Конспект НОД по теме: «Как на белой табуреточке…»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формирование представлений детей о русской народной культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект НОД

по теме:

«Как на белой табуреточке…»

Ознакомление с истоками русской народной культуры, художественной литературой.

для детей среднего дошкольного возраста (с 4-5лет)

           F:\музей фото\IMG_2541.JPG

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2020 год

Цель:

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять знания детей о домашней утвари (кувшин, деревянные ложки, кочерга, ухват, деревянное корытце, самовар, утюг).
  2. Уточнить знания детей о потешке (про кота).
  3. Познакомить со сказкой К.И.Чуковского «Федорино горе».

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).
  2. Развивать интерес к истокам русской народной культуры.
  3. Способствовать развитию зрительной памяти.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  2. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной речи и правильное произношение звуков.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Активизация словаря:

Кувшин, кочерга, деревянное корытце, самовар, ушат, ухват, утюг.

Приёмы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Вопросы к детям
  • Сюрпризный момент
  • Поощрение
  • Использование предметов деревенского быта
  • Индивидуальная работа

Материал:  Кошка, домовёнок (игрушки), предметы домашней утвари.

Ход беседы

Хозяйка приглашает детей в «избу».

Хозяйка: Милости просим! Проходите, гости дорогие!

Дети усаживаются на скамейки вокруг стола.

Хозяйка: Ребята, я пригласила вас в гости, чтобы побеседовать о предметах деревенской избы.

Раздаётся стук.

Хозяйка: Дети, кто же это может быть?

«Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой».

Хозяйка: Ребята, вы, узнали кто это?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно! Это домовёнок Кузя.

Кузя, Предлагаю тебе принять участие в нашей беседе.

Хозяйка общается с детьми от имени домовёнка.

Кузя: Дети, у меня есть друг – котик. Мы вместе с котиком охраняем вашу избу.

Дети, вы, знаете потешку про кота, в которой просят покачать деточку?

Ребёнок читает потешку: «Уж ты, котенька-коток» и выполняет действия с предметами (качает люльку, передаёт кувшин и кусок пирога - коту).

Кот (игрушка) благодарит за потешку.

Хозяйка: Дети, вы умеете отгадывать загадки?

Хозяйка загадывает загадки о предметах деревенской избы.

«Что из избы не вынесешь?» (Печь)

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо». (Самовар)

Новая посудина, а вся в дырах. (Сито)

Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)

Дедко коптел, много лет терпел,

Много душ кормил,

А разбился, под плетнём очутился. (Глиняный кувшин)

Несут свинью к овину,

 На обеих концах по рылу. (Корыто)

Чёрный конь, прыгает в огонь. (Кочерга)

Что  в избе за коровьи рога. (Ухват)

Дети отгадывают загадки и находят предметы в «избе».

Хозяйка благодарит детей за ответы.

Хозяйка обобщает ответы детей (для чего необходим каждый предмет в избе).

О посуде.
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
Об утюгах.
Утюги были двух видов, в которые клали раскалённые угли и которые ставились на печь.
Об ухвате.
Им  отправляли в жар горшки, чугунки с пищей. Это приспособление, представляло  собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. 
О печке.
Для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней).                                     
Во многих избах она была обычно из глины, перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании. 
И в наше время сохранилось много изб с русской печью. 
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
О кочерге.

Кочергой доставали горячие угли и сгребали золу в загнёток (углубление в углу печи).

О глиняном кувшине (крынке).

Крынка изготовлялась из красной глины. В ней хранили различные напитки. Напитки поддерживали постоянную температуру.

О корыте.

В корыте стирали одежду. Также использовали маленькие деревянные корытца для измельчения продуктов питания.

Хозяйка приглашает детей на физкультурную паузу. 

Ходит кошка возле норки,

Спинку выгибает горкой.

Ходит кошка мышку ждет.

Только мышка не идет.

Кошка вспомнила про плошку,

Побежала по дорожке.

Дома плошка с молоком.

Мышку можно съесть потом.

Вышла мышка не спеша,

Ищет крошки малышам.

Хорошо, что кошки нет

Будет малышам обед.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=510654435-38-72

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Хозяйка: Дети, как вы думаете, почему предметы посуды ушли от Федоры?

Ответы детей.

Хозяйка: Ребята, что же произошло с Федорой?

Хозяйка благодарит детей за ответы.

Хозяйка: Вот и подошла к концу наша беседа. Благодарю вас за участие в беседе о предметах деревенской избы и угощаю вас сушками.

Дети угощаются сушками.

Хозяйка: Ребята, жду вас ещё в гости.

Дети прощаются с хозяйкой, котом, домовёнком и уходят в группу.

Литература:

Бабунова Е.С. Программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством»  Методическое пособие 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Программа 2004г.

Сказка К.И.Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия тема "Белая книга зимы"

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима, ты белым-бела"

Материал представляет собой интегрированное занятие по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с интересными методическими приемами....

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Тема НОД «Поможем белому медведю». Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности, который знакомит с особенностями жизни различных животных, значением слов "афиша" и "вывеска", а также со способами их изготовления в разли...

Тема: «Зима – кругом белым бело…»

Познавательное занятие с элементами ИЗО в первой младшей группе детского сада ...

КОНСПЕКТ логопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку».

КОНСПЕКТлогопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку»....

Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»

Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»...