Экологический проект "Человек и природа - одно целое"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сытник Елена Анатольевна

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9

354066 г.Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон/факс 247-21-85

e-mail: dou@edu.sochi.ru                                                           

Паспорт экологического проекта

Название: «Человек и природа—одно целое».

Автор проекта: Сытник Елена Анатольевна

Вид проекта: долгосрочный.

Продолжительность: октябрь 2019-март 2020 учебный год.

Участники проекта: воспитатель Сытник Е.А., родители и дети подготовительной к школе группы «Пчелки».

Актуальность проекта:

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину».

М. М. Пришвин.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознания того, что человек - это часть природы.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Цель проекта:

сформировать у детей экологические представления, воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде, создать условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта:

1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

3. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

4. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

5. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.

2. Определение цели через образовательную технологию «Модель трех вопросов».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели.

2. Взаимодействие с родителями, направленное на работу в системе: ДОУ- семья.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов.

Распределение деятельности по этапам

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  • Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
  •  Создание картотеки игр
  • Составление перспективно - тематического плана.
  •  Обеспечение условий для проведения проекта.
  •  Осуществление контроля над реализацией проекта.

Основной этап:

  • Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин о природе художников И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, Федора Васильева;
  • рассказы воспитателя о живой и не живой природе, о заповедниках, памятниках природы;
  • беседы на экологические темы;
  • наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
  • целевые прогулки на природе;
  • сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
  • опыты и эксперименты;
  • экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
  • работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
  • изготовление макетов;
  • создание фотоальбома «Изменения в природе»;
  • посещение парков города совместно с родителями.

Заключительный этап:

  • Презентация проекта;
  • Итоговое НОД «Путешествие в весенний лес»

Перспективное планирование по проекту «Человек и природа-одно целое»

Месяц

Тема, цель

Формы работы с детьми

Октябрь

«Осень золотая»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Беседа: «Что такое природа? Живая и не живая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа».

Экологические игры «Что, где зреет?», «Живая и не живая природа»

Серия опытов с водой «Приключение Капельки»

Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа»

Путешествие по экологической тропинке детского сада

Составление рассказов на тему: «Дары природы».

Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…».

Изготовление из природного материала корзинки с дарами природы.

Составление гербария из лекарственных растений

Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара

Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков.

Рассматривание картины «Осень наступила».

Ноябрь

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?»

Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая»

Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву».

Серия опытов с водой «Путешествие Капельки»

Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.

Экологическая игра «Приключение берёзового листочка»

Составление букетов из осенних листьев.

С/Р игра «Овощной магазин».

НОД на тему: «Хлеб всему голова».

Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»

Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».

Рассматривание картины И.И.Левитан «Золотая осень»

Декабрь

«Природа зимой»

Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.

Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.

НОД «Професии»

Беседа «Чем помочь природе зимой»

Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».

Занятие на тему: «Подарки снежной королевы», «Шуба белая весь свет одела».

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

С/Р игра «В зимнем лесу»

Развлечение «Следы на снегу»

Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.

Составление сказки и мини-книжки о зиме.

Рассматривание картины К.Коровина «Зима»

Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек»

Январь

«Природа родного края»

В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых);о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.

«Зима» - занятие-развлечение.

Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи.

Пейзаж и искусство в поэзии А. С. Пушкина.

Путешествие на тему: «Удивительное место на земле».

Просмотр презентации «Природа России»

НОД  «Лес – это живой организм. Этажи леса»

Экологические игры:«Лисы и зайцы», «Хищник – добыча», «Северные олени», «К названному дереву беги».

Чтение художественной литературы: С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»;

Беседа «Как появился календарь?»

Творческая мастерская. Создание календаря природы

Экологическая игра: «Угадай время года по описанию».

Чтение пословиц и поговорок о природе.

Февраль

«Экологический город»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему март называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет птиц.

НОД «Строим экологический город»

Занятие – сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево.

Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»

Лепка барельеф «Первоцветы»

Экспериментирование «Влажная и сухая земля»

Рисование палочкой на влажном песке.

Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг»

Чтение художественной литературы.

  Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Н.Сладков «Друг или враг?»; С.Михайлков «Прогулка»; Б.Заходер «Про всех на свете»; Г.Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; Ф.Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; А.Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь»,

Март

«Пришла весна. Природа весной»

Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увлечение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Систематизировать знания детей о первоцветах, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека.

НОД «Как поссорились март и февраль»

Логическая игра «Какой снеговик быстрее растает?» (Работа по картинкам)

Подберём краски для рисования весны.

Экологическая игра «Кто из детей вырастет здоровым?»  игра по картинкам.

«Посадка цветочной рассады»

Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны».

Чтение художественной литературы.

 В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Ворбьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги»; А.Плещеев «Уж тает снег…»; К.Ушинский «Утренние лучи»; В.Алферов «Март»; В.Сухомлинский «Весенний ветер»; А.Шевченко «Гнезда»; Е.Благинина «Весна», «На моем окошке».

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Ожидаемые результаты:

Для детей

Реализация проекта предполагает формирование у детей следующих целевых ориентиров:

  • любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающим мире. Способен самостоятельно действовать. В случае затруднения обращается к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • эмоционально-отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия, со взрослыми и сверстниками;
  • имеющий первичные представления о мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности— умению работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять инструкции.

Кроме того, проект предполагает формирование у детей следующих знаний:

  • сформированности представлений о Красной книги, как о государственном документе;
  • сформированность первоначальных природоохранительных знаний и первоначальных навыков исследовательского, экологического и безопасного поведения в природе;
  • развитие навыков наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности;
  • овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми.

Для педагогов:

  • повышение теоретического уровня и профессионализма;
  • организация педагогического поиска через реализацию проектной деятельности;
  • самореализация.

Для родителей:

  • повышение уровня взаимопонимания между родителями – детьми – педагогами;
  • повышение уровня экологического сознания.

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вся работа была построена по принципу поэтапной реализации данного проекта.

Пути реализации:

Система педагогического взаимодействия:

  • совместная деятельность педагога и ребенка
  • совместная деятельность детей
  • совместная работа детей и родителей

Формы обучения:

  • Занятия, экскурсии;
  • Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, ведение дневников наблюдения;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдения в уголке природы, на прогулке;
  • Игры: подвижные, дидактические, настольные;
  • Разные формы бесед: по иллюстрации, по вопросам о прочитанном;
  • Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада;
  • Экспериментирование, поисковая деятельность;

Работа была направлена на:

  • развитие речи;
  • развитие логического мышления;
  • обобщение представлений о природе;
  • развитие коммуникативных качеств у детей.

С детьми на основном этапе реализации проектной деятельности были проведены следующие мероприятия:

1. Беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах о природе, обсуждение, чтение художественной литературы по данной теме, экскурсии.

2. Высадка на участке детского сада первоцветов «Нарциссы».

3. Ведение дневника наблюдения и сравнительный анализ этапов развития первоцветов, произрастающих на участке.

4. Была проведена акция «Покорми птиц зимой».

5. Выставка детского творчества (совместная работа детей и родителей): «Творчество без границ».

Проведенная работа по экологическому воспитанию дошкольников позволила:

  • воспитать заинтересованность;
  • сформировать экологическое мировоззрение;
  • научить понимать и ценить природу;
  • расширить и углубить свои представления об окружающем мире;
  • развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить себя, нужно изменить мир.

27.03.2020 г.

Воспитатель                                               ___________________Сытник Е. А.

Старший воспитатель                                  ________________ Нифталиева О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско- родительский тренинг " Мы одно целое"

Детско- родительский тренинг  " Мы одно целое" Цель: мониторинг взаимоотношений родителей детей, содействие взаимопониманию родителя и ребенка....

Тимбилдинг с детьми дошкольного возраста. Одна команда - одна цель.

Описание командной спортивной игры-квеста для детей младшего школьного возраста....

Работа с родителями. "Природа и люди-одно целое"

Родительская конференция "Природа и люди-одно целое". Приложения к конференции  с подробным материалом (анкетирование, дидактические иры, синквейн, презентация и др.). Рекомендовано для...

Тренинг на сплочение коллектива "Мы одно целое".

Тренинг на сплочение коллектива "Мы одно целое"....

Педагоги и родители — одни цели консультация для родителей

Педагоги и родители — одни цели Взаимодействие детского сада с родителями — актуальная проблема.Родители  должны иметь возможность при желании включаться в жизнь группы. Содержан...

Тренинг для педагогов "Коллектив – это одно целое!"

Цель: формирование хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, раскрытие внутреннего творческого потенциала пед...

Тимбилдинг «Связанные одной целью» для педагогов

Тимбилдинг ( командообразование) - это комплекс действий, направленных на повышение эффективности команды для достижения общих целей....