Как растения готовятся к зиме.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: конкретизация и углубление представлений детей об условиях жизни растений в осенний период времени 

 

Задачи:

  • расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники  сбрасывают пожелтевшие листья; наличие плодов и семян.);
  • дать знания о плодах и семенах деревьев и кустарников, травянистых  растений. Дать знания о способах распространения семян;
  • учить устанавливать связи между состоянием растений  и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе;
  • обогатить словарный запас детей новыми словами;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasteniya_gotovyatsya_k_zime.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Как  растения готовятся к зиме».

Цель: конкретизация и углубление представлений детей об условиях жизни растений в осенний период времени  

Задачи:

  • расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники  сбрасывают пожелтевшие листья; наличие плодов и семян.);
  • дать знания о плодах и семенах деревьев и кустарников, травянистых  растений. Дать знания о способах распространения семян;
  • учить устанавливать связи между состоянием растений  и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе;
  • обогатить словарный запас детей новыми словами;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

  • разноцветные листья;
  • ребёнок - зелёный  человечек, ребёнок - девочка Марина, макет-дерево (дуб);
  • карточки с изображением семян и плодов деревьев и кустарников;
  • угощение от  Осени;
  • мультимедийное оборудование, экран;
  • бумага, цветные карандаши, краски;
  • магнитная доска, магнитные буквы.

Предварительная работа:

  • наблюдение за осенними изменениями в природе на   прогулке (деревья и кустарники, листопад, дожди);
  • работа с календарём природы;
  • рассматривание  книжных иллюстраций, картин на осеннюю тему
  • рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей;
  • чтение произведений и разучивание стихов об осени;
  • беседы о подготовке растений к зиме;
  • беседы о деревьях, разучивание правил дидактических игр «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию», «Что лишнее».

                               

Ход  занятия

Воспитатель демонстрирует фильм об осени на экране мультимедийного оборудования.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию просмотренного фильма:

     - Какое время года изображено? Почему?

     - Листва каких деревьев жёлтая (золотая)? (Берёза, клён).

     - А у осины, рябины  какая листва (багряная, бордовая)?

     - А у тополя и сирени? (Одного цвета).

     - На каких  деревьях листва светло- коричневая (липа, дуб)?

     - А каких листьев на деревьях больше - зелёных или разноцветных?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, зелёных листьев становится всё меньше и меньше. Давайте узнаем, почему так происходит.

Появляется ребёнок с куклой (зелёный человечек).

Зеленый человечек. А-а-апчхи! Замерзаю, братцы! Пора в путь дорогу, прощайте!

Воспитатель: Ты кто?

Зеленый человечек: Я пигмент, то есть – краска.  Хлорофилл  - это вещество, которое придаёт листьям зелёный цвет. Живу в листьях с моими братьями-пигментами  весной и летом. А сейчас холодно! Я  ухожу!

Я очень люблю свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют, краснеют и опадают. А ещё - я пигмент нежный, простуды боюсь, без воды не проживу! Зимой-то вместо воды - снег. Так что прощайте до весны!

Воспитатель: Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.

А теперь давайте поиграем. Найдите такой лист, который осень раскрасила не так как все остальные.

Игра с детьми «Отбери листья».

Воспитатель: А может деревьям и кустарникам зимой теплее будет с листочками, зря они опали. Как вы думаете, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо. А поможет  вам сказка про девочку Маринку.

Очень любила Маринка зелёный лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и падать. Только на дубе листья ещё держались, но и на нём их оставалось с каждым днём всё меньше.

Однажды Маринка, добрая душа, не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к дубу. Стала последние листочки к веткам приклеивать и привязывать, чтобы ветер не оборвал. Может 20 листьев привязала и приклеила, а может 30, и ещё бы уберегла, да только руки совсем замёрзли. Села  Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. И вдруг показалось Маринке, что зашушукались, зашептались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько: «Ты ш-што тут делаешь, несмышлёныш-ш- ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?»

«Я не хотела вас будить», - смутилась Маринка. «Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите». «Эх, малыш-ш! Я свои дела - заботы закончил, пора и отдохнуть. Дни всё короче, света меньше, значит, пора деревьям спать», - прошептал дуб. «Но как же так?!», - заволновалась девочка. «Кто вас всю зиму будет кормить?». «А я ни есть, ни пить не хочу»,- прошептал дуб и протяжно зевнул. «Меня в сон клонит. Зимой мы, деревья, не растём, не цветём»,- дуб вздохнул и умолк. «Эй!», - Маринка тихонько постучала по морщинистой коре. «А-а?», - скрипнул дуб. «Я хочу спросить: может, всё таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, жёлтые, но с ними дерево гораздо красивее», - спросила Маринка. «Не-е»,- зевнул дуб, - «Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья, если все листья останутся, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. Только хвойные деревья будут стоять с зелёными иголками. Ёлочки иголки меняют постепенно. Снег ёлке не страшен - ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а сломать не сломает».

Воспитатель: итак, что же происходит с  растениями осенью, узнаем, когда отгадаем кроссворд.

1 –первый осенний месяц

2-второй осенний месяц

3-третий осенний месяц

                                         

                                         

Дети читают, что получилось в  выделенной рамке (сон).

Воспитатель: А теперь представьте себе, что вы осенние листочки.

Танец с осенними листочками.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Деревья, плоды, семена».

Найдите и соберите плоды и семена деревьев и скажите, как они называются.

Игра «Деревья, плоды, семена».

Дети собирают семена и плоды, рассматривают их, называют:

Дуб - жёлудь, клён - крылатка, липа - орешек, берёза – орешек - «самолётик» с двумя прозрачными крылышками. Рябина - ягоды с семенами, ель, сосна - шишки с семенами.

Воспитатель: Зачем растениям семена?

Дети: Чтобы вырастали новые растения.

Воспитатель: А как же растение  «сажает» семена. Правильно, у растения есть «садовники», которые помогают сеять семена. Это - ветер, птицы, звери, человек.

Воспитатель: Ребята, молодцы! А теперь давайте отгадывать загадки.

«Конкурс на самого лучшего знатока осенней природы».

                                    С колпачком на голове,

                                    Будто в путь готовый,

                                    Он скрывается в листве

                                    Дуба золотого. (Желудь)

                                    Эко ты, дерево!

                                    И зиму и лето

                                    Зелено. (Ель, сосна).

                                    Маленький мужичок

                                    Костяная шубка. (Орех).

                                 

                                    Летом вырастает

                                    Осенью опадает. (Листва).

                                    Летом снег, просто смех!

                                    Снег по городу летает,

                                    Почему же он не тает? (Тополиный пух).

                                   

                                   Не заботясь о погоде,

                                   В сарафане белом ходит,

                                   А в один из тёплых дней

                                   Май серёжки дарит ей. (Берёза).

                                   

                                    Есть один такой цветок,

                                    Не вплетёшь его в венок.

                                    На него подуй слегка,

                                    Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик).

Воспитатель: Лучшему знатоку вручается медаль -  кленовый листок.

Воспитатель предлагает детям нарисовать осеннее дерево. Дети выбирают самостоятельно инструменты и способы рисования.

Работы детей.

Заключение

Педагог  благодарит детей  и угощает подарками от осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Зима. Как звери готовятся к зиме.

Уважаемые родители! Вашим детям предлагается материал ввиде презентациипо теме "Зима". В котором раскрывается тема о том, как звери  готовятся к зимним холодам.  А еще нужно п...

Тема недели : "Кто как готовиться к зиме.Зимующие птицы" с 27 ноября по 01 декабря

Задачи:  1. Формировать умение детей различать сороку среди зимующих птиц. Знать внешний вид,строение ее тела.2. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.3. Попо...

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...