Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию «По следам зимующих птиц…»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Данный конспект занятия разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах Южного Урала: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие в зимний лес вместе с Лунтиком и становятся настоящими следопытами: разгадывают загадки и слушают пение птиц, чтобы узнать какой птице принадлежат следы. Кроме того, во время путешествия вспоминают правила поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию

Тема: «По следам зимующих птиц…»

Цель: Формирование у детей представлений о жизни птиц Южного Урала в зимний период.

Задачи:

  • Расширить представление детей о зимующих птицах Южного Урала: внешний вид, особенности поведения и питания.
  • Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных и глаголов при описании внешнего вида птиц.
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Познакомить с правилами поведения в природе.

Материал: звукозапись пения птиц в лесу, карточки с изображениями птиц, иллюстрации следов птиц, мультимедийная презентация, загадки о птицах, иллюстрации с правилами поведения на природе.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

- Ребята, сегодня к нам пришел гость, и вы все его хорошо знаете. Узнали? А вы знаете, откуда на нашу Землю попал Лунтик? Правильно, с Луны. Лунтик очень любознательный, ему нравится узнавать что-то новое. И сегодня он хочет познакомиться с краем, где мы с вами живем!

- А вы знаете, как называется наш край? (Ответы детей). Край наш называют -  Южный Урал. В нашем краю много городов и деревень, полей и лесов, озер и рек. А вот куда мы отправимся вместе с  Лунтиком,  вы сейчас попробуете догадаться. Закройте глаза и приготовьтесь слушать…

Звучит музыка  леса

- Ребята, вы догадались, куда мы попали? Как вы догадались? (Ответы детей). Конечно, по пению птиц. Ребята, а какое у нас сейчас время года? (Ответы детей). Скажите, а разве зимой можно встретить птиц, они же в теплые края улетают осенью! - А как же называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Ответы детей).  

Сегодня мы с вами будем настоящими следопытами, и вместе с Лунтиком постараемся узнать, каких же птиц можно встретить в это время года в лесах нашего родного края.

- Посмотрите, а вот чьи-то следы! Давайте попробуем узнать, есть ли среди них птичьи следы! Ребята, а как вы думаете, какие из этих птиц могли оставить эти следы?

Игра «Узнай и назови птицу» (изображения синицы, воробья, сороки, голубя, вороны, страуса, гуся, попугая, ласточки)

- Ребята, страус и попугай живут в жарких странах, а ласточка и гусь обитают в наших краях, но зимой их встретить нельзя. Почему?

(ответы детей)

- Ребята, птицы, которых вы узнали, живут рядом с человеком и мы видим их каждый день. - А теперь давайте вместе с Лунтиком отправимся дальше, может найдем следы других птиц!  

Просмотр презентации

А вот и новые следы! Чтобы узнать, какая птица эти следы оставила нужно разгадать подсказки-загадки. Готовы?

  1. У неё глаза большие

И большая голова.

Ночью по лесу летает,

Называется …     (сова) (а много? ласково)

Также эти птицы имеют удачное строение шеи. Она позволяет поворачивать голову на 270 градусов. Они дальнозорки, то есть все, что расположено в нескольких сантиметрах от их глаз, предстает перед ними размыто.

  1. Бегаю быстрее всех

Сверху вниз и снизу вверх,

По стволам деревьев разных.

А зачем я бегаю?

Да я так обедаю!

Поползень (а много?)

Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Бегая, поползень постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко. Еще любит полакомиться орехами и желудями. Будучи запасливой птицей, он их бережно складывает в просторном гнезде.

- Пока мы, ребята, гуляли по лесу – замерзли, давайте сделаем остановку и согреемся.

Физминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

 Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

- А теперь давайте разгадаем, каким же птицам принадлежат оставшиеся следы.

  1. Хохолочек на головке.

Птица яркая.  Так  ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает Свиристель (а много?)

Завидев где-либо ягоды, свиристели жадно набрасываются на них и быстро поедают. Свиристель чрезвычайно прожорлив, он почти целый день ест. Самый лучший корм для него - различные ягоды.

  1. А с вершины – тук-тук-тук,

Раздаётся дятла стук.

Долбит клювом он кору,

Пищу ищет в ней к столу.

                            Дятел (а много?)

Дятлы добывают себе пищу, проделывая отверстия в коре деревьев с помощью своего острого клюва, а потом просовывает свой длинный язык в отверстие, чтобы достать насекомых из-под коры.
Дятел может за один прием пищи съесть до 1000 муравьев.

- Ребята, настоящие следопыты должны быть очень внимательны! Давайте сейчас мы отдохнем и немного поиграем, а также узнаем, внимательные ли вы.

Игра «Будь внимателен»

Если я показываю картинку  с изображением дятла – вы хлопаете в ладоши, если с изображением совы – прикладываете руки,  делаете «большие глаза», если с изображением свиристели  машете руками-крыльями.

- Молодцы, настоящие следопыты!
- Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам зимой? Почему?  Что мы можем сделать, чтобы им помочь?

(Ответы детей)

- А еще, ребята, когда мы приходим в лес, мы должны помнить о том, что это дом для птиц и животных, а мы пришли в гости. А когда мы с вами приходим в гости, то стараемся соблюдать правила поведения. Я буду показывать вам разные ситуации, а вы догадайтесь, что же это за правило!

Игра «Угадай правило»

Просмотр презентации

- После занятия, чтобы не забывать об этих правилах, я предлагаю сделать небольшую книгу, и когда будем знакомиться с новыми правилами – в ней будут появляться новые страницы.

- А сейчас наша прогулка подошла к концу. Давайте вспомним, по следам каких птиц мы с вами сегодня прошли вместе с Лунтиком? Нам в этом поможет игра.

Игра «Посади птицу на дерево» («Сова»)

- А теперь нам пора возвращаться обратно, закрывайте глаза, приготовьтесь слушать.

- Ну, вот мы и вернулись обратно в наш город, вспомните, как он называется?

Вместе  с Лунтиком мы совершим еще много путешествий, ведь в нашем краю еще очень много интересного и неизведанного. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию «Здравствуй лето».

Закрепить знания детей о цветах, кустарниках, деревьях. Прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.Сравнить листья у 2-3 видов цветов. Закрепить знания о строении цветка,...

конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию

конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию...

Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "На прогулку в парк пойдём"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе ДОУ...

Методическая разработка для младшей группы по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы"

Конспект занятия в младшей группе по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы" в сопровождении презентации...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Здравствуйте, птицы!»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель &nd...

Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...

Конспект проектной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Покормите птиц зимой»

Сегодня проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал ...