"Капустные посиделки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрусова Анжела Михайловна

Конспект досугового  итогового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnye_posidelki.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

для детей старшего дошкольного возраста

«Капустные посиделки».

Автор-разработчик: Кондрусова Анжела Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: старшая группа.

Длительность мероприятия: 35 мин.

Цель: Продолжать формировать первичные представления о социокультурных ценностях русского народа: знакомить с народными традициями, обычаями, обрядами.

Педагогический замысел:

«Социально-коммуникативное развитие»:

1.  Познакомить детей с традициями и обрядами проведения «Капустных вечёрок/посиделок».

2.Продолжать знакомить детей с традициями русского гостеприимства и взаимопомощи.

«Познавательное развитие»:

1 Продолжать знакомить детей с историей русского народа через знания о русском народном празднике «Капустные вечёрки/посиделки» (его значение, традиции и праздничная кухня).

 «Речевое развитие»:

1.Знакомтво с формами русского народного речевого этикета.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

1. Развивать творческую активность и артистизм через приобщение   детей к народному искусству.

«Физическое развитие»:

1. Продолжать работу над формированием опыта дружеского взаимодействия и  морально-этических норм через развитие интереса к участию в народных подвижных играх.

Предварительная работа:

1.Беседы «Труд людей в природе осенью», «Как люди к зиме готовятся».

2. Разучивание хороводного танца с использованием песни «К нам гости пришли» (муз. Александрова А., сл.  Ивенсен М.)

3. Разучивание народной подвижной игры «Вейся, вейся капустка»

4.Разучивание поговорок и пословиц о капусте.

5. Чтение: «Капустка» (русская народная сказка), «Сказка про капусту Матрёшку, про друга Ермошку» (Ивахина-Кирикова С.)

6.Беседы о быте русского народа.

Атрибуты:

1.Иллюстрации с изображением корыта, сечки, шинковки и песта.

2. Макет русской печи.

3. Атрибуты для игры «Приготовим борщ»: макеты овощей, кастрюли.

4. «Письмо»-сообщение.

5. Палка гимнастическая или канат.

6.Платочки для хороводного танца.

7. Аудиозаписи: «Мы капусту рубим» (Железнова Е.), «К нам гости пришли» (муз. Александрова А., сл. Ивенсен М.), «Вейся, вейся, капустка моя» (рус. нар. песня), звук рубки капусты.

8.Кочаны капусты.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, давно мы с вами не обращались к нашему мини-музею «Русская изба». Наверняка у него есть для нас новые сообщения и интересные истории. Предлагаю вам сегодня отправиться в очередное путешествие на нашей «машине времени».

Дети и воспитатель произносят «волшебные слова»:

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Воспитатель: Музей, о чём ты нам сегодня расскажешь?

Раздаётся звук рубки капусты.

Воспитатель: Это что за звук? (Дети пытаются отгадать звук).

Воспитатель: Правильно, это хруст.

 Как же быть без хруста,

 Рубят здесь капусту.

Воспитатель находит на полке письмо- сообщение от музея с рассказом о капустных посиделках и читает его:

«Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные –осенние, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В народе говорили: «Октябрь капустник – пропах капустой», «Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой».

В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить и засолить капусту на зиму. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубила капусту в корытах, квасила ее в бочках. Так люди помогали друг другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

Воспитатель: А у нас и красны девицы есть!

Эй, подружки, выходите да капусту порубите!

Девочки подходят  к столу, на столе- кочаны капусты.
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить!
Проводится пальчиковая игра с девочками «Мы капусту рубим» (Железнова Е.)

Воспитатель: Я сейчас разъясню вам, как рубили капусту на Руси. (Просмотр презентации)

Воспитатель: Вот это корыто, а это сечка. Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось.  Другое приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, а вот это - деревянный пест.

Воспитатель разъясняет, каким образом функционировали приспособления.

Воспитатель:

Вот и кончилась работа.
Веселиться вам охота?

Девочки: Поработали, можно и повеселиться. (хором)

Воспитатель: После дружной совместной работы, рубки кочанов, красны девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки.

(Девочки выходят в центр помещения, берут платочки)

Воспитатель: К ним присоединялись добры молодцы и начинался праздник.

Выходят мальчики: Здравстуйте, хозяева! Мир вашему дому!"(хором)

Девочки: «Проходите, гости дорогие1Красному гостю красное место!» (хором)

Хоровод «К нам гости пришли».

Воспитатель: Наши парни молодцы! Как солёны огурцы!

 Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки».

Воспитатель: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье. Так на Руси и говорили: «Ни один рот без капусты не живёт», «Без капусты щи не густы!»

Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.

Проверим, какие у нас хозяюшки.

Проводится игра с девочками «Приготовим борщ», обсуждаются результаты.

Воспитатель: 

Не суди капусту строго,

Что на ней одежек много.

Мы по кругу все пойдем,

Да капусточку завьем!

Проводится хороводная игра «Вейся, вейся, капустка моя».

Воспитатель: Посиделки удались на славу! Спасибо большое музею! Верно говорят: «Не красна изба углами, красна пирогами», то есть славится изба не своим богатством, а гостеприимством. Да вспомнила я ещё одну традицию: всех угощали пирогами. Только где же нам пироги взять?

Воспитатель обращает внимание детей на «печь». Дети произносят волшебные слов «волшебные слова»:

Колдуй, баба, колдуй дед,

Колдуй серенький медведь!

«Из печи» вынимаются пирожки с капустой, объявляется чаепитие, совместно накрываем на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капустные посиделки.

Досуг ко Дню Пожилого Человека....

из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой Ольги МихайловныСценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы с участием родителей « КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН  Сценарий ф...

Капустные посиделки

конспект НОД...

Капустные посиделки.

Ну кто  не   любит   капусту!?   Ну,конечно  же,и  стар,  млад  знают  её  вкус Ну а  если  устроить   праздник  для  нашей ...

сценарий осеннего развлечения для старшей группы "Капустные посиделки"

Одним из моих любымых направления в музыкальном воспитании детей является фольклор (во всех его проявлениях), и по сложившейся уже традиции осенние праздники в старших группах я провожу в фольклорном ...

Проект "Капустные посиделки"

Проект для детей старшего дошкольного возраста...