Проект "Панно "Волшебная страна""
проект по окружающему миру

Проект "Панно "Волшебная страна""

Видео-презентация авторского многофункционального трансформируемого игрового магнитного пано "Волшебная страна" https://youtu.be/SRvur-tykfY

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panno_volshebnaya_strana.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Познавательное развитие детей на основе авторского многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна»».

Автор воспитатель МДОУ ДС №7 «Рябинушка»

Погорелова Елена Васильевна

Введение.

Игра – самое важное дело малыша. У него нет иного способа познать окружающий мир, приобрести необходимые знания, навыки и умения. Взрослым необходимо помнить, что младший дошкольный возраст – это тот этап, когда малыша нельзя принудить к чему – либо, заставить его быть внимательным и усидчивым.

Но малыша можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества путём создания яркой, разнообразной, привлекательной, интересной развивающей среды. Задача взрослых – помочь ребёнку познать многогранный мир, открыть ему дополнительные возможности обыденных предметов, заинтересовать неожиданными сюжетными линиями.

Сейчас появилось немало развивающих, дидактических игр для младших дошкольников, направленных на развитие того или иного качества, навыка малышей. Мне очень хотелось сделать такое пособие, которое позволило бы объединить игры. Мне пришла идея изготовить многофункциональное, трансформируемое игровое магнитное пособие - панно «Волшебная страна».

 Это пособие привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников начальной школы. Это возможно потому, что в нём есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни, знакомиться с предметным миром, различать растения ближайшего природного окружения, накапливать впечатления о ярких сезонных изменениях в природе; тренировать мелкую моторику рук; совершенствовать речь, мышление, внимание, память, воображение.  Как показала практика, Панно прекрасно вписалось в образовательную программу ДОУ «Детство».

Многофункциональное, трансформируемое игровое магнитное пособие панно «Волшебная страна» - много вариативно, легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Является простором для творческих идей, уникальный методический инструмент. Панно «Волшебная страна» - это долгоиграющий восторг. Оно способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.

Цель: развитие детской любознательности и познавательной активности посредством авторского многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна».

Задачи:

  • повышать любознательность и интерес к получению знаний;
  • стимулировать познавательную активность;
  • формировать знания об окружающем мире и определенных сенсорных эталонах;
    развивать общую и ручную моторику;
  • активизировать речевое и интеллектуальное развитие;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать умению взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками, организовывать самостоятельную деятельность;
  • гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
  • формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, речевых умений.

Ожидаемые результаты:

  • у детей разовьется речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение, мелкая моторика, конструктивная деятельность;
  • расширятся представления об окружающем мире;
  • сформируется позитивное отношение к окружающему миру, к сверстникам;
  • сформируется самостоятельность в выборе действий и занятий.

Продукт: многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна».

Вид проекта: игровой, творческий.

Срок реализации проекта: август 2017 год – сентябрь 2018 г. Долгосрочный.

Участники проекта: педагог, дети младшего дошкольного возраста (2 младшая группа), родители.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

целевой индикатор

показатели

сроки

Доля воспитанников с повышением активности, инициативности и любознательности

позитивная динамика

май 2018

Доля воспитанников  вовлечённых в эмоционально насыщенные виды деятельности

позитивная динамика

май 2018

Доля воспитанников с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями

позитивная динамика

май 2018

Доля воспитанников активных в играх с предметами разной формы, размера,  пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;

позитивная динамика

май 2018

Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС: полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна

позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин

Октябрь 2017

май 2018

Доля  материалов и оборудования для организации  разнообразных видов детской деятельности на магнитном Панно

Позитивная динамика

май 2018

Доля методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих развитие познавательной активности  детей четвёртого года жизни.

позитивная динамика количества  методических разработок, дидактических материалов.

октябрь 2017

май 2018

Сроки и этапы реализации проекта: (август 2017 – май 2018 г.)

  1. этап - информационно – аналитическая деятельность (август - сентябрь 2017 г.)
  • определение результатов освоения образовательной области «Познавательное развитие детей 3 лет.
  • Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
  • Изучения современных научных разработок в области РППС среды для детей дошкольного возраста.
  • Анализ РППС в группе.
  • Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования
  • Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям
  • Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями,
  • Анализ материальной базы группы для усовершенствования развивающей среды.
  •  определение цели и задач проекта
  • Составление рабочего плана реализации проекта.

2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (сентябрь 2018 г. - октябрь 2017 г.)

  • Составить перечень необходимых материалов и оборудования для изготовления многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна», исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
  •  Составить план - схему, модель магнитного Панно «Волшебная страна», определив пространственное размещение оборудования в группе.
  • Продумать последовательность изготовления Панно «Волшебная страна» в течение года, с учётом ООПДО, положительной динамики развития детей, приобретение расходных средств.
  • Изготовление игрового магнитного панно «Волшебная страна»

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(ноябрь 2017 г -  апрель 2018 г.)

  • Разместить магнитное Панно согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами;
  • реализовать работу по познавательному развитию детей с использованием игрового магнитного панно «Волшебная страна»;
  • внедрить систему диагностики познавательного  развития детей.

4 этап - изучение результатов деятельности (май 2018 г.)

  • анализ   познавательного развития детей четвёртого года жизни;
  • анкетирование родителей;
  • своевременная коррекция и регуляция результатов, на основе полученных данных.

5 этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2018 г.)

  • Обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности;
  • подготовка методических рекомендаций по использованию многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна» (приложение №1)

Приложение №1

Методические рекомендации по использованию многофункционального, трансформируемого игрового магнитного панно «Волшебная страна».

 Особенности игрового панно.

Широкий возрастной диапазон участников

 Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников начальной школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Различает растения ближайшего природного окружения, накапливает впечатления о ярких сезонных изменениях в природе; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

 Как показала практика, Панно прекрасно вписалось в программу ДОУ «Детство»

Творческий потенциал

 С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 Волшебная страна - многовариантный и легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, идеален для групповых занятий. Является простором для творческих идей, уникальный методический инструмент. Панно «Волшебная страна» - это долгоиграющий восторг. Оно способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.

Основные принципы:

 Игра плюс сказка

Первым принципом игр с магнитным Панно «Сказочная страна» является игровое обучение детей дошкольного возраста. «Сказочная страна» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

 Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

 Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр.

 Творчество

 Третий принцип - раннее творческое развитие дошкольников. Панно создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

 Развивающая среда – «Сказочная страна»

 По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Она расположена на обратной стороне детского шкафа, на который наклеено мягко-магнитное железо, покрытое самоклеящийся белой плёнкой. Для каждой темы изготовлены комплекты пособий (цветная картинка, наклеенная на тонкое магнитное полотно).  

Способы реализации.

 Особенности игр на Панно таковы, что не надо перестраивать работу всей группы. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

 Результаты

 Педагогическая диагностика, проведенная в конце учебного года, показала, что лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Четырёх летние ребята освоили представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Различает растения ближайшего природного окружения, накапливает впечатления о ярких сезонных изменениях в природе; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

 Методика  работы с Панно «Сказочная страна»

Панно «Сказочная страна»- развивающая сенсорная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры по познавательному развитию, в зависимости от темы.

Образовательное содержание игр на магнитном Панно «Сказочная страна» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представление и умение, которые дети получают, опираются уже на приобретенные, поэтому работа ведется планомерно с младшего возраста содержание выстроено на достаточном уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, отсутствие перед ребенком препятствий делает развитие слабым вялым. Содержание игр на Панно реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных.

Основные задачи работы с игровыми материалами:

•    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•   Развитие наблюдательности, воображения, креативности  мышления (умения  гибко, оригинально мыслить, видеть  обыкновенный  предмет  под новым  углом  зрения)

•    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

•  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, речевых умений

•    Развитие мелкой моторики.

Важные особенности развивающих игр на магнитном Панно «Волшебная страна»:

1.Многофункциональность

Во-первых, с помощью одной  игры  можно  решить  множество  задач; например, игра «Где чей дом?» решает  задачи:

  • По сенсорному развитию (цвет, форма, величина)
  • По математическому  развитию (осознание  структуры геометрических  фигур (стороны, углы, вершины,  диагональ), оперирование  меркой);
  • По развитию  психических процессов (мышления,  памяти,  внимания,  воображения);

2.Вариативность

Во-первых, в рамках одной темы можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. Например, варианты усложнения игр на тему «Домашние животные»:

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Назови по порядку»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри, и их запомни.Я  все их уберу, Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У белки  - … (бельчонок, бельчата).

У волчицы  - … (волчонок, волчата).

У ежихи  - … (ежонок, ежата).У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

 

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).

Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).

Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На Панно картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Волк живет в логове.Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки на Панно к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

 

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет). Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)- Серый, злой, голодный. (Волк.)- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?- Что делает волк - …(воет).- Что делает лиса - … (тявкает).- Что делает медведь - … (ревет).- Что делает белка - … (цокает).


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. Ты дружочек не зевай, Да словечко приласкай. Белка – белочка Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Мы волшебники немного, Был один, а станет много. Белка – белки – много белок. Медведь – медведи – много медведей

 

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем, Хорошо мы все считаем. Один медведь – два медведя – пять медведей. Один еж – два ежа – пять ежей. Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).Волк – сильный, а белка - … (слабая).У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри, Предмет лишний назови. И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь


Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

Подобным образом подбираются игры по другим темам, например, «Транспорт, временя года», «Обобщения» и т. д.

3.Системность

  • Каждая развивающая игра включает в себя определенную систему: каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построено на основе усвоенного ранее  содержания  и предваряют последующий  материал.  «Движение» в игре происходит от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.

4. Широта использования

  • Уникальность Панно «Волшебная страна» состоит в том, что его можно использовать как в общеразвивающих группах, так и в компенсирующих.

5. Широта возрастного диапазона участников игры

  • Игры на Панно интересны практически всем, и детям младшего дошкольного возраста, и старшим дошкольникам. Каждая игра в разных ее вариациях будет интересна всем возрастам.  

6. Комфортность

  • Качественное изготовление игр (легкость и качество игр, надежность, обработка краев, легкость  самих  материалов, безопасность)
  • Красочность
  • Удобство работы с играми, как детям, так и взрослым
  • Ребенок, выполняя задания, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задачи.

Многофункциональное, трансформируемое игровое магнитное панно

 «Волшебная страна» состоит из элементов:

  • переносные модули по ознакомлению с миром природы: холмы, лужайки, тропинки, дорожки, речка, озеро, полянка, деревья, ягоды, грибы, цветы, разноцветные листья, облака, капельки, снежинки, насекомые, птицы, дикие и домашние животные и их детёныши, все виды транспорта, дороги, тропинки;
  •  переносные модули по ознакомлению с предметным миром: мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы быта и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

"В стране потерянных страничек"

Открытое занятие по ФЭМП...