Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исентаева Алевтина Каримовна

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. с 2019 года, педагоги нашего детского сада реализуют социально значимый проект "Шедевры мировой живописи детям", при поддержке культурно-выставочного центра "Радуга" г. Саратов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – экскурсии.

Тема занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: Формирование у детей эмоционального осознанного отношения к труду людей, выращивание хлеба, запечатлённых на полотнах художников.

Задачи: 

Развивающая задача: Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к окружающей нас природе, воплощенной на полотнах великих живописцев.

Обучающая задача: Закреплять знания о художественных жанрах (пейзаж, натюрморт и др.)

Воспитательная задача: воспитывать интерес к искусству.

Репродукции картин: А.А. Пластов «Ужин трактористов», И.И. Шишкин» Рожь», Ф.В. Сычков «Жница», Б.М. Кустодиев «Жатва», И.И. Шишкин «Мельница в поле», И.И. Машков «Советские хлеба».

Словарь: Бытовой жанр, композиция, сюжет, художественный образ.

Оборудование и материал. Картины, драпировка из ткани, стойки для репродукций, дидактическая игра «Собери картину», коробка открытий.

Ход занятия – экскурсии.

Помещение  делится  на  галерейную  зону  с  посадочными  местами  для детей  и  репродукциями  картин  на  стойках (произведения  Ф.В.Сычкова   «Жница», И.И.Машкова  «Советские  хлебы»  закрыты  тканью)и  игровую  зону, в  которой  в  центре  ковра  находится  «Коробка  открытий», в  стороне  размещены  столики  для  игры  «Собери  картину».

-Ребята,  перед  вами  необычная  коробка. Она  называется  «Коробка  открытий». А  называется  она  так  потому, что  мы  с  вами  откроем    что-то  новое, необычное. Давайте  откроем  с  вами  коробку  и  посмотрим, что  в  ней  находится (зерно, колос, баранки). Дети  достают  из  коробки  предметы  и  называют  их.

-Ребята, скажите, как  эти  предметы  связаны  между  собой? (ответы  детей).

-Чтобы  узнать,  как  эти  предметы  связаны  между  собой  мы  сейчас  с  вами  оправимся  на  экскурсию  в  картинную  галерею. А  тема  нашей  экскурсии  «Золотые  слова: «Хлеб – всему  голова!»

(в  «Коробку  открытий  кладётся  дидактическая  игра  «Собери  картинку»).

Беседа  о  хлебе (в течение  всей  экскурсии).

Хлеб  является  основным  продуктом  питания. Огромное  количество  людей  трудится  для  того, чтобы  на  наших  столах  каждый  день  были  вкусные, разнообразные  хлебобулочные  изделия. Весной  в  поле  выходят  машины – тракторы, культиваторы. Они  вспахивают  огромные  поля, подготавливая  почву  для  посева  семян.

Посмотрите  на  картину  Аркадия  Александровича  Пластова  «Ужин  трактористов»

Вечер, уходящее  солнце  за  горизонт  окрасило  в  багровый  цвет  всех  героев  сюжета. Бескрайнее  вспаханное  поле  будто  отдыхает  после  трудового  дня  и  готовится  принять  хлебные  семена, чтобы  дать  им  жизнь . На  переднем  плане  картины  художник  изобразил  тракториста  и  его  детей. Сын  весь  день  помогал  отцу, а  дочь  пришла  на  поле  к  вечеру. Для  того  чтобы  их  покормить. Расположившись  на  траве, семья  собирается  кушать. Бидон  молока  и  краюха  хлеба – вот  весь  ужин. Они  могли  бы  пойти  ужинать  домой, но  времени  нет – надо  трудиться. Вот  и  трактор  их  ждёт: от  него  идёт  дым, значит, двигатель  работает. Тракторист  специально  не  заглушил  машину. Зная, что  скоро  сядет  за  руль  и  вместе  с  сыном  продолжит  вспахивать  поле, пока  солнце  совсем  не  зайдёт  за  горизонт.

(Продолжение  беседы  о  хлебе)

После  того  как  почва  подготовлена. С  помощью  сеялки (машина  для  посева  семян  в  почву) семена  бросают  в  узкие  борозды, которые  сразу  засыпают. Через  некоторое  время  на  земле  появятся  зелёные  всходы, и  хлебные  колосья  пойдут  в  рост. Поля  заколосятся, дожди  будут  поливать  их, ветра – отгонять  птиц, а  человек – следить  за  ростом  и  созреванием  каждого  колоска  и, конечно, любоваться  хлебными  полями  и  воспевать  их – так, как  это  делали  художники, например Иван  Иванович  Шишкин  на  полотне  «Рожь».

На  переднем  плане  картины -  извилистая  дорога, уводящая  зрителя  мимо  могучих  сосен  в  бескрайние  просторы  ржаного  поля. До  самого  горизонта  раскинулось  золотое  море  поспевающих  хлебов. Восхищает  величественная  красота  Русской  земли, огромная  вера  в  мощь  и  богатства  природы, которыми  она  вознаграждает  труд  человека.

Живописное  произведение  наполнено  движением: тяжёлые  колосья, готовые  к  сбору  урожая, покачиваются  на  ветру, в  небе  кружится  стая  птиц, словно  их  кто-то  поднял  с  поля.

-Кто  мог  испугать  птиц?

В  колосьях  ржи  не  сразу  заметишь  фигуры  двух  девушек, да  их  и  рассмотреть  нельзя: слишком  далеко  они, виднеются  только  головы, покрытые  косынками. Возможно, это  жницы – люди, работающие  на  уборке  хлеба.

(снимаю  ткань  с  репродукции  Ф.В.Сычкова  «Жница»)

-Посмотрите  на  репродукцию  картины  Федота  Васильевича  Сычкова   «Жница». Возможно, девушки  выглядели  так.  

Художник  написал  портрет  улыбающейся  румяной  молодой  девушки, стоящей  среди  высоких  колосьев. В  правой  руке  она  держит  серп, в  левой – пучок  сжатой  ржи. Серп – это  ручное  сельскохозяйственное  орудие, жатвенный  нож. Много  лет  использовался  для  уборки  зерновых  культур (жатвы  хлеба).

Одета  жница  очень  нарядно: на  ней  красный  сарафан, белая  рубаха, на  голове -  цветной  платок. Несмотря  на  то, что  это  тяжёлый  труд, для  людей  сбор  урожая  всегда  был  большим  праздником, ведь  они  знали, что  чем больше  колосьев  ржи  будет  сжато, тем  больше  будет  хлеба  на  столе.

-Что  вы  видите  на  заднем  плане  картины? (рассказ  детей).

-А  теперь  давайте  поиграем  с  вами  в  игру  «Собери  картину» (собирают  картину  Бориса  Михайловича  Кустодиева  «Жатва»)

-Как  раньше  убирали  рожь  и  пшеницу  можно  хорошо  увидеть  на  картине  Бориса  Михайловича  Кустодиева  «Жатва».

На  поле  выходили  жницы, вставали  рядами. Одной  рукой  придерживали  колосья, а  другой – срезали  их  серпом, затем  связывали  их  в  снопы  и  складывали  в  стога.

-Покажите  на  картине  где  снопы  и  стога.

-Как  вы  думаете, успеют  ли  жницы  убрать  хлеб  до  захода  солнца?

Художник  показывает  зрителю, что  жатва  длится  несколько  дней. Много  стогов  уже  сложено, но  и  много  колосьев  предстоит  ещё  убрать. И  восходящее  солнце    означает  начало  нового  трудового  дня.

-А  как  сегодня  убирают  хлеб? Что  происходит  с  колосьями, после  того  как  их  убрали  с  поля? (После  уборки  колосья  злаковых  культур  отвозят  на  мельницу  для  помола  муки. На  ветряной  или  водяной  мельницах  мололи  зёрна, готовую  муку  засыпали  в  мешки.

-Почему  одни  мельницы  называли  ветряными, а  другие  водяными?

-Какую  мельницу  изобразил  Иван  Иванович  Шишкин    на  следующем  произведении  выставки?

Иван  Иванович  Шишкин  «Мельница  в  поле».

Большую  часть  картины  занимает  небо. Художник  обращает  внимание  зрителя  на  то, как  важен  простор. Именно  в  поле  ветру  есть  где  разгуляться, набрать  силу  и  привести  в  движение  лопасти  мельницы.

-Почему  живописец  на  картине  не  написал  людей?  На  переднем  плане – сжатое  поле. Мельница, снопы – всё  готово  к  помолу. Но  почему  не  вышли  люди? (ответы  детей )

-Всё  замерло  в  ожидании  ветра, и  только  тучи  на  горизонте  дают  сигнал  о  его  приближении. Тогда  закипит  работа, и  на  поле  придут  жители  деревни, и  заработают  мельницы, появится  мука, из  которого   будут  печь  вкусный  хлеб.

-Сегодня  зерно  везут  не  на  мельницы, а  на  мукомольные  заводы. После  чего  полученную  муку  доставляют  в  пекарни  и  на  хлебозаводы, а  затем  вкусные  румяные  булки  из  магазинов  попадают  на  стол. Посмотрите,  какие  разнообразные  хлебобулочные  изделия  написал  на  своей  картине  Илья  Иванович  Машков  «Советские  хлебы». Раньше  наша  страна  называлась   Советским  Союзом, поэтому  произведение  имеет  такое  название. Оно  выполнено  в  жанре  натюрморта. Прежде  чем  нарисовать  картину, художник  разложил  на  столе  все  изделия, изготовленные  по  его  заказу  в  «Филипповской  булочной»  в  Москве. Написанное  много  лет  назад, полотно  «Советские  хлебы»  и  сегодня  прославляет  плодородие  земли  и  самоотверженность  человеческого  труда.

-Названия  каких  хлебобулочных  изделий  из  тех, что  изображены  на  картине , вам  знакомы? (ответы   и  показы   детей).

Итог: - А  теперь  вы  можете  подойти  к  репродукциям  поближе  и  рассмотреть  их. Какая  картина  понравилась  больше  всего? Чем?  Какие  чувства  вызывают  у  вас  увиденные  картины? Что общего на  картинах?

Правильно. Сейчас много различной техники, которая помогает в выращивание и уборке хлеба. Чтобы нам кушать вкусный хлеб много людей должны потрудиться, это так же и трактористы, комбайнеры, шофера, работники мельницы, пекари. Первое что ставим на стол, когда садимся кушать – это, конечно же, хлеб. Не зря говорят золотые слова «Хлеб всему голова»

Все картины посвящены выращиванию и уборке хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ . ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА.»

Тема: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ . ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА.»     ...

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"

    Конспект занятия по развитию речи на тему:        ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь....

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Экскурсия в музей. Хлеб- всему голова.

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова». Поход в музей....

Экскурсия в музей "Хлеб всему -голова"

Цель: знакомство детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Задачи:1. формировать представление о процессе производства хлеба;2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных к...