Исследовательская работа "Солёное золото"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Cеменова Елена Анатольевна

В нашей группе появилась солевая лампа, и воспитатели стали включать её. Мы спросили воспитателей: что это и зачем нужно? Воспитатели объяснили, что это специальная лампа, у которой вместо абажура соль. При нагревании соль испаряется, мы ей дышим. Когда мы дышим солью — это полезно для здоровья. Еще воспитатели нам рассказали, что в старину соль была на вес золота, её называли «соленое золото».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_solyonoe_zoloto.doc918.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Мотив

В нашей группе появилась солевая лампа, и воспитатели стали включать её. Мы спросили воспитателей: что это и зачем нужно? Воспитатели объяснили, что это специальная лампа, у которой вместо абажура соль. При нагревании соль испаряется, мы ей дышим. Когда мы дышим солью — это полезно для здоровья. Еще воспитатели нам рассказали, что в старину соль была на вес золота, её называли «соленое золото».

Актуальность

Нам стало интересно, как же так? Ведь мы ежедневно соприкасаемся с солью, но так мало о ней знаем.

Объект: свойства соли.

Предмет: причины, по которым соль называют «соленое золото».

Цель исследования: Узнать о свойствах соли и понять, почему её называют «соленое золото».

Гипотеза: Предположим, что если мы узнаем способы добычи соли, свойства соли, пользу и применение, тогда мы поймем, почему соль называют «соленое золото».

Задачи исследования:

  1. Подумать самим, что мы знаем о соли, её пользе и применении.
  2. Узнать, как образуется соль.
  3. Сравнить, как добывают соль  сейчас и делали это раньше.
  4. Исследовать соль различными способами.
  5. Попробовать добыть соль самостоятельно.

Основная часть

1. Подумать самостоятельно

Елена Анатольевна спросила нас, что мы знаем о соли, где соль встречается

Кристина: Соль употребляют в пищу, солевым раствором полощут горло.

Артем: Соль встречается в озерах, в море, при попадании соли в глаза и на кожу, она высыхает, стягивает кожу и начинает щипать. Поэтому её необходимо смыть большим количеством воды пресной.

Кристина: Соль содержит организм человека — слезы, пот и кровь соленые на вкус.

Артем: Когда я был в санатории «Алтай» и ездил в Белокуриху, то ходил на процедуру в солевую пещеру. Там стены и потолок покрыты соленой шубой. Солевая пещера помогает при насморке, кашле, ангине.

Таким образом, мы уже понимали, что соль играет большую роль в жизни человека. Она может приносить пользу, а может, если употреблять ее в большом количестве, причинить и вред. Соль  добывают из морской воды.

Той информации, которой мы владели, нам было недостаточно, чтобы понять, почему же соль называют «соленое золото». Поэтому мы обратились к  информационным источникам.

2. Посмотреть информацию в литературе, в Интернете

Из книги Владимирова А. «Соленое золото» [1] мы узнали, что «родители соли» — Солнце и Мировой океан. Образуется соль при прохождении воды сквозь залежи соли в земле. В старину соль добывали в соляных шахтах под землей, на море,                                                                     в озерах очень тяжелым трудом.

Рис. 1 Знакомство с книгой Владимирова А. «Соленое золото»  

В Интернете мы узнали, как добывают соль в наше время. На смену тяжелому, изматывающему, монотонному труду соледобытчиков и солеваров пришли машины.

Изучив информацию в литературе и в Интернете, мы узнали, что существует множество способов применения соли:

  • соль помогает избавиться от сырости (соль впитывает воду, отсыревает, понижает влажность воздуха);
  • соль охлаждает воду (соль забирает тепло у воды, работает как холодильник);
  • соль спасает продукты (применяется при засолке овощей, убивает вредные микроорганизмы).

А еще мы узнали, что

- соль спасает человека при потере крови (кровь при переливании можно заменить физиологическим раствором на основе соли),

- почему плачут черепахи и крокодилы (таким образом они выводят из организма избыток соли, так как живут в очень соленой воде);

- почему человек без соли жить не может (без соли невозможна работа сердца и легких);

- почему травоядные лижут камни (компенсируют недостаток соли, так как в растениях её очень мало).

Таким образом, роль соли в жизни огромна. Поэтому можно с полным правом и сейчас назвать соль «соленым золотом».

Дальнейшие наши исследования были посвящены тому, чтобы сделать опыты с солью.

3. Провести эксперименты

Опыт 1. Изучение свойств соли с помощью различных органов чувств.

С Еленой Анатольевной мы исследовали соль на ощупь, на запах и на вкус. Соль — рассыпчатое вещество, шероховатое на ощупь, состоит из кристаллов, имеет слабый запах                                                                          (запах моря) и соленый вкус (рис.2). 

Рис. 2 Изучение свойств соли

Елена Анатольевна загадала нам загадку про соль:  

Из воды родится, а воды боится.

Нам захотелось провести эксперимент с целью проверки содержания загадки.

Опыт 2.

Мы взяли 2 вида воды: соленую и пресную.  И стали, рассуждать: в какой

Рис 3. Растворение соли                                                             Рис. 4 Выпаривание соли

воде соли больше? В соленой воде! Чтобы проверить, налили в тарелку соленой воды и поставили на огонь. Сначала вода закипела, потом пошел пар, и, наконец, когда вся вода выкипела, на дне тарелки появились кристаллы соли.

Действительно, мы убедились в правдивости загадки «в воде родится (соль)» (рис.4).                                                          

Когда мы снова добавили в образовавшуюся соль воду, соль растворилась «воды боится».

Нам стало теперь понятно, почему в инструкции к солевой лампе было написано условия хранения: беречь от попадания воды! (рис.5)

Рис. 5 Знакомство с условиями хранения солевой лампы

Дальше мы подумали — как еще можно добыть соль из воды? А что, если попробовать заморозить соленую воду?

Опыт 3. Замораживание соленой воды.

В один стаканчик мы налили соленой воды. Для сравнения в другой стаканчик мы налили пресной воды, и поставили оба стаканчика за окно, на мороз.

Когда мы занесли стаканы в тепло, оказалось, что пресная вода замерзла, а соленая — нет. И теперь нам стало понятно, почему в старину на Севере скалывали лед с моря, а под ним был незамерзающий соляной раствор. И из этого рассола добывали соль.

Рис. 6 Сравнение замороженной пресной и соленой воды

Таким образом, данная работа позволила нам  опытно-экспериментальным путем выделить некоторые свойства соли:

  • соль растворима,
  • имеет соленый вкус,
  • соль рассыпчатая, шероховатая на ощупь,
  • соль имеет форму кристаллов,
  • соленый раствор не замерзает,
  • соль имеет слабый запах  (запах моря),
  • соль можно выпарить из воды.

Заключение

В ходе нашего исследования мы узнали, почему в старину соль называли «соленое золото». И в наше время соль не утратила своего значения, известно более 1500 способов применения соли.

Наше исследование подтвердило гипотезу.

Литература

  1. Владимиров А.В. Соленое золото: Научно-художественная литература./ Рис. Г. Берштейна. - М.: Детская литература, 1986. - 127 с., ил.
  2. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. № 3, 2008. Тема номера: проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
  3. Давыдова О.И. Исследовательская деятельность детей в предшкольном образовании: практикум / О.И. Давыдова, С.М. Вялкова, Л.А. Капралова. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо - исследовательский проект "Золотая осень"

Проект "Золотая осень" для детей 5 - 6 лет. Продолжительность проекта одна неделя. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители. В проекте р...

презентация "Фестиаль “Мир вокруг нас – 2017” Исследовательский проект “Золотое кольцо России”

Исследовательский проект по окружающему миру..где ребенок рассказывает о свем путешествии с семьей по "Золотому кольцу России "...

Информационно-исследовательский проект "Золотой колосок"

ull;В проекте мы познакомим наших малышей  с хлебом,  расскажем о том,как  люди его выращивали,  раньше и как выращивают  сейчас, какие умныеьмашины придумали люди в помощь ...

Учебно-исследовательский проект «Золотая Хохлома».

Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному  промыслу «Хохломе». Практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творчес...