Бумажная кукла
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Миникаева Татьяна Николаевна

История бумаги. Эксперименты с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon путешествие в прошлое...42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « История одной бумажной куклы».

Цель:

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её истории.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей создания бумаги;
  2. Познакомить с некоторыми свойствами и разнообразием    бумаги (толстая – тонкая, прочная; шероховатая, гладкая — не ровная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание и т.д.);
  3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность и формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением;
  4. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
  5. Обратить внимание дошкольников на значение бумаги в нашей жизни;
  6. Ввести в активный словарь детей слова: картон, бумага, бумажная, рвётся, прочная,  тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.

Оборудование:

Кукла бумажная.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная бумага, альбомный лист, голубая гофрированная бумага, бархатная, картон, конфетные фантики).
10 толстых альбомов для рисования.
Емкость с водой.

Поднос.
Полотенце.
Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, газета, журнал, шапочка-маска и т. п.)

Готовые шаблоны платьев.

Ход занятия

Примерные ответы детей

Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). К нам за помощью пришла кукла София. У неё скоро бал, где будет ждать её принц. Но вот беда... Как вы думаете в чём?

Обратите внимание, она без одежды. Поможем кукле?

Посмотрите внимательно на неё. Из чего она сама сделана?

Если кукла из бумаги, то она какая?

В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них? 

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

Ребята, а если кукла бумажная из чего можно ей сделать наряд? ( Если возникнут предложения «не из бумаги», предложу сделать такой наряд ребёнку дома с родителями и принести к нам в группу.)

Сегодня мы с вами заглянем в волшебный мир бумаги. Узнаем какая она бывает? Определимся  из какой именно бумаги будем делать одежду, а так же подскажем Софии, как за ней ухаживать. Посмотрите, наши столы превратились в мини лаборатории. Готовы их посетить и начать опыты?

Опыты с бумагой:

А теперь пройдите, пожалуйста, на свои места.

( На столе у детей лежат кусочки бумаги: картон, гофрированная бумага, ватман, салфетка, альбомный лист средней толщины, бархатная. )

1. Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она?

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

Что мы можем сказать о поверхности бумаги? Сделайте вывод.

2. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?

 Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть — потолще.

Какой сделаем вывод?

3. Попробуйте смять бумагу. Получилось?

Какая полоска смялась очень сильно; какая нет. Почему?

Какой сделаем вывод: бумага мнётся?

4. Попробуйте распрямить бумагу, разгладить ее ладошкой. Получилось? Почему?

Вывод?

5. Сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Какая бумага рвётся легче?

Вся ли бумага рвётся? Одинаково ли?

Что мы выяснили? Вывод.

6. Оторванный кусочек поместите в стакан с водой (дети по очереди кладут разные кусочки бумаги в стакан.). Как вы думаете, что произойдет с бумагой?

Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала?

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему?

 

Все виды бумаги одинаково, быстро и легко размокли?

От чего это зависит, как вы думаете?

Какой вывод мы можем сделать о прочности бумаги? Что происходит с бумагой в воде?

7. Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой сухой полоске линию, а потом и цветными. Получилось?

Что можем сказать?

Что мы можем сказать о бумаге в общем?

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Мы все фантики возьмем
И в коробку отнесем.

Беседа о бумаге ( История бумаги)

( Под коробкой письмо). Смотрите, письмо.  Прочтём?

Это фея из бумажной страны хочет рассказать нам как появилась бумага.

Как вы думаете, бумага была всегда?

На чем писали древние люди?

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент..Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. На Руси писали на берёзовой коре – бересте. Лишь две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную..

Из чего делают бумагу? Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

Где ее изготавливают сейчас? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Что нужно делать, чтоб сохранить деревья?

Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну.

Итог занятия

Мы с вами провели опыты. В какой мир мы приоткрыли дверцу?

Что сегодня мы рассматривали на занятии?

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

А теперь подумайте и скажите, из чего именно будем делать наряд кукле? Из какой бумаги?

Вы узнали особенности и свойства бумаги, дайте советы Софии, как ухаживать за будущими нарядами.

А теперь обведём по шаблону и раскрасим наряды для нашей Софии. Сделаем показ мод, чтоб Софии было из чего выбрать...

Это кукла.

У неё нет одежды. Нужно бальное платье.

Да!

Из бумаги.

Бумажная. Это бумажная кукла.

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги: книги, газеты, тетради, коробки, салфетки.

Из бумаги, ткани...

Для бумажной куклы Софии сделаем наряд из бумаги.

Да!

Гладкая, шершавая, шероховатая, неровная.

Альбомный лист; бархатная.

Бумага бывает разная по гладкости.

Нет. Есть тонкие, средние и толстые.

Бумага бывает разная по толщине.

Да, неодинаково.

Салфетка; картон.

Картон более толстый.

 Самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая.  Бумага мнётся, но насколько, зависит от её толщины.

Нет.

Бумага не разглаживается, не становится прежней.

Да. Салфетка.

Да. По разному.

Бумага рвётся.

Размокнет, Ничего.

Мокрая.

Да. Бумага размокла и стала ещё легче рваться.

Не все кусочки одинаково.

От толщины бумаги.

Она намокает и легче рвётся. Бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой.

Да, но на альбомном удобнее. На бумаге можно писать и рисовать.

Бумага бывает разная по толщине и гладкости. Она мнётся и рвётся. Легко или трудно зависит от её толщины. Не разглаживается. Боится воды, намокает — непрочная.

Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.

Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.

Садятся на корточки.

Складывают фантики в коробку.

Да!!

Нет. Да...

На камнях...

Из дерева.

Бумагу делают из дерева.

На заводе, в лесу...

Чтобы меньше пришлось рубить деревьев.

Экономить бумагу.

Мир бумаги.

Бумагу, её свойства, толщину, прочность...

Рецепт бумаги придумали китайцы, раньше писали на пергаменте, бересте.

Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; она легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко рвется; намокает в воде, расползается, она непрочная.

Из бумаги: альбомного листа...А украсить можно и другой бумагой или раскрасить наряд.

Не мять! Не тянуть. Беречь от воды.


Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»

Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.

Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Конструирование из бумаги «Венок»

Дети скручивают из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная кукла в работе воспитателя.

Я работаю воспитателем в детском саду с детьми с задержкой психического развития. У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдается недостаточная сформированность моторных функций. Не секрет,...

Досуг с пользой: забытые бумажные куклы.

Обзорная консультация для родителей о педагогических возможностях игры с бумажной куклой. Образец куклы с одеждой....

Профессии. Бумажные куклы для детей.

Дидактическая игра для детей....

Игра "Бумажная кукла"

Поддерживаем умение детей одевать и раздевать куклу. Подбирать ей наряды....

Приключения бумажной куклы

Знакомиться с окружающим миром для ребенка - естественная познавательная потребность. Познавательные сказки формируют познавательный интерес - основу всей познавательной деятельности....

Мастер класс бумажная кукла

Еще в средине XVII века получили распространение красочные листы с напечатанным на них богатым гардеробом светской дамы. Так распространялась информация о моде задолго до появления первых журналов мод...