Проект "Истории рассказанные посудой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Богомазова Екатерина Михайловна

Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде(видах, материалах, из которых она сделана, предназначении)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_sozdaniya_posudy.docx27.83 КБ
Файл istoriya_sozdaniya_posudy.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Королев Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №39

«Солнечный город»

Проект

«Истории рассказанные посудой»

Реализация проекта:

Воспитатель

Богомазова Е.М.

г. Королев, 2019

Краткая аннотация проекта.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе данной проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Дети, узнав о разных предметах посуды, проявили к ней интерес. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания , мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании коллекции посуды.

Актуальность проекта.

     Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с  требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности  ребенка.  Я считаю, что наиболее продуктивной формой работы  с детьми является  проектная деятельность.

       Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).

  «Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок мальва на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо…»

                                                                                                                  кн. «Золотая хохлома». 

  Издревле быт наших предков был преисполнен творчеством. Оно проявлялось повсюду: от простой чашки да ложки до затейливых  сундуков и других предметов мебели. Сызмальства дети приучались к прекрасному, учились видеть красоту окружающего мира и ценить ее. Результат нелегкого человеческого труда являлся украшением дома и одновременно необходимой домашней утварью.

Проходят года, цивилизация развивается дальше, меняются ценности, уходит в прошлое нелегкий ручной труд, тяжелый деревенский быт. Однако, народное творчество во всех его  многогранных проявлениях и в настоящее время имеет большое воспитательное и развивающее значение для детей. писала: «Народное декоративное искусство, отвечая интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их духовному воспитанию, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических суждений, способствует развитию творческого воображения,  фантазии…».

Сегодня много внимание уделяется созданию развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.

На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Детям этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями, признаками, назначением. Игровая деятельность с предметами, максимально приближенная к реальным действиям, поможет научить детей пользоваться необходимыми в быту вещами. Необходимо расширить и углубить знания детей о посуде, дать представление о способах ее изготовления, познакомить с русскими национальными промыслами, специализирующимися на изготовлении посуды: Гжель, Хохлома, познакомить с названиями старинной русской посуды. Необходимо продолжать учить детей правильно пользоваться столовыми приборами. Узнав историю происхождения посуды и трудоемкости ее изготовления, дети будут относиться к ней с бережливостью и вниманием. Поэтому считаю, что данный проект актуален на данном этапе

Цель:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии предметов окружающего мира.

Задачи проекта:

Образовательные:

• Расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии посуды, уметь классифицировать её по способу её использования, по материалам изготовления;

• Знакомить детей с историей возникновения посуды;

• Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания;

• Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;

• Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр по проекту.

Воспитательные:

• Формировать опыт творческого общения детей в процессе сотрудничества с родителями и педагогами;

• Способствовать формированию бережного отношения к предметам рукотворного мира.

• Способствовать формированию у детей чувства гордости за результат

Тип проекта:

Коллективный, познавательно — исследовательский, творческий, кратковременный .

Принципы, лежащие в основе педагогического  проекта:

  • наглядности,
  • научности,
  • системности,
  • доступности,
  • активности.

Партнёры педагогического проекта:

Коллеги, родители.

Целевая аудитория:

Воспитанники ДОУ, их родители.

Организация проекта:

Подбор литературы, энциклопедий, фото, предметов посуды (гжель, хохлома); материально-техническое оснащение: компьютер, телевизор, фотоаппарат, стенд, акварельные краски, пластилин, медиатека.

Формы реализации проекта:

Беседы:

«Какая бывает посуда»;

«Какой посудой мы пользуемся»;

«История самовара»;

«История ложки»;

«История тарелки».

Просмотр презентаций:

«История посуды»;

«Хохломская и гжельская росписи».

• Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Сюжетно - ролевая игра «Семья» (сюжет чаепитие).

Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Творческая деятельность — создание коллекции посуды.

Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, дерево, пластмасса, керамика, железо, бумага).

Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о истории возникновения посуды.

Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.

Методы проекта:

• Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.

• Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, зашумленные картинки, разрезные картинки (посуда, рисунки детей, модели.

• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.

• Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание коллекции посуды.

Продукт проектной деятельности:

Продукт творческой деятельности детей:

• рисование — роспись тарелки - гжель.

• лепка из пластилина и капсулы киндер-сюрприза — чайник и чашечки;

• Лепка из пластилина (пластилинография)– «Чайный сервиз»;

• Кукла из одноразовой ложки.

• рисование – «Посуда для Федоры»;

• коллекция посуды.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для художественно-эстетического воспитания детей, личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Уголок художественно-эстетического развития пополнится коллекцией посуды разнообразной росписи и предназначения.

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)

Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать чайный сервиз, обсудили план действий:

1. Как узнать, какие предметы посуды существуют (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.)

2. Что ещё в хотите узнать? (Ответы детей: виды росписи посуды, для этого нужно просмотреть энциклопедии,  попросить ребят, которые ходят в школу искусств, принести альбомы по художественно-эстетическому воспитанию).

Пришли к выводу: мы способны  собрать коллекцию посуды с помощью родителей, и сами,  вылепив чайный сервиз.

План реализации проекта

I. Организационный этап проекта.

1. Подбор методической и художественной литературы;

2. Изготовление пособий, моделей, схем;

3. Подбор предметов посуды (чайник, чашки, ложки)

4. Приобретение необходимого оборудования;

5. Привлечение родителей к проблеме проекта;

6. Определение тематики бесед;

7. Тематическое планирование;

8. Сбор информации;

9. Подбор музыкального репертуара.

Игры:

Д/И «Ошибка художника», «Кто в домике живет?», «Продолжи узор», «Разложи чашки»

П/И «Рывок за мячом», «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная»

Народная игра «Продаем горшок»

Сюжетно-ролевыеигры: «Идем в гости», «День рождения», «Мастера-умельцы»

II этап. Реализация проекта.

Понедельник 25.03.2019

1. Беседа «Какая бывает посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.

2. Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома.

3. Просмотр презентации «История посуды». Дети закрепляют знания о видах посуды.

4. Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.

5. НОД по познавательному развитию «история ложечки».

6. Знакомство с автором К. И. Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.

Вторник 26.03.2019

1. Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.

2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.

3. Просмотр презентации «Гжель». Дети пробуют рисовать элементы росписи.

4. ООД Рисование. Тарелка и чайник с росписью «Гжель».

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет-чаепитие).

6. Беседа «История тарелки».

Среда 27.03.2019

1. Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементов росписи гжель, закрепляют умение рисовать хохломские узоры;

2. НОД по рисованию «Роспись ложки» (по мотивам хохломской росписи).

3. Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель;

4. ООД Лепка из пластилина и капсулы киндер сюрприз «Чайник и чашечки»;

5. Просмотр мультфильма «Федорино горе»;

6. Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.

Четверг 28.03.2019

1. Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага, проводят эксперимент;

2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика;

3. Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду».

4. ООД по развитию речи «История одной Ложки».

5. ООД лепка (пластилинография) «Чайный сервиз».

6. Беседа «История самовара»;

Пятница 29.03.2019

1. Просмотр презентации - «История посуды». Дети рассматривают энциклопедии;

2. ООД Рассказ о посуде. Дети рассказывают составленный с родителями рассказ о посуде по плану;

3. Развлечение «В гостях у мастеров».

4. ООД по ручному труду «Куклы из пластмассовых ложек»

Подведение итогов.

III.Обобщающий этап.

1. Подведение итогов.

2. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды

3. Создание фоторепортажа по проекту.

4. Презентация коллекции посуды.

5. Развлечение «В гостях у мастеров»

Поставленные задачи выполнены:

У детей сформировано обобщающее понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано).

По итогам рефлексивного опроса родителей, дети получили много интересной и познавательной информации.

Получили первое представление об истории возникновения посуды.

Разучили ряд стишков, песенок, загадок, и т. д. на данную тему.

Получили опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.

У детей возникло переживание чувства гордости за результат своего труда.

Перспективы дальнейшего развития.

Данная коллекция демонстрируется родителям на собрании, а также детям и родителям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.

Использованная литература и др. источники

1. Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – ПРЕСС,1997. – 144 с.: ил.

2. Логинов В. М., Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка – Гжель. М.: Сварог, 1994 – 191с. ISBN5-900346-02-0

3. И. Богуславская. Русская глиняная игрушка – Искусство: Ленинградское отделение. 1975

4. Автор-составитель О. В. Павлова. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. -сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016 – 195 с.

5. Автор-составитель Н. В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа/авт. -сост. Н. В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 399с.

6. К.П. Нефедова «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?» Москва, 2008г.

7 . Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания посуды

Слайд 2

Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они делали ее руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. В ней могли находится только сухие продукты

Слайд 3

Потом придумали гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи. Теперь в ней можно было хранить воду и молоку, готовить пищу на огне.

Слайд 4

Керамика, керамическая посуда – посуда из красной глины.

Слайд 5

Посудой на Руси пользовались с давних времен. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

Слайд 6

Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую узнают во всем мире. Название этой посуде дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома.

Слайд 7

Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время.

Слайд 8

Посуда из меди и серебра. Знаменитые самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.

Слайд 9

Металлическая посуда была широко распространена во всех европейских странах. Стилистические особенности серебряной и золотой посуды разных стран не слишком различаются. Очень популярны были мифологические и античные орнаменты.

Слайд 10

Со временем появилась стеклянная посуда.

Слайд 11

Фарфор, фарфоровая посуда – это посуда из белой глины.

Слайд 12

Из пластмассы делают посуду. Например для маленьких детей. Она легкая и небьющаяся.

Слайд 13

Особенности посуды разных народов

Слайд 14

Кавказская национальная посуда

Слайд 15

Национальная казахская посуда

Слайд 16

Японская посуд для суши

Слайд 17

Национальная посуда Якутии

Слайд 18

Национальная посуда Узбекистана

Слайд 19

Тажин , или, как его еще называют, таджин — посуда уникальная. Он появился несчетное количество лет назад в странах Магриба, но по сей день не утратил своей актуальности и прочно занял почетное место в кулинарии многих стран мира.

Слайд 20

До изобретения вилки большинство жителей Запада использовали для приёма пищи только ложку и нож, часто крупные куски твёрдой пищи брали руками. Богатые люди могли перед едой надевать перчатки, а после трапезы испорченные перчатки выбрасывались . Аристократы иногда предпочитали держать по ножу в каждой руке — один для разделки, другой для переноса еды из посуды в рот.

Слайд 21

Ложка-вилка — столовый прибор, сочетающий элементы ложки и вилки. Был изобретён в США в 1870-е годы. Употребляется главным образом для пищи быстрого приготовления. Изготавливается из металла, пластика либо дерева.

Слайд 22

Па́лочки для еды́ — пара небольших палочек, традиционный столовый прибор в Восточной Азии. Палочки обычно изготавливают из дерева, металла, кости, слоновой кости, а в настоящее время также из пластика.

Слайд 23

Джезва ( другое название турка — сосуд для приготовления кофе по-восточному (по-турецки). Представляет собой толстостенный металлический ковш с длинной ручкой. Традиционная джезва изготавливается из кованой меди.

Слайд 24

Особенности чайных церемоний разных стран

Слайд 25

В России для приготовления чая заваривают несколько разных сортов, которые затем смешивают в чашке. Традиционно для приготовления чая на Руси использовали самовар.

Слайд 26

В Турции заваривают чай, использую двойной чайник

Слайд 27

У китайцев существует великое множество сортов и способов заваривать чай. Разные сорта чая требуют особого подхода к приготовлению, и только соблюдая правила, можно получить насыщенный вкус и аромат.

Слайд 28

Мате — зелёный чай, популярный в Южной Америке, Португалии, Ливане и Сирии. Чай обладает особенным глубоким ароматом и может быть подан как горячим, так и холодным.

Слайд 29

Великобритания

Слайд 30

Традиционный тибетский масляный чай (« бо ча ») подаётся с солью и маслом. Для достижения более насыщенного и горького вкуса, чай заваривается и настаивается в течение нескольких часов. Масло и соль добавляют в чай непосредственно перед подачей.

Слайд 31

Чай со свежими листьями мяты невероятно популярен в Марокко и на большей части Северной Африки. Там существует множество рецептов приготовления мятного чая.

Слайд 32

Знаменитый в Гонконге чай со льдом и молоком там ещё называют «чулочным чаем», потому что его цвет очень напоминает цвет шёлковых чулков , и это не шутки. Для его приготовления используется сильно охлаждённый чёрный чай, сгущённое молоко и лёд.

Слайд 33

Самые интересные чайники в мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПОСУДОЙ»

Проектная деятельность в подготовительной группе...

Педагогический проек "Истории рассказанные посудой"

Реализация системно-деятельностного подхода с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Истории рассказанные посудой".  Формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещ...

презентация проекта "Истории рассказанные посудой"

цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к окружающему их  миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды....

Проект "История, рассказанная народом"

Проект направлен на сохранение информации о подвигах участников Великой Отечественной войны путем создания Книги Памяти и последующее распространение информации среди воспитанников детского сада, их р...

Конспект совместной деятельности воспитателя с библиотекой. Тема: «История, рассказанная книгой»

Конспект совместной деятельности воспитателя с библиотекой. Тема: «История, рассказанная книгой»...

проект "История рассказанная посудой"

Информационно - познавательный проект "История рассказанная посудой" по приобщению к народным традициям и промыслам, для детей подготовительной группы...