Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
опыты и эксперименты по окружающему миру

Максименко Татьяна Николаевна

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания   образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “Экспериментирование”.

1.     Актуальность

Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, О.В.  Афансьева, А.Е.Чистякова), отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. С введением ФГОС ДО,  мне,  как современному педагогу  необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений. Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И.Савенкова, Н.А.Королевой, О.В.Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в  формировании познавательной активности и познавательных интересов старших дошкольников. В Стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО).

2.     Сущность, эффективность и новизна экспериментирования.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции,  модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

 

3.     Цель и задачи.

Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка и ФГОС ДО, мною  были выделена  следующая цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3.Развитие у детей познавательных способностей.

4.Развитие ребенка в социально-личностном направлении коммуникативности; самостоятельности, наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе.

Экспериментальная деятельность организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: 1. “Живая природа” 2. “Неживая природа” 3. “Физические явления” 4. “Человек” 5. “Рукотворный мир”

 

4.     Особенности организации экспериментирования в разных возрастных группах.

Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. В Стандарте дошкольного образования (пункт 2.7 ФГОС ДО) закреплено, что реализация программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - экспериментирование с материалами и веществами; для детей дошкольного  возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: первый  - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка; второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Исследовательский подход к обучению представлен в пособии «Инновационные модели обучения в зарубеж­ных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). 

Интеграция. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя игры: дидактические, словесные, строительные игры. Занимательные игры-опыты, игры-превращения, фокусы и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, развивают положительный интерес.

Тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это умение четко выразить свою мысль.

Опытно-экспериментальная  деятельность  связана с продуктивными видами деятельности. Т.к. для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности, восприятия, внимания, мышления и способность регистрировать на увиденное.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы (детям даются научные знания).

Экспериментирования связано с ФЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Формы взаимодействия с семьёй: анкетирование;  родительское собрание; круглый стол; памятки; папки-передвижки; консультации; картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях; открытый показ НОД.

 

5.     Методы и приемы  работы. 

        В своей работе я использую: традиционные методы (наглядные; словесные; практические; игровые) и инновационные методы (ТРИЗ, метод игрового проблемного обучения, ИКТ).

В соответствии с этим в нашей группе создана развивающая среда, необходимая для проведения познавательно - исследовательской деятельности и развития

поисковой активности детей. Оформлен Центр экспериментирования, в котором имеется   разнообразное оборудование.

 

       6. Сравнительная диагностика.

Диагностика показала, что в результате работы, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах  и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности, стали проявлять инициативу, пытливость, творчество, сообразительность, самостоятельность.

 Результаты.

1. Разработан перспективный план

2. Систематическое использование метода экспериментирования привело  к формированию у детей знаний о материалах

3. и объектах окружающего мира, а так же их свойствах.

4. Сформированы представления о ценностях ЗОЖ.

5. Активно развивается познавательный интерес, воображение.

6. Создана картотека опытов и игр для детей.

7. Изготовлен и подобран практический и дидактический материал,  для осуществления опытно – исследовательской деятельности.

 

        7.   Заключение.

Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Проанализировав результаты, можно отметить положительную динамику овладения детьми дошкольниками экспериментальной деятельностью. Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

6. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon detskoe_eksperimentirovanie.ppt910.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Тейково Выполнила: воспитатель МДОУ – д/с № 1 «Аленушка» Максименко Татьяна Николаевна

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на развитие у детей познавательных интересов, познавательной мотивации и любознательности является развитие у них познавательно - исследовательской деятельности. В качестве рекомендуемых видов деятельности, которые обеспечивают познавательное развитие дошкольников, следует выделить: 1. организация решения познавательных задач; 2. применение экспериментирования; 3. использование проектирования. Введение «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» Н.Н. Поддьяков .

Слайд 3

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, О.В. Афансьева, А.Е.Чистякова), отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо: заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками . Актуальность С введением ФГОС ДО, мне, как современному педагогу необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений. Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И.Савенкова, Н.А.Королевой, О.В.Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов старших дошкольников. Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, стало возможным активное внедрение детского экспериментирования в практику.

Слайд 4

В Стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО). Учитывая специфичность и сложность такой формы работы как эксперимент, необходимо создавать следующие условия проведения экспериментирования: - учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровожд ения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух (пункт 3.2.5 абзац 2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей); - учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей (пункт 1.4 ФГОС ДО принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка); - не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов ; - необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д. (пункт 3.2.5 ФГОС ДО);. - в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности; - педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно (пункт 1.4 ФГОС ДО абзац 3 - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; абзац 4 - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности);. - в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и активным познанием, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить (пункт 1.6 ФГОС ДО абзац 1 - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества).

Слайд 5

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования. Детское экспериментирование - это интересная форма исследования, в которой дети становятся в субъектами: носителями предметно-практической деятельности, познания и целенаправленной активности. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Задача воспитателя удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции, модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». В своей работе я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: научности, адресности, преемственности, поэтапности, систематичности и наглядности.

Слайд 6

Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка и ФГОС ДО, мною были выделена следующая цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач : 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие у детей представления о химических свойствах веществ; элементарных представлений об их основных физических свойствах и явлениях; представлений о свойствах некоторых веществ и материалов (вода, песок, глина, воздух, камень, бумага); элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины); 2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. 3.Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа. 4.Развитие ребенка в социально-личностном направлении коммуникативности; самостоятельности, наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. 5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй. Чтобы реализовать цель и все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям: мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными.

Слайд 7

Экспериментальная деятельность организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: 1. “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). 2. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.). 3. “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). 4. “Человек” (функционирование организма и др.). 5. “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

Слайд 8

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. В Стандарте дошкольного образования (пункт 2.7 ФГОС ДО) закреплено, что реализация программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Слайд 9

При организации совместной партнерской познавательно-исследовательской деятельности с моими воспитанниками, представленной в рамках: - НОД по ознакомлению с окружающим; - отдельных опытов и экспериментов; - совместных исследовательских проектах. Исследовательский подход к обучению представлен в пособии «Инновационные модели обучения в зарубеж­ных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). В развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее: ребенок выделяет и ставит проблему, которую не­обходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами про­верки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения. Второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым ( совместная партнерская деятельность взрослого с детьми). Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: Первый - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. (свободная самостоятельная деятельность самих детей).

Слайд 10

1. Осознание того, что хочешь узнать. 2. Формулирование задачи исследования. 3. Продумывание методики эксперимента. 4.Выслушивание инструкций и критических замечаний. 5. Прогнозирование результатов. 6. Выполнение работы. 7. Соблюдение правил безопасности. 8. Наблюдение результатов. 9. Фиксирование результатов. 10. Анализ полученных данных. 11. Словесный отчет об увиденном. 12. Формулирование выводов. Можно выделить следующую структуру эксперимента и последовательность сменяющих друг друга этапов:

Слайд 11

Демонстрационные - проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты , так как они более соответствуют возрастным особенностям детей . Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Слайд 12

Методы и приемы работы В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и т.п.); словесные (чтение художественной литературы беседы,); практические; игровые. Инновационные методы: Использование элементов ТРИЗ. Метод игрового проблемного обучения, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Применяю ИКТ: компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны.

Слайд 13

Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя игры: дидактические, словесные , которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире; строительные игры (с песком и водой), которые помогают решить многие проблемные ситуации. Все эти игры заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. В них развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры-опыты, игры-превращения, фокусы и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, развивают положительный интерес. Интеграция Цель организации познавательно – исследовательской деятельности отвечает требованиям ФГОС ДО, и направлена на исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. В соответствии с этим в нашей группе создана развивающая среда, необходимая для проведения познавательно - исследовательской деятельности и развития поисковой активности детей. Оформлен Центр экспериментирования, в котором имеется разнообразное оборудование.

Слайд 14

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация (речевое развитие). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Опытно-экспериментальная деятельность связана с продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, конструирование, лепка). Связь детского экспериментирования с художественным творчеством двусторонняя, т. к. для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности, восприятия, внимания, мышления и способность регистрировать на увиденное.

Слайд 15

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы , так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Слайд 16

анкетирование; родительское собрание; круглый стол; памятки; папки-передвижки; консультации; картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях; открытый показ НОД. Формы взаимодействия с семьёй

Слайд 17

1. Разработан перспективный план 2. Систематическое использование метода экспериментирования привело к формированию у детей знаний о материалах 3. и объектах окружающего мира, а так же их свойствах. 4. Сформированы представления о ценностях ЗОЖ. 5. Активно развивается познавательный интерес , воображение. 6. Создана картотека опытов и игр для детей. 7. Изготовлен и подобран практический и дидактический материал, для осуществления опытно – исследовательской деятельности. Сравнительная диагностика показала, что в результате работы, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности, стали проявлять инициативу, пытливость, творчество, сообразительность, самостоятельность.

Слайд 18

Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный опыт работы еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности , я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности. Заключение

Слайд 19

Литература: 1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . 5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 6. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2. 7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

1.Актуальность.         Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей...

Статья на тему: «Экспериментальная деятельность старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»Н.Н. ПоддьяковВведениеФедеральный государс...