Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Красная книга животных ХМАО»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гилёва Инна Геннадиевна

Конспект ООД 
на тему «Красная книга животных ХМАО» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Конспект организованной образовательной деятельности
на тему: «Красная книга животных ХМАО»

Средняя группа

Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Гилева Инна Геннадиевна, воспитатель

2020 г.

Пояснительная записка

1. Цель: ознакомление детей с охраняемыми и редкими видами животных ХМАО, которые занесены в Красную книгу.

2.Задачи ООД:

Образовательные задачи:

1. Обобщить представления детей о деревьях и животных, которые растут и обитают в ХМАО.

2. Сформировать представления о том, что такое Красная книга природы, каковы ее функции и значение для охраны редких животных.

3. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира ХМАО.

4. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и то, в чем состоит приспособительное поведение животных.

Развивающие задачи:

1. Развивать восприятие, мышление, внимание, память и связную речь.

2.Развивать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Обогащать активный словарь детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать экологическое сознание и стремление беречь и охранять природу.

2.Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе и эстетические чувства, связанные с красотой природы ХМАО.

3. Планируемые результаты (целевые ориентиры) 

- у детей будут обобщены представления детей о деревьях и животных, которые растут и обитают в ХМАО;

- у детей будут сформированы представления о Красной книге, ее функциях и значении для охраны редких животных;

- повысится интерес к изучению природного мира ХМАО;

- дети научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе и то, в чем состоит приспособительное поведение животных;

- улучшаться восприятие, мышлений, внимание, память, разовьется связная речь;

- обогатится активный словарь;

- повысится инициативность детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире;

-  повысится уровень развития экологического сознания;

- будет воспитано чувство сопереживание всему живому и стремление беречь и охранять природу.

4. Формы организации детей: подгрупповая – 8-10 детей.

Продолжительность ООД – 20 минут.

5. Виды детской деятельности: слушание, рассматривание слайдов, наблюдение за тем, что на них изображено, ответы на вопросы беседы, объяснение смысла пословицы, отгадывание загадок, выполнение задания ТРИЗ: 1) ответ на проблемный вопрос; 2) дидактические игры «Помоги животным найти свои домики» и «Кто оставил следы?».

6. Методы и приемы реализации содержания ООД:

- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, объяснение смысла пословицы, отгадывание загадок;

- наглядные методы: рассматривание слайдов компьютерной презентации;

- игровые методы: сюрпризный момент (посылка из библиотеки для любознательных детей), дидактические игры «Помоги животным найти свои домики» и «Кто оставил следы?».

- практические методы: задания ТРИЗ проблемно-изобретательского характера;

- приемы: поощрение активных детей и сдерживание гиперактивных; вопросы, обращенные к  малоактивным детям, похвала для стеснительных детей.

7. Активизация        словаря:

обогащение словаря имен существительных (роща, бор, берлога; выхухоль, марал, норка, выдра, летяга);

обогащение словаря глаголов (приспосабливаться, лакомиться);  

словаря прилагательных (светло-желтый, лиственные, хвойные; ветвисторогий).

8. Подготовка к ООД

Предварительная работа.

• Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой». Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?».

• Рассматривание иллюстраций о диких животных.

• Беседы:

1. «Кого ты видел в зоопарке?» Цель:  расширять представления о диких животных; развивать устную речь, обогащать словарный запас. 

2. «Жизнь диких животных в лесу зимой». Цель: Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

3. «Дикие животные и их детеныши». Цель: развитие речи.

• Игры: подвижные «Медведи и пчелы», «У медведя во бору». Дидактическая игра с мячом «Назови дикое животное». Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

• Изобразительная деятельность: рисование «Медвежонок» (нетрадиционные техники рисования).

• Прослушивание музыкальных произведений: песни «Зайка серенький сидит…», «По тропинке кувырком Скачет зайка босиком…». Песня про лису «Лиса рожью шла…».

9. Материалы и оборудование:

Раздаточный:

Мольберты – 2 шт.

Листы ватмана с нарисованными на них животными, их следами и домиками – 2 шт. (для игр для мальчиков – «Помоги животным найти свои домики» и для девочек – «Кто оставил следы?»)

Фломастеры – 2-4 штуки.

Раскраски для знатоков родного края и защитников природы – по количеству детей.

Демонстрационный:

1.Слайды компьютерной презентации.

Презентация «Большая книга о растениях и животных Урала»:

1ый слайд: Географическая карта Урала.

2ой слайд: Картинки с изображениями деревьев ХМАО.

3й слайд: Дикие животные Урала.

4ый слайд: «Красная книга животных ХМАО» с изображениями исчезающих и охраняемых животных + презентация со слайдами-изображениями этих животных.

Оборудование:

• Интерактивная доска.

• Столы и тулья около интерактивной доски – по количеству детей.

10. Индивидуальная работа:

Саша А. – задавать ему больше вопросов для того, чтобы контролировать гиперактивность, следить, чтобы мальчик не отвлекался сам и не отвлекал от занятия других детей.

Оля П. – поощрять и хвалить за высказывания и действия, так как девочка неуверенна в своих силах и способностях, очень стеснительная.

 Наташа К. – давать индивидуальное задание (ответить на вопрос, что-нибудь сделать), так как девочка малоактивна и сама никакой инициативы не проявляет.

Вова Б., Глеб Р., Стас М., Оксана К. – постоянно обращаться к ним с вопросами, поддерживать стремление высказывать свое мнение, т.е. развивать связную речь (это дети с ОНР III уровня).  

ХОД ООД:

1.Организационо-мотивационный этап – 1 мин.

Дети заходят в группу.

Сюрпризный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Садитесь за столы. Сегодня у меня для вас сюрприз. Вчера пришла посылка из библиотеки для любознательных детей. У нас есть такие дети в группе?

 Дети: Да

Воспитатель:

- Сейчас откроем посылку и узнаем, что же такое интересное прислали нам. (Открывает посылку, вынимает флешку, которую вставляет в компьютер, и дети видят на интерактивной доске 2 слайд «Большую книгу о растениях и животных ХМАО»).

2. Основной этап 17 мин.

Беседа и просмотр слайдов.

Воспитатель:

- Что это такое? Читает название книги со 2го слайда.

Давайте посмотрим, что дальше?

3 слайд: карта ХМАО.

Воспитатель (показывает и рассказывает):

- Это Карта Ханты - Мансийского – автономного округа. Посмотрите, какие на ней есть цвета?

- Правильно светло-желтым (коричневым) обозначены горы. А больше всего зеленого цвета – это все наши леса. Наше главное богатство.

4 слайд: деревья Урала.

Воспитатель:

- Что вы видите на слайде?

- А что такое лес?

Воспитатель (обобщает ответы детей): Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель:

- Назовите мне лиственные деревья.

Дети: Береза, тополь, рябина….

Воспитатель:

- Назовите хвойные деревья.

Дети: Ель, сосна, кедр.

Воспитатель:

- Молодцы, много названий деревьев вы знаете!

А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Кто из вас знает, как называется такой лес? (Смешанный).

Воспитатель:

Как называется лес, где растут, например, только березы? (Роща).

Воспитатель:

- Как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (Бор).

Объяснение смысла пословицы.

Воспитатель:

- Ребята, а у русского народа есть такая пословица: «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы ее понимаете? (Ответы детей).

Воспитатель:

- А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные.

- А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Дикие животные.

Продолжение беседы и просмотра слайдов.

Воспитатель:

- Почему лесных животных называют дикими? (Ответы детей).

Воспитатель (обобщает ответы детей):

- Правильно, они дикие, потому что живут в лесу, на свободе, человек о них не заботится.

5 слайд: Дикие животные ХМАО.

Воспитатель:

- Какие животные живут в наших лесах?

Загадки про диких животных ХМАО.

Воспитатель загадывает загадки про медведя, белку, зайца, лису, волка, лося. Дети отгадывают.

Медведь

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

Белка

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Заяц

Зимой – белый,

Летом – серый.

Воспитатель:

- Почему белка и заяц меняют окраску своего меха зимой и летом?

Выслушивает ответы детей и обобщает:

- Правильно вы все сказали. Это называется приспосабливаться к окружающей обстановке, чтобы враги не заметили зверька и не нанесли ему вреда.

Лиса

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной – …

Волк

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый

Лось

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить –

Знай, что это…

Физкультминутка «Зайцы и лиса».

- Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Руки вперед.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Руки вверх и потянуться за ними всем телом.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

6 слайд: «Красная книга животных ХМАО».

Воспитатель:

- А теперь вернемся к нашей презентации и посмотрим следующий слайд. Ой, ребята, смотрите, что это за Красная книга такая? (Выслушивает ответы детей).

Воспитатель:

- К сожалению, многие дикие животные стали редкими и поэтому они занесены в Красную книгу не только ХМАО, но и России. Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Рассказ воспитателя и просмотр слайдов презентации.

- Посмотрите слайды презентации (на слайдах изображения животных, занесенных в Красную книгу ХМАО).  Вот исчезающие животные, которые живут в уральских лесах. 7 слайд: Это выхухоль, марал. Эти животные строго охраняются и их можно встретить только в заповедниках.

Животные, численность которых постоянно сокращается, относят ко второй категории опасности. К животным этой категории относят 8 слайд: норку и выдру. 

К третьей категории животных, обитающих на ограниченных пространствах, относят 9 слайд: летяг и хомяков.

Один ребенок читает наизусть стихотворение:

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря!

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!

Задание ТРИЗ

• Ответ на проблемный вопрос

Воспитатель:

- Как нам сберечь лесных животных? Ваши предложения какие будут?

Воспитатель выслушивает предложения детей, потом обобщает:

Чтобы сберечь этих животных, надо перестать на них охотиться, нельзя вырубать леса, потому что для животных – это родной дом, нельзя загрязнять землю и воду – это пища для животных.

- А теперь скажите, как узнать, что в лесу, куда мы пришли, есть дикие животные, которых нужно охранять и беречь?

Выслушивает ответы детей и обобщает: надо смотреть внимательно на следы на земле и знать, какие животные их оставляют. И еще надо знать, какие жилища («домики») у каждого лесного зверя.

- Вот сейчас мы поиграем в две игры, в которых вы покажете эти свои умения.  

Задание ТРИЗ (продолжение)

Дидактические игры: для мальчиков – «Помоги животным найти свои домики», для девочек – «Кто оставил следы?»

Задания вывешиваются на 2 мольберта на двух листах ватмана, дети должны фломастерами соединить животное с его «домиком» или следами.

Для мальчиков – «Помоги диким животным найти свои домики»:

Для девочек – «Кто оставил следы?»:

Затем задания проверяются игроками другой команды: мальчики проверяют у девочек и наоборот, объясняют правильность выполнения задания.

3.Заключительный этап – 2 мин.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Для чего нужна Красная книга? Что в ней есть?

- Как нужно охранять лесных животных?

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живем, свою малую Родину.

Раздается стук в дверь и вносится посылка с сюрпризом: раскраски для знатоков родного края и защитников природы.

Воспитатель: Ну что ж, вы все молодцы. Все вы показали, что хорошо знаете растительный и животный мир ХМАО. Получите свои подарки (раздает всем детям раскраски). А Большую книгу о животных ХМАО и Красную книгу ХМАО тоже я предлагаю передать детям других групп, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живем. Согласны? Всего вам доброго.

САМОАНАЛИЗ ООД
по образовательной области «Познавательное развитие»
по разделу «Экологическое развитие»

для детей средней группы (4-5 лет)

на тему «Красная книга животных ХМАО»

Параметр 1. Содержание и методы работы с детьми на ООД выбраны воспитателем с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей. Индивидуальная работа была заранее запланирована и проводилась на протяжении всей ООД. Каждый ребенок был постоянно включен в разные виды деятельности.

Параметр 2. ООД позволяет выявить преемственность и взаимосвязь содержания образовательной деятельности. Это проявилось в том, что воспитатель просила детей ответить на вопросы и привести примеры из тех знаний, которые дети уже получили. Например, назвать лиственные и хвойные деревья, объяснить, почему лесных животных называют «дикими».

Параметр 3. Содержание ООД полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, требованиям реализуемой в ДОО образовательной программы. Цель ООД достигнута: дети ознакомились с охраняемыми и редкими видами животных Урала, которые занесены в Красную книгу. Форма проведения ООД интересна для детей, она познавательная и наглядная – дети рассматривают страницы Большой книги Урала, видят картинки деревьев, диких животных Урала и особо охраняемых животных.

Параметр 4. На ООД осуществлена интеграцию образовательных областей и разнообразных видов детской деятельности. 

По образовательной области «Социально-коммуникативное» проводилось развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формирование готовности к совместной деятельности.

По образовательной области «Познавательное развитие» дети расширяли свои представления о мире природы, получили полные, осознанные и обобщенные представления о деревьях и диких животных Урала, экологические представления о Красной книге и животных, которые к нее занесены, потому что нуждаются в защите и охране. На ООД шло развитие любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий и изобретательских способностей (задание ТРИЗ).

По образовательной области «Речевое развитие» обогащался активный словарь детей по теме «Дикие животные», дети овладевали умениями вести диалог, отвечать на вопросы, развивалась связная речь детей. Приобщение к художественной литературе осуществлялось на основе предварительного чтения сказок, рассказов о диких животных и отгадывания загадок о воде.

По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дети приобщались к изобразительному искусству – рассматривали слайды компьютерной презентации, на предварительном этапе – рисовали медвежонка нетрадиционными техниками.

По образовательной области «Физическое развитие» проводилась физкультминутка, цель которой – повышение двигательной активности детей, овладение основными двигательными умениями (ходьба, прыжки), снятие физического и психологического напряжения.

Структура ООД составлена методически грамотно – включает 3 этапа. Она  соответствует поставленным цели и задачам. Общение на ООД воспитатель строила в форме диалогов. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.

Параметр 5. Воспитатель на ООД использовала разнообразные эффективные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические. Они отвечают возрастным особенностям детей, развивают познавательную деятельность.

На ООД использовались коллективные, подгрупповые и индивидуальные организационные формы и способы организации образовательной деятельности детей.

Параметр 6. Средства обучения были эффективными, развивающими. Использовались ИКТ: компьютерная презентация, интерактивная доска) и задания ТРИЗ : проблемный вопрос и дидактические игры, которые требовали от детей изобретательских решений, применения представлений о диких животных в новых условиях.

Параметр 7. Воспитатель активно использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми: учитывала интересы и возможности каждого ребенка, относилась к каждому из них как к полноценному партнеру по совместной деятельности, поддерживала инициативу детей, создавала ситуацию успеха. Воспитатель все время поддерживала инициативу, активность и самостоятельность детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире, задавала вопросы малоактивным детям. Воспитатель учитывала индивидуальный темп и стиль деятельности каждого ребенка: никого не торопил, отвечал на вопросы, хвалил за хорошо выполненную работу. Оценочная деятельность педагога на занятии способствовала формированию положительной Я-концепции личности дошкольников, выработке у ребенка индивидуального стиля познания.

Параметр 8. Воспитатель осуществляла деятельностный подход в процессе образовательной деятельности. Данная ООД основана на познавательной и игровой видах деятельности – ведущих в дошкольном возрасте. Постоянно осуществлялась смена разных видов деятельности детей: слушание, ответы на вопросы беседы, отгадывание загадок, рассматривание слайдов, игры, подведение итогов ООД.

Параметр 9. Воспитатель осуществила тщательный подбор и использование комплекса методического обеспечения образовательной деятельности. Методическое обеспечение ООД полностью соответствует его цели, задачам и возрастным особенностям дошкольников: вопросы интересны для детей, задания – посильны для понимания и выполнения. Это позволило достичь цели ООД, решить все поставленные задачи, включить детей в разные виды деятельности, обеспечить интеграцию образовательных областей.

Результативность ООД достаточно высокая. Поставленные цель и задачи полностью соответствуют прогнозируемым результатам: дети ознакомились с охраняемыми и редкими видами животных Урала, у детей был сформирован интерес к изучению природного мира Урала, воспитаны нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала. Это было заметно то тому, с каким увлечениям дети отвечали на вопросы, рассказывали о своем опыте знакомства с природой Урала. Дети давали полные обоснованные ответы на вопросы воспитателя, правильно выполняли задания речевых игр, их познавательный интерес был постоянным на протяжении всей ООД.

Параметр 10. Во время проведения ООД соблюдались санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса в ДОО:

- продолжительность ООД – 20 минут, что соответствует максимально допустимому объему образовательной нагрузки для детей средней группы;

- воздушно-тепловой режим – перед ООД комната была проветрена в течение 10 минут, проведена влажная уборка поверхностей и пола;

- чередование различных видов детской деятельности, установка на соблюдение осанки, когда дети сидят или ходят, физкультурная пауза в середине ООД.

В группе детей во время проведения ООД воспитателем была создана благоприятная психологическая атмосфера: дружелюбное, доброжелательное общение детей и взрослых и детей между собой, уважительное отношение к взрослым, взаимовыручка и помощь детей друг другу. Детям было очень интересно на занятии, они внимательно слушали воспитателя, точно выполняли его инструкции и задания, дружно выполняли задания в подгруппах, проявляли самостоятельность. После ООД обсуждали между собой, что нового и интересного они узнали, потом рассказывали об этом родителям.

Список использованных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Лесные животные". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей ...

Конспект занятия (НОД) на тему: « Красная книга России »(животные) подготовительная группа

В рамках межрегионального конкурса "Интегрированное занятие в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Животные жарких стран".

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группы....

Конспект организованной образовательной деятельности "В поисках книги знаний"

Цель: внедрение современных образовательных технологий через познавательную активность дошкольников....

Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Знакомство с домашними животными».

Цели: Познакомить детей с домашними животными.Задачи:Образовательные задачи:  формировать умение детей называть животных; развивать звуковую культуру речи; продолжать обогащать словарный зап...