Учебный проект «Тайны камней»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Полянская Елена Геннадьевна

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной  страны.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_tayny_kamney.docx174.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

«Тайны камней»

Авторы: Полянская Елена Геннадьевна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

города Рыбинска Ярославской области, воспитатель

Чернова Евгения Валентиновна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

города Рыбинска Ярославской области, воспитатель

Актуальность проекта:

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной  страны.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей, формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов.
  2. Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной деятельности и чувство взаимопомощи.
  3. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы, устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.
  4. Воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира.

Участники проекта: воспитанники группы комбинированной направленности детского сада № 52 города Рыбинска Ярославской области.

Тип проекта: информационный, групповой 

Длительность: краткосрочный (две недели)

Ожидаемые результаты:

  • Расширение представлений о мире камней, их свойствах, использовании в жизни человека.
  • Формирование элементарных навыков проведения исследовательской работы, обработки результатов, ответов на поставленные вопросы.
  • Развитие умения работать с простейшим исследовательским оборудованием (лупой, пинцетом, предметным стеклом).
  • Закладывать основы самостоятельного поэтапного выращивания кристаллов.
  • Создание в группе мини-музея «Мир камней»

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный: создание проблемной ситуации на участке детского сада: «Что у нас под ногами?  О чем молчат камни? Есть ли у камней жизнь? Как человек использует камни в своей жизни?

Информация для родителей о предстоящей деятельности (буклет).

  1. Исследовательский: поиск ответов на вопросы детей и их родителей.
  1. Откуда берутся камни?

Что внутри камней?

Почему они твердые?

Живые камни или нет?

Как используются камни человеком? (Создание альбомов или презентаций. Выступления детей со своими исследовательскими проектами во второй половине дня).

  1. Беседа с детьми «Мир под ногами»C:\Users\Елена\Desktop\музей\IMG_0131.JPG
  2. Непосредственно образовательная деятельность «Виды и свойства камней». Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов. 
  3. Непосредственно образовательная деятельность «Полезные ископаемые». Цель: обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
  4. Конструирование + рисование «Домики из камешков». Цель: познакомить детей с приемами создания разнообразных домиков из камешков разной формы и размера. Вызвать интерес к созданию завершенного образа посредством гуашевых красок.
  5. Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение. C:\Users\Елена\Desktop\музей\IMG_0159.JPG
  6. Игра-эксперимент: «Твердый, мягкий, плавучий».  Развивать тактильные ощущения, познавать "на ощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.  Формировать умение сравнивать и различать вещества по их состоянию.
  7. Чтение художественной литературы:

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы». Цель: познакомить детей с творчеством П. Бажова. Развивать у детей творческое воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

  1. Просмотр мультфильмов: по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
  2. Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры.
  3. Просмотр презентаций: «Секреты камней», «Необычные камни».  Цель: Обобщить и расширить представления о многообразии камней в природе. Развивать познавательный интерес.
  4. Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд». 

Настольно-печатные игры: «Живая, неживая природа».

  1. Сюжетно-ролевые игры: «В поисках клада». Цель: развивать умение пользоваться картой-схемой для нахождения клада, ориентироваться в пространстве, действовать в команде.C:\Users\Елена\Desktop\музей\музей камней1-1.jpg
  2. Выставка «Изделия из камней». Цель: привлечение всех участников проекта к организации выставки. Посещение выставки воспитанниками из других групп детского сада.
  3. Оформление мини-музея «Тайны камней». C:\Users\Елена\Desktop\музей\IMG_0147.JPG
  1. Опытно - экспериментальный: выращивание кристаллов Lori Лучистые кристаллы. Цель: провести исследование по выращиванию кристаллов под руководством взрослого. 
  2. Проектировочный: выбор видов деятельности, сбор информационных материалов, экскурсия в Рыбинский краеведческий музей.

Литература:

  1. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. М..: Линка-Пресс, 2009.
  2. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны леса"

Карта проекта; краткре содержание проекта (зтапы проекта); паутинка проекта...

Проект "Тайны леса"

Карта проекта, содержание проекта (этапы проекта), паутинка проекта...

Карта проекта "Тайны камней Карелии"

Карта проекта «Тайны камней Карелии» Цель проекта: - Обеспечить воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем; Актуа...

проект "Тайные чернила"Проект

Проект "Тайные чернила" был разработан совместно своспитанницей средней группы Городиловой П. и представлен на конкурсе "Я экспериментатор"...

Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....

Проект "Тайны камня"

В прошлом году мы познакомили наших детей с объектами неживой природы: вода, воздух, земля. Камни тоже являются объектами неживой природы. Мы обратили внимание, что дошкольников особенно привлекали ра...

Проект "Тайны Денежкиного камня"

Мы живём в очень интересном крае, который окружают много тайн и загадок, которые хочется разгадать....