"Царица-водица"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ветлина Лариса Михаловна

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voditsa_lm._provela_v_st._gr.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.М.Ветлина,

воспитатель, МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок», г. Бирск;

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Царица-водица»

Интегрированные задачи:

Образовательные: формировать знания детей  о  некоторых свойствах воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое);

знакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом состоянии);

формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;
закрепить полученные знания о воде.

Развивающие:

Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы.

Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде;

воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;

воспитывать  способность работать в группах, коллективе;

проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Индивидуальная работа:

следить за речью детей, оказывать помощь при ответах, учить давать полный ответ на вопрос.

Предварительная работа:

чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций, энциклопедий, глобуса;

работа со словарем;

проведение  исследований, опытов, наблюдения на прогулке.

Словарная  работа:

минеральная, колодезная, морская, речная, болотная, исследователь, жидкое вещество.

Оборудование: персонаж - ребенок «Царица - Водица», пипетки,  кубики льда, варежки, сахар, соль, лимонная кислота, марганец, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики (на каждого ребёнка), тарелочки,

ложечки, клеёнки, мяч;

фартуки (на каждого ребёнка);

запись журчания ручейка,

сюрприз – подарок  «капля водицы» ;

Ход занятия:

Формирование положительного момента:

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие придет удивительная гостья. Я скажу вам по секрету, она всем – всем очень нужна и все ее очень любят! Без нее нет жизни на Земле! А кто она вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Дети: Вода

Воспитатель: Правильно, ребята! Под музыку журчание ручья входит девочка в костюме Царицы – водицы.

Водица: Я, Царица – Водица предлагаю  вам  игру  «Водичка, водичка».

Воспитатель:

- и увидим мы – кто из вас больше всех знает о воде! (игра проводится в кругу с мячом).

- Какого цвета вода? (бесцветная);

- Какой вкус у воды? (безвкусная);

- Какая бывает вода? (минеральная, колодезная, морская, речная и т.д.);

- Какой запах у воды? (без запаха);

- Чем можно измерить температуру воды? (рукой , термометром).

- Много или мало воды на Земле? (много);

- Любую ли воду можно пить? 

- Что случилось бы, если б вода вдруг исчезла? (все погибнет)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо отвечали на вопросы.

Водица: Ребята, я вам приготовила еще подарок: очень интересную игру! Хотите в нее поиграть?

Дети: Да!!

Воспитатель: Ребята вы очень много уже знаете о воде, но для того чтобы поиграть в игру Царицы –

Водицы надо знать больше. Поэтому, она приглашает нас в лабораторию, и мы будем исследователями! Согласны?

Дети: Да!!

Воспитатель: Кто из вас знает кто такой «исследователь»? 

Дети: Это человек, который много знает, умеет проводить опыты, исследования и узнает очень много нового.

Воспитатель: Правильно! Вы хотите быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, добро пожаловать в нашу лабораторию!

Воспитатель и дети проходят в лабораторию, где приготовлены четыре стола с оборудованием для опытов. 

Пройдём к столу под №1.

ОПЫТ №1

Дети и воспитатель встают вокруг первого стола.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем первый опыт. Вы видите, на столе приготовлены пипетки, вода и волшебный картон. Сейчас мы по одной капельки будем капать воду на волшебный картон. Немного наклоним картон, что происходит?

Дети: Капельки воды то соединяются, то опять растекаются.

Воспитатель: Ребята, а почему это происходит? ( Вода это жидкость).

Воспитатель: Какой формы эта лужица воды? Она формы не имеет.

На столе стоят различные емкости. Давайте нальем воду в них и посмотрим какую форму примет вода. ( наливают в стакан, вазу, миску).

Воспитатель: сделаем вывод вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей. 

Воспитатель: Такое состояние воды называется жидким. Повторим все вместе: вода – это жидкое вещество. (выставить картинку пипетки и разных сосудов)

ОПЫТ № 2

Воспитатель: А теперь пройдем к  столу №2. Сейчас мы узнаем еще об одном свойстве воды.

Воспитатель: на столе краски, стаканчики с водой и ракушки. Опустите ракушку в стаканчик. Видно ли ракушку через воду?

Дети: Видно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что вода прозрачная.

Воспитатель: возьмите на кисточку краску и промойте кисть в стаканчике. Что получилось? (вода окрасилась)

Воспитатель: А теперь видно ракушку?

Дети: Видно.

Воспитатель: Значит, нужно добавить краски в стаканчик. У кого краски  больше и темная краска ракушку не видно, а у кого светлая видно.

Воспитатель: Сделаем вывод. Вода прозрачная бесцветная , но краска в воде растворяется и вода  может окрашиваться. ( Выставить картинку окрашивания воды).

Воспитатель: Молодцы! А теперь обещанный подарок от Царицы – Водицы! Игра!

ФИЗМИНУТКА.

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре. Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс; одной, другой – это  кроль,

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и  отправились домой!

ОПЫТ №3.

Воспитатель: А сейчас мы с Царицей – Водицей приглашаем вас к столу №3, посмотрим, что за сюрприз нас ожидает там. Ребята вы видите, что на столе лежат кубики льда и варежки. На левую руку наденьте варежку , и возьмите  кубик льда, а правой рукой берете  кубик льда в голые руки. Как вы думаете, в какой руке лед растает быстрее? (Дети говорят свои версии).

Воспитатель: Сейчас мы узнаем кто же прав! Посмотрите, в какой руке лед тает быстрее?

Дети: Быстрее тает тот, что в голых руках.

Воспитатель: Ребята, а почему так происходит?

Дети: руки теплые.

Воспитатель: сделаем вывод -  лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а варежки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно. (выставить картинку варежки и ладошки).

Воспитатель: Правильно, ребята! Но во что превратился лед, когда растаял?

Дети: В воду.

Воспитатель: Кто может объяснить, как  получается лед?

Дети: вода замерзла и превратилась в твердый лед.

Воспитатель: Ребята, такое состояние воды называется твердым. Повторим все вместе.

Воспитатель:  прошу вас пройти к столу №4, где мы и узнаем, что происходит с веществами в воде. 

ОПЫТ №4.

Воспитатель: У вас на столах стаканчики с водой и 3 блюдечка с разными веществами. 

Бросьте каждый в свой стаканчик 1 ч.л. первого вещества с желтой тарелочки и размешайте ложечкой. Попробуйте через соломинку. Какая вода на вкус? (Соленая). Что находится на тарелочке?

Дети: соль

Воспитатель: А в другой стаканчик положите  вещество с синей тарелочки и размешайте. Попробуйте. Какая вода на вкус ( сладкая). Что находится в тарелочке?

Дети:  сахар.

Воспитатель: В третий стаканчик положите вещество с красной тарелочки и размешайте. Попробуйте. Какая вода на вкус? (кислая). Что находится в тарелочке?

Дети: лимон.

Воспитатель: это лимонная кислота.

Воспитатель: А куда же она делись соль, сахар, и лимонная кислота? (Растворились в воде)

Воспитатель: Сделаем вывод. Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. Вода приобрела вкус. На самом деле они не исчезли, они растворились. (выставить картинку с ложкой). Вода является растворителем. Повторим вместе.

Воспитатель: (выставить картинку с лекарством и бытовой химией). Посмотрите на эти картинки. В каждом доме хранятся лекарства и бытовая химия. У этих жидкостей  может быть красивая упаковка или приятный запах. Можно ли детям открывать и пробовать эти вещества? (нет). Почему?

Дети: можно отравиться, попасть в больницу.

Воспитатель: Молодцы! Наше исследование закончено!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много нового о воде. Давайте вспомним: - Каким может быть состояние воды? - Чем является вода для вещества? - Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.) (Ответы детей.)

Водица: Молодцы, ребята! Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Мне очень понравилось, что вы много знаете о воде! Я  подготовила вам сюрприз картинка в виде капельки воды.

Сюрприз вручается под запись «журчание ручейка».

Литература.

  1. Костюченко М. П. Деятельность  дошкольников в деткой экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов /авт. –сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель. – 148 с.
  2. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 /Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 240 с.

Интернет-ресурсы

3Любовь Пучкова. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-v-starshei-grupe.html (дата обращения: 03.10.17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Царица-водица"

конспект...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

«Путешествие к Царице Водице»

занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»

Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица

Цель:-   уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);-   дать элем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".

В ходе экспериментирования ребенок учится учиться.  Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...