Методическая разработка по развитию у дошкольников познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мостовая Анна Тамазовна

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx148.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Подгоренский детский сад № 2"

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Методическая разработка по развитию у дошкольников

познавательно-исследовательской деятельности на тему:

«Весенний переполох»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила:

воспитатель ВKK

Мостовая А.Т.

(908)135-54-41

п.г.т. Подгоренский, 2020 год

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

-формировать у ребенка умение анализировать и описывать систему связей объекта, его назначение, динамику развития, в определенный отрезок времени;

-формировать способность к умозаключению, через  исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей;

- развивать познавательный интерес через двигательную активность;

-развивать само регуляцию;

- развивать навыки партнерской деятельности, умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания объектов;

-воспитывать  самостоятельность и активность в течение всего занятия;

 -воспитывать аккуратность в работе.

Предполагаемый результат 

Дети получат реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; дошкольники  приобретут основные навыки самостоятельной, творческой, исследовательской работы, стимулирующей познавательную активность, научатся чётко выражать свою мысль, получат практические навыки применения теоретических знаний. Сформируется  способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.  В процессе экспериментальной деятельности разовьется эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, сформируются трудовые навыки, укрепится здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ведущие методы:

1.Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов

2.Наблюдения за объектом

3. Работа в малых подгруппах

4.Проведение опыта, эксперимента.

Необходимые ресурсы 

Интерактивная доска АсtivBoard

Цифровая платформа «Miro»

Используемые технологии 

ТРИЗ «Системный оператор»

Технология «Тонких и толстых вопросов»

ТРИЗ «Модели признаков»

Технология «Интеллект карта»

Технология «Корзина идей»

Технология «Обучение в движении»

Технология «Рефлексивный круг»


Ход занятия.

Задачи

Этапы, методы и технологии, содержание деятельности

Средовое решение

Создать проблемную ситуацию, которая мотивирует детей на дальнейшую деятельность.

Учить рассуждать, основываясь на личный опыт.

1.Мотивационный этап.

1.1.Педагогическая провокация

В группу к ребятам приходит фермер. У него ведро в котором проросший картофель. У картофеля длинные ростки. Он обращается к детям- сотрудникам «Исследовательской лаборатории» с просьбой оказать ему помощь.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию. Выяснить какими знаниями обладают воспитанники по этой теме.

1.2.Проблема

Технология «тонких»  и «толстых»  вопросов.

Вопросы.

1.Как вы думаете, откуда  появилась в России картофель?

 2.Давайте с вами подумаем, почему у картофеля  выросли отростки?

3. Как вы считаете картофель – это просто питательное блюдо, или одновременно является и полезным, почему?

4. Как сделать так, чтобы у фермера вырос хороший урожай?

5.Давайте с вами подумаем, какие полезные вещества содержатся в картофеле?

6. Что такое «картошка в мундире»?

Вопросы.

Собрать идеи и сформировать интеллект карту – план действий по достижению целей.

Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

2. Проектировочный этап

2.1. Технология «Интеллект карта»

Дети фиксируют план действия, что мы в исследовательской лаборатории можем сделать, для того чтобы помочь фермеру.

Ватман, маркеры.

 

Учить описывать объект по выбранному признаку, закрепить  цвет, форму, рельеф, части, влажность, температуру.

3. Практический  этап.  ( коллективная деятельность)

3.1. Технология ТРИЗ «Карусель признаков»

Дети с помощью методического пособия «Карусель признаков» двигаются по кругу под музыку. Когда музыка останавливается около каждого участника находится модель признака с помощью , которого  описывается  качество объекта (например по признаку цвета картофель- коричневый)

Карусель признаков, модели признаков, картофель, ноутбук.

Формирование у ребенка умение анализировать и описывать систему связей объекта, его назначение, динамику развития, в определенный отрезок времени, признаки и строение. узнали о развитии объекта если к нему относится «хорошо» «плохо», закрепили среду обитания объекта в настоящем прошлом, будущем

3.2.  Технология ТРИЗ «Системный оператор»

 «Картофель»

Дети произносят «волшебные слова» (Прил.1) Выбирается ведущий, который фиксирует данные, оговаривается каким образом будет зарисовываться информация (можно  печатать слова, начальные буквы, изображать  схематически, рисовать). (Прил. 2)

На листе А4 крупными буквами слова. Ватман расчерчен на 9 экранов.

Систематизировать и обобщить знания детей на данную тему. Учить устанавливать взаимосвязи, причина - следствие.

3.3. Создание «Журнал советов»

Дети  создают книжку раскладушку, на каждой странице которой картинка – фактор,  влияющий на богатый хороший урожай. Дети находят нужную картинку, проговаривают, как этот фактор влияет на урожайность картофеля.

Картон, клей, картинки, ножницы.

Закрепить свойства различных почв, с помощью лабораторных исследований прийти к выводу, что лучше всего для посадки картофеля подходит чернозем, провести связь с корзиной идей.

3.4.Исследовательская деятельность.

Опыт, в какой почве лучше всего будет расти картофель.

Дети одевают перчатки и опытным путем, сажая картофель в разную почву (песок, камни, глина, чернозем) делают выводы, где лучше всего условия.

(Прил. 5)

Лента исследований, фломастеры. Емкости с разной почвой (камни, песок, чернозем), лупы, картофель, перчатки, лейка с водой, вентилятор.

Расширять кругозор об использовании картофеля человеком.

3.5. Технология «Обучение в движении»

«Назови блюда из картофеля»

У каждого участника  два круга. На одном он стоит другой лежит рядом. Называя блюдо их картофеля участник прыгает  на круг впереди себя. Таким образом дети передвигаются вперед. Кто больше назовет блюд, тот и победил.

На каждого участник два круга зеленого и красного цвета.

Участники делятся на две подгруппы по цвету выбранных кругов. Команда красных и зеленых.

Организация детей в малые подгруппы

Развивать навыки партнерской деятельности, умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания объектов.

3.6.Технология проблемного обучения.

Работа в малых подгруппах

1. Производство крахмала. Декодирование по схеме. (Прил.4)

2. Составление рецепта. «Салат с картофелем» Работа по  мнемотаблице. (Прил.5)

Терки, картофель, ванночка с водой, сито, марля. Схема составления рецепта.  

Развивать умение проводить анализ собранных фактов, выстраивать в логической последовательности причины и следствия.

4.Рефлексивный круг.

Давайте с вами подумаем, почему нам удалось помочь фермеру?

Демонстрация продуктов деятельности.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Источники и литература.

1.Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Приложение 1

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\0ce56de076741e83ff0dba12a41f8e4e.jpeg

Приложение 3

Вид почвы

Посадочный материал

Полив

Наблюдение

Результат

Приложение 4

1. C:\Users\User\Desktop\maxresdefault.jpg

2. C:\Users\User\Desktop\712-073.jpg

3. C:\Users\User\Desktop\50188071.jpg

4. C:\Users\User\Desktop\12b04b34ffd38a5ef53b19d96ab81640.jpg

5. C:\Users\User\Desktop\9151200.jpg

6. C:\Users\User\Desktop\263_original.jpg

Приложение 5

Название ингредиента

Количество

Действие

C:\Users\User\Desktop\s1200.png

2 шт

C:\Users\User\Desktop\712-073.jpg

C:\Users\User\Desktop\maxresdefault.jpg

5 шт

C:\Users\User\Desktop\IMG_9599.jpg

C:\Users\User\Desktop\c60d5a7030dc479f72e4165c4b837fcf.jpg

1 пучок

C:\Users\User\Desktop\IMG_9599.jpg

C:\Users\User\Desktop\7cb9a43eb046db0e61fa9e4a0e624f19.png

1 банка

C:\Users\User\Desktop\1_PLgRptwfjqztdmXkiv_bwA.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей «Перемещение воды в растениях»

Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»

РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»...

Методическая разработка «Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального образования»

Методическая разработка«Познавательное развитие детей в проектной деятельности на основе преемственности дошкольного и начального        образования»...