Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по формированию нравственно-патриотического воспитания
    картотека по окружающему миру (старшая группа)

    Ионычева Любовь Владимировна

    Приобщение детей к жизни в доступных им формах нравственных переживаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx28.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. « Где я живу…»

    Цель: Формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Новосибирска, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

    Материал: мяч

    Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

    1. «Мой детский сад »

    Цель: Закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая и т.д.  Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

    Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы

    Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

    1. «Слова-помощники »

      Цель: Раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»; воспитывать дружеские отношения; объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

    Материал:

    Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться; где и когда, как применяются эти вежливые слова.

    1. «Что такое хорошо и что такое плохо….».

      Цель:  Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

    Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

    Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте; какие поступки хорошие.

    1. «Моя страна».

    Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

    Материал: иллюстраций, фотографий

    Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.  

    1. «Новосибирск - моя малая Родина ».

    Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Новосибирска.

    Материал:  иллюстраций, фотографий города Новосибирска.

    Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

    1. « Флаг России»

    Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

    Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

    Ход игры:  Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

     

    1. «Семья - всему опора».

    Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

    Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями, с  семейными фотографиями,  с генеалогическим древом семьи.

    1. «Составь флаг России, города Новосибирска».

    Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны, города; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

    Материал: разрезные картинки с изображением разных флагов

    Ход игры:  собрать нужный флаг по образцу

    1. «Путешествие по городу».

    Цель: Знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

    Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

    Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

    1. «О чем рассказывает  памятник?»

    Цель: Знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

    Материал: изображения памятников.

     Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

     

    1. «Чей это портрет?»

    Цель: Знакомить детей с  главными людьми   РФ  (В.Путин, С.Шойгу)

    Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

    1. «Моя улица и мой дом».

    Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада

    Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

    Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

    1. «Узнай виды спорта».

    Цель: Закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, активный отдых.

    Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

    Ход  игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта; летние виды спорта; спортивный инвентарь.

    1. «Моих родителей зовут…»

    Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек,  бабушек…

    Материал:  семейные фотоальбомы

    Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

       

    1. «Вчера - сегодня».

    Цель: Развивать чувство времени у детей.

    Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушать предложение. Определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то; если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

    1. «Почта».

    Цель: Закрепить знания детей о городах России.

    Материал: почтовые конверты, открытки

    Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта - связь между людьми.

    1. «Кто и в какой стране живет?».

    Цель: Расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

    Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс   -ец

    Ход игры: Воспитатель показывает изображение человека и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут. (Китай-китаец, Африка-африканец…)

    1. «Путешествие по планете Земля».

     Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

      Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

    1. «Узнай по описанию: кто это ».

    Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

    Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира .

     Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

    1. «У кого какой домик ».

    Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

    Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

     Ход игры:  Медведю – берлога

                          Белке – дупло.

    1. «С какого дерева листок».

    Цель: Закрепить знания детей о природе родного края; закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

    Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев.

     Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

    1. «Зеленая аптека».

    Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

    Материал: гербарий, картотека лечебных трав

    Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

    1. «Красная книга Новосибирской области».

    Цель: Закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

    Материал: «малая красная книга» составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.  

    Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

    1. «Страны и народы".

       Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

    Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

     Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

    1. «По дороге в детский сад».

      Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

    Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

    Ход игры: Дети ориентируются по плану и на макете.

     

    1. « Узнай, о ком я говорю».

    Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

    Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.

    1. «Продолжи пословицу о Родине».

    Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

    Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

    1. «Народные промыслы Новосибирска».

    Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

    Ход игры:  Воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют.

    1. «Мир рукотворных предметов».

     Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

    Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

    Ход игры:  Чугун - чугунный, дерево- деревянный……

    1. «Собери узор».

    Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

     Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

    1. «На суше, в небе, по воде, под водой» (транспорт).

    Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

    Материал:  таблица, на которой изображены небо, море;  картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

    Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

    1. «На суше, в небе, по воде, под водой» (животный мир ).

    Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

    Материал: таблица, на которой изображены небо, море;  картинки: животного мира

    Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

    1. «Узнай профессию».

    Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

    Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

    Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

    1.  «Праздники».

      Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

    Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

    Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ, о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

    1. «Традиции моей семьи».

    Цель: Формировать представления у детей о семейных традициях, уважение к ним; развивать связную речь.  

    Материал: семейные фотографии о досуге, отдыхе, совместном труде.

    Ход игры: Воспитатель начинает рассказ по фотографии, дети по очереди продолжают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

    Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...

    Конспект по формированию нравственно - патриотического воспитания по теме:« Знакомство с историей и современной архитектурой города Бугуруслана»

    Конспект по формированию нравственно - патриотического воспитания по теме:« Знакомство с историей и современной  архитектурой города Бугуруслана» для подготовительной группы.Цель: Развитие интере...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

    Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизнив доступных им формах нравственных переживаний....

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Формирование нравственно-патриотических качеств детей подготовительной группы детского сада через систему дидактических игр».

    Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных навык...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

    Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. ...

    Картотека дидактических игр по формированию нравстренно-патриотического воспитания у дошкольников старшего возраста

    Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...