Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Александрова Светлана Владимировна

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tayny_vody.redaktirovannyy.docx175.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

г. Починка Смоленской области.

Проект «Тайны воды».

проект в подготовительной к школе группе.

C:\Users\Admin\Desktop\фото к проекту\oboi-na-stol.com-287214-makro-voda-kapli-makro.jpg

                                                                   Подготовила воспитатель

                                                       высшей категории

                                                                      МБДОУ «Детский сад № 1»

                                                           Александрова Светлана Владимировна.

Проект «Тайны воды».

«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

 жизненно необходима: ты сама жизнь!»

                                                                                Антуан де Сент Экзюпери.

Вид проекта: познавательный, творчески- исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный

Время проведения: 5 недель конец февраля - март.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды, текучесть, прозрачность, без запаха. Переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе, водная система планеты Земля, может находится в трех состояниях, (жидком, твердом, газообразном)

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствует загрязнение почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются загрязненными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с примесью выхлопных газов.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживание всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы - вот составляющие экологической культуры.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить бережно и экономично относиться к воде. Обратить внимание на то что, даже такой привычный объект как вода, таит в себе много не известного.

 «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

 Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Постановка проблемы: Реализация проекта « Тайны воды» позволит создать условия для активизации познавательной активности детей, расширить их знания о значении воды для человека и жизни всего живого на планете Земля, развить любознательность в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности.

Проблема: Отсутствие у детей систематизированных знаний и представлений о значении воды для человека и всех живых существ на Земле, свойствах и агрегатных состояниях воды в разное время года. Не сформировано осознанное бережное отношение к водному ресурсу.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса в процессе опытно- экспериментальной деятельности. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Определение значимости воды для всего живого на Земле.

Задачи педагога:

1.Создать условия для формирования элементарных экологических знаний у детей.

2. Пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.

3. Развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей, через социальное взаимодействие в играх занятиях.

4. Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

5. Способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.

Задачи для детей:

1.Закрепить знания о свойствах воды.

2.Познакомиться с разными способами очистки воды.

3.Узнать о растительном и животном мире водоемов.

4. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности.

5. Стимулировать желание беречь природу, не засорять водоемы, заботится об их обитателях.

6. Познакомить с особенностями обитания в водной среде (рек, озер, морей, океанов).

Предполагаемые результаты: В результате у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют не сложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, появится потребность получить результаты экспериментальным путем.) Повысится воспитательная компетентность в экологическом воспитании дошкольников.

Формы и методы реализации.

Беседы.

Игры.

Экспериментальная деятельность.

Экскурсии с детьми на искусственный прудик на участке.

Поисковые и исследовательские наблюдения.

Проблемные ситуации.

Творческие мастерские.

План реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Пополнение экспериментального уголка мини-лаборатории.

3. Подбор художественной литературы по теме.

4. Составление картотеки опытов с водой.

5. Составление картотеки загадок, стихов, поговорок.

6. Подбор энциклопедий, карт, схем.

7. Выявление знаний детей о воде и ее свойствах.

8. Разработка перспективного плана и конспектов организованной образовательной деятельности познавательного цикла.

9. Подготовка информации для родителей по темам:

-экологическое воспитание дошкольников

- экологические проблемы водных ресурсов, почему нужно беречь воду.

-занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

- памятка «Что почитать детям»

II. этап практический

Реализация проектных мероприятий.

Планирование и организация деятельности.

Недели

Организованная деятельность

Совместная деятельность

I неделя

Тема 1 «Где есть вода»

Цель: дать представления детям  о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде она существует в окружающей среде.

Тема 2  «Природные водоемы»

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на Земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.

  1. Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах  от речной и озерной».
  2. «Где живет вода в детском саду?»
  3. Подвижная игра «Ручеек».
  4. Чтение произведений » Г.Х. Андерсена «Путешествие капельки» «Русалочка» (постановка проблемы - путешествуя с капелькой, узнать о родниках нашего края).
  5. Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда»,  «Как люди речку обидели».
  6. Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (капель, ручейки изморось, иней, сосульки, и.т.д.).
  7. Рассматривание карт, схем Смоленщины, глобуса (отметить, где есть водоемы, сравнить их по масштабу).
  8. Дидактическая игра «Отвечай быстро».
  9. Пословицы и поговорки о воде.

II неделя

Тема 3   «Свойства воды»

Цель: Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема 4 «Круговорот воды в природе»

Цель: Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

ООД

 «Приключения капельки»

Цель: Продолжать формировать целостную картину мира, знакомить детей с явлениями природы, закреплять знания детей о круговороте воды в природе.  

  1. Беседа «Вода на Земле».
  2. Беседа « Что ты знаешь о свойствах воды»
  3. Опыты: 

1.«Свойства воды» (без запаха, бесцветная, без вкуса, вода растворитель).

2.«Круговорот воды в природе».

3.«Воду пьют растения».

4. «Облако».

5. « Вода может перемещаться».

6. «Очистка воды с помощь фильтра».

 7. «Вода не имеет формы».

 8. «Разноцветные растения».

 9. «Животворное свойство воды».

10.«Цветные льдинки».

11. «Превращения воды» (три агрегатных состояния воды).

12. «Как вытолкнуть воду?» (Чтение рассказа «Умная галка» Л.Н. Толстой)

13. «Живая сила воды»

  1. Рисование: «Аквариум», «Золотая рыбка».
  2. Подвижные  игры: «Удочка», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Ручеек», «Водяной».
  3. Сюжетно-ролевая  игра  «Моряки».
  4. Литература:

«Живая вода». Польская сказка.

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька лесная»

С. Сахаров «Кто в море живет?

Г. Люшина «Капелька»

Н. А. Рыжова «Вы слыхали о воде?»

Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка) «Королева – вода».

  1. Дидактическая игра: «Какой бывает вода», «Загадочные человечки».
  2. Лото «Кому нужна вода».

III неделя

Тема 5 «Жизнь в водоемах»

Цель: Дать детям представление о сообществе животных и растений, о том, что река, озеро, пруд, море и океан - это  сообщества,  водных обитателей: растений и животных (рыб, улиток, водоплавающих птиц, зверей, водных и прибрежных растений и т. д) Формировать представлений о приспособленности растений и животных к жизни в воде: рыбы и др. животные имеют обтекаемое тело, приспособленные для передвижения в воде, конечности они находят пищу в воде, там же растет их потомство; растениям требуется много воды;

Разъяснять необходимость охраны речных обитателей. Воспитывать интерес к жизни водных обитателей.

ООД «Обитатели водоемов»

Закрепить и расширить знания детей о представителях водной среды., показать  особенности животных,(рыб), приспособленность к жизни в водной среде.

Тема 6

«22 марта - Всемирный день воды»

Досуг «Берегите воду»

Цель: Создать у детей радостное, веселое настроение.

Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

  1. Беседа: «Кто живет в водоемах».

Презентации, иллюстрации, слайды

  1. Беседа: «Берегите воду».

Цель: воспитание бережного отношения к воде.

  1. Акция «Берегите воду». Изготовление плакатов, составление правил охраны водных ресурсов.
  2. Рейд «Берегиня». Цель: проверить, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.  Результаты рейда ежедневно отмечают в журнале- регистрации.
  3. Беседы с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».

IV неделя

Тема 7  «Подводный мир глазами детей.

ООД «Путешествие в подводный мир». Создание проблемной ситуации «Незнайка очень хочет узнать и посмотреть, подводный мир морей и океанов»

Цель: Заинтересовать детей данной темой,

мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире.

  1. Аппликация: «Морские обитатели»

Цель: Закрепить названия морских обитателей. Вырезать осьминожек и других рыб из цветной бумаги (контур - детские ладошки)

  1. Рисование: «Подводное царство»
  2. Продукт проекта: Оформление в группе макета «Обитатели морей»,

«Пресноводные обитатели».

  1. Оформление родителями стенгазеты «Мы и вода», «Дети на воде».
  2. Сбор и оформление дидактической игры «Частички моря».
  3. Придумывание детьми и родителями экологических сказок на тему «Вода».

III этап - заключительный.

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Итоги работы.

1.Высавка детского творчества « Подводный мир глазами детей».

2.Презентация проекта «Тайны воды».

Диагностическая карта по проекту «Тайны воды».

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ребенок ориентируется

в понятиях живая и не живая природа «вода»

Ребенок ориентируется

в понятиях

круговорот воды в природ

испарение

конденсация.

Вода

не имеет вкус, запах,

цвет.

Три

Состояния воды

Вода растворитель.

Знает обитателей

Морей, рек

Озер.

Имеет представления о источниках загрязнения

Итог.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Организованная образовательная деятельность.

Тема:  «Обитатели водоемов»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о представителях водной среды, ,а именно рыбах. Показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. Сформировать представления о водоемах и их значении  для жизни на Земле.

Образовательная.

. Учить детей обобщать и классифицировать: -морские рыбы, -аквариумные,- пресноводные. выделять признаки сходства и различия между пресноводными морскими рыбками.

-

Развивающая. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать,

Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи,

Воспитывающие Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

Интеграция ОО:  «познание», Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Предварительная работа: Опытно-экспериментальная работа, чтение рассказов о морских обитателях, наблюдения за аквариумными рыбками разгадывание загадок

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с изображением рыб, голубая ткань, «мусор» д/пособие « Лягушка- цикл развития», микрофон, знаки – правила поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I- часть

Мультимедийная презентация-(воспитатель читает загадку- на отгадку ,) на экране появляется представитель водной среды.

В буйном море океане,

Рыба страшная живет,

У нее большой живот,

Пасть с ужасными клыками

(Акула)

С моряками был он дружен,

Чем до ныне знаменит,

Из морских зверей кому же,

В мире памятник открыт.

(Дельфин)

Все ко дну я прижималась,

В темноте морских глубин,

Незаметной быть старалась-

Превратилась в плоский блин.

(Камбала)

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на ветру.

(Кит)

На дворе зима ли осень,

В глубине родной реки,

Мы тельняшки гордо носим,

Мы лихие моряки.

(Окунь)

И на дне морском глубоком

И у самых берегов,

Кто из рыб электротоком,

Отгоняет прочь врагов.

(Скат)…

II-часть д/и. « Что общего, чем отличается? »

Дети выделяют признаки сходства и различия между пресноводными морскими рыбками (на какие группы можно поделить этих рыб: аквариумных, морских, пресноводных) - работа с карточками.

III- в гости приходит Незнайка, приносит с собой тоже картинки (рыбы и морские животные . ( нужно найти отличие)

 Незнайка и рассказывает.

Однажды я пришел на берег полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу по всюду валялся мусор, «Непорядок, мусор нужно убрать» - подумал я. Собрал я весь мусор и бросил в реку, мусор утонул, по воде разошлись разноцветные круги, опять стало красиво и чисто, я сидел и радовался, какой я молодец.

Воспитатель: Ребята правильно ли поступил Незнайка?

Давайте проведем эксперимент.

У меня две банки с водой из чистой реки, а еще есть немного  мусора, давайте в воду в одной из банок, опустим этот мусор.

Посмотрите, какая стала вода? ( вода стала мутной, с плавающими в ней очистками и др. мусором)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете хорошо ли будут чувствовать себя в такой воде, рыбы и другие водные организмы.

(ответы детей)

Воспитатель: Вот Незнайка, ты сделал не правильно, а как нужно делать мы с ребятами сейчас покажем.

 

 IV Физкультминутка            Подвижная игра. «Собери мусор на дне реки)

Ребята по берегам реки, скопилось много мусора, его оставляют не воспитанные отдыхающие. Мы разделимся на две команды, возьмем ведерки и соберем туда пакеты, бумагу, пластиковые бутылки и другой мусор. Первая команда пойдет по правому берегу, а вторая по левому. Чья команда быстрее соберет та и выиграла.

V- Дидактическая игра «Берегите водоемы» (Работа со знаками).

Дети достают по очереди из конверта знаки с правилами поведения в природе, называют его и объясняют.

 VI-д/и с пособием « Цикл развития лягушки»

                Задание- соотнеси изображение с цифрами.

Дети работают группами, выстраивают из карточек по цифрам цикл развития лягушки, затем рассказывают какой стадии соответствует каждая цифра.

VII – Игра « Интервью»      

Ребята, вы много знаете о нашей планете, давайте поделимся своими знаниями в игре «Интервью» (беседа с микрофоном)

-Почему нашу планету называют голубой?

-Для чего нужна вода?

-Люди могут жить в воде? Почему?

- Кто живет в реках, морях, озерах?

- Чем отличается море от реки? и т. д.

- Итог занятия.

Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

Что вам больше запомнилось?

 Какие правила нужно помнить находясь на отдыхе на природе?

 

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Путешествие капельки.» 

Цель: Продолжать формировать целостную картину мира, знакомить детей с явлениями природы, закреплять знания детей о круговороте воды в природе.  

Задачи: Образовательная.

 Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Расширять знания о воде и ее свойствах. Дать элементарные представления о значении воды в жизни человека.

Развивающая.          

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитывающие

Прививать любовь к природе.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная.

Предварительная работа: Чтение литературы о воде, рассматривание иллюстраций, беседы о воде, «Капитошка», оборудование для опытов в мини-лаборатории.

Ход занятия

I-часть Жила- была на небе большая синяя Туча. Она состояла из множества   капелек. Капельки были разные: грустные и ...веселые, маленькие и ...большие,

добрые и злые, трусливые и ...смелые.

II- Задание (Дети подбирают слова-антонимы.)

Я хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всем на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот

однажды Туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много интересного. Хочешь?»   «Конечно хочу!» -кивнула своим озорным хвостиком Капелька и в ту же секунду оказалась на земле. И она попала к нам.

Педагог -Дети капельку зовут Капитошка!

III-Задание .Педагог – Ребята, а ведь у нас в группе живут тоже ее сестрички. Давайте покажем где у нас «живет» водичка. (дети водят и показывают где есть группе вода. А еще сестрички капельки живут у нас в нашей мини-лаборатории.

Проводятся опыты в мини-лаборатории 4-5 опытов + опыт с конденсацией

IV- Капитошка (начинает скучать по своим сестричкам из тучки и спрашивает у ребят как ей опять попасть на тучку)

-Дети по схеме «Круговорот воды в природе» помогая капельке, объясняют процесс конденсации.

V-Подвижная игра с Капитошкой   «Ходит капелька по кругу» (Капитошка улетает)

Итог занятия: Что понравилось вам на занятии? что узнали нового?

 Организованная образовательная деятельность.

 Интегрированное  занятиеТема:  «Путешествие в подводный мир»

Цель: Заинтересовать детей данной темой,

мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире

Задачи: формировать осознанно-правельное отношение к объектам живой природы. Развивать интерес к жизни подводного мира.

Совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения инавыки при выполнении игровых заданий.

Воспитывать интерес к морским обитателям.

Предварительная работа: Показ презентации «морские обитатели» На морском дне»  « Путешественники»

Интеграция: Социально- коммуникативное, познание, художественно-эстетическое, физическое.

Материалы и оборудование: Презентация, материалы и бумага для рисования, игровое оборудование для  сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»

I-Часть Создание проблемной ситуации «Незнайка очень хочет узнать и посмотреть, подводный мир морей и океанов»

II- Часть Просмотр презентации «Подводный мир морей»

III-Часть  Рисование не традиционными методами ( рукой, тычками, ватными палочками)

VI Часть Игра « Морское путешествие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир воды" краткосрочный проект для подготовительной к школе группы.

Цель проекта: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников к воде, как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле; систематизировать знания детей о свойствах воды; в...

Проект "Мир воды" для детей подготовительной к школе группы

Познавательный проект на тему "Мир воды" по формированию у старших дошкольников начальных представлений о воде, как источнике жизни живых организмов....

Проект "Вода - чародейка" в подготовительной к школе группе (на основе технологии Л.В. Свирской)

          Наше современное поколение живет в эпоху потребительского, нерационального отношения к богатствам природы. Но настало время, когда всем людям планеты Земля не...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода – источник жизни на земле»

Не всегда дети задумываются  о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без во...

Образовательный проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»

ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...