина -ЮГРА"

    Деятельность по проекту "Наша малая родина - ЮГРА"...

    Проект "Наша малая Родина - Югра"

    Проект  расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с историей, природой родного края., культурой и бытом малочисленных народов Севера....

    Педагогический проект «Наши друзья — книги» Номинация: проект по познавательному развитию

    Данный проект является реализованным. Проект направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге. Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом всё меньше интересуются чтением. Но благодар...

    Педагогический проект «Наше здоровье – в наших руках"

    Презентация проекта "Наше здоровье - в наших руках"...