Конспект НОД в подготовительной группе по экологии «Знакомство с природной зоной Север»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Голубкова Татьяна Владимировна

Конспект НОД в подготовительной группе по экологии "Знакомство с природной зоной Север"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_ekologii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голубкова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №87 Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по экологии «Знакомство с природной зоной Север»

Цель: знакомство детей с природной зоной Север.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с особенностями природных условий Арктики и тундры;; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

Развивающие: Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, доброе и бережное отношение к природе.

Материал и  оборудование: иллюстрации с изображениями растений тундры (ягель, морошка, клюква, голубика, карликовые береза и ива, полярный мак) и животных Арктики и тундры (белый медведь, тюлень, морж, северный олень, полярная сова, песец); кукла-эскимос; карточка белого цвета; карточки с условным изображением воды (много), почвы (бедной), света (мало), температуры (низкой), стрелки.; маски с изображением белого медведя для подвижной игры; оборудование для опыта: стол для экспериментирования, вода, салфетки, подсолнечное масло или детский крем.

Предварительная работа:

- беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь»;

- рисование: «Северное сияние», «Белый медведь», «Девушка в национальном костюме»;

- аппликация: «Северное сияние», «Национальный костюм».

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

     Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север и узнаем, что же это такое - северный полюс? Ребята, а как вы думаете какая погода на северном полюсе? Да, правильно там очень холодно. Как же нам с вами защититься от мороза? Верно, нужна теплая одежда. Какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы быстрее всего доберемся на Север? Правильно – на самолёте. Пристегните ваши ремни и приготовьтесь к полёту, закройте глаза, мы переносимся на Север (в данную зону объединяются Арктика и тундра).

- Чувствуете, повеяло холодом. Вот мы с вами и оказались в зоне Севера. Посмотрите, На Севере много снега и льда. Как вы думаете, каким цветом мы условно можем обозначить Север? Правильно – белым.

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Воспитатель: Здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы. А где-нибудь еще на планете бывает северное сияние?

- Вот бы нам с вами повезло увидеть это чудо. Ребята, посмотрите, начинается северное сияние.

Дети рассматривают северное сияние, любуются.

Воспитатель: На смену длинной полярной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на северном полюсе кто-нибудь живет?

Ответы детей.

Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи, песцы, нерпы.

 Как же они выживают в таком холоде? Что им помогает?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд, густой мех или плотные перья белого или серого цвета делают их почти незаметными на льдине или на снегу; у многих – ласты вместо ног; питаются в основном, рыбой или другими животными, т.к. растений немного.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера.

Воспитатель: Но главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.

Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

Ответы детей.

Воспитатель: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Подвижная игра «Белые медведи».

Посередине группы шнуром выкладывается неправильный круг, обозначающий льдину. На льдине двое детей—ото белые медведи. Они держатся за руки. Остальные дети — моржи. Они свободно бегают по площадке (резвятся в море). Медведи выходят на охоту и стараются поймать моржа, сомкнув вокруг него руки. Пойманный отводится на льдину. Когда поймают 3—4 моржей, выбираются новые медведи. Игра повторяется 3—4 раза.

Воспитатель: А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.

А кто еще любит рыбу? Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель: Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проведем опыт.

Исследовательский эксперимент.

В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее.

Что вы заметили?

Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами покинем зону Арктики и окажемся в тундре. Посмотрите, кто это нас встречает (кукла-эскимос). Хозяйка тундры расскажет нам с вами о своем доме. О роде занятий своей семьи (охота, рыбалка); о природоохранной деятельности человека на Севере. Кукла-эскимос рассказывает о том, что на Севере мало света; бедная, часто заболоченная почва, много воды; низкая температура; сильные ветры). Ребята, давайте с вами выясним. Какие растения могут жить в таких условиях? Правильно, карликовые, с корнями, похожими на мочалку, т.к. слишком мало на Севере тепла, очень холодно, короткое лето, слишком тонок слой почвы; а зима долгая, морозная, с метелями, ураганными ветрами, поэтому высокие растения здесь не смогут выжить).

Рассматривание иллюстраций с растениями Севера.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в наш детский сад. Дети закрывают глаза.

Ну, вот мы с вами снова вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Какие животные живут на Севере? Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные»

Этот вид деятельности направлен на развитие  у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;- развитию умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями...

План - проекта недели "Природная зона Север"

Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. На каждую неделю я разрабатываю планы - проект...

Путешествие по природным зонам Севера

Презентация для детей старшей группы по теме " Крайний Север"...

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

Конспект спортивного развлечения подготовительной группы по патриотическому исследовательскому проекту «Игры народов севера»

Конспект спортивного   развлечения  подготовительной группы  по патриотическому  исследовательскому проекту «Игры народов севера»...

«Путешествие по природным зонам Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»...