Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Закрепление основных понятий о семье в виде беседы, игровой и творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе для детей с ЗПР, «Моя семья»

Виды детской деятельности: ознакомление с окружающим миром, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, коммуникативная

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Ввести понятие семья, формировать представления детей о семье, ее членах, родственных отношениях.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;

- закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие:

- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

- пополнять словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

- развивать диалогическую речь и умения участвовать в беседе.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к близким людям, проявлять взаимовыручку;

- воспитывать сочувствие, уважение ко всем членам семьи.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, чтение стихов, игра, рассматривание картинок, иллюстраций о семье, членах семьи и их обязанностях.

Дидактическое обеспечение: Семейные фотографии детей, иллюстрации к сказкам, мяч, корзина.

Предварительная работа:

- рассматривание с детьми семейных фотографий;

- наблюдение и запоминание за обязанностями членов семьи, кто какую работу выполняет дома;

- запоминание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

- чтение художественной литературы: сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»;

- рисунки детей на тему «Моя семья»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Кто приехал?».

Ожидаемые результаты: проявляют любознательность к русским народным сказкам о семье, интерес к рассматриванию семейных фотографий; владеют связной речью; включены в общение и активное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Приветствие

Ребята, мы приготовили рисунки и фотографии своей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. 

Чтение стихотворения

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нем.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Беседа «Семья»

Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Семья – это мама, папа, брат и я. Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой).

Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? У кого есть братья и сестры? Дружно ли вы живете? Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших? Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Послушайте стихотворение

и скажите про кого оно? 

Очень бабушку свою, маму мамину люблю, у нее морщинок много, а на лбу седая прядь, так и хочется потрогать, а потом поцеловать.

О ком эти строки?

А бабушка и дедушка — это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.

У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки? 

Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.

Дети встают полукругом и отвечают «Моя семья!»

Садятся на стульчики, слушают стих

Отвечают на вопросы (Семья – это мама, папа, брат, сестра и я, дедушка с бабушкой) Называют имя, отчество родителей, кем работают

Слушают стих и отвечают на вопрос (Про бабушку)

Дети выполняют задание.

Отвечают полным предложением

Отвечают на вопросы (Надо позвонить! Надо приехать к ним в гости!)

Сформирована заинтересованность.

Развит эмоциональный отклик.

Сформировано умение слушать стих и отвечать на вопросы

Сформирована связная речь, внимание.

Четко произносят звуки в словах.

2

Д/игра: «Как можно назвать всех?» Маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?

Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно.

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

А теперь мы поиграем и узнаем, кто, как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я 

Ходит на работу — Кто?

Учит уроки – …

Моет посуду – …

Мастерит – …

Ходит в магазин за покупками — …

Убирает в доме – …

Называют одним словом (Семья)

Рассматривают картинки

Называют сказки

Ловят мяч и договаривают слова, заканчивая предложение: Мама и папа. Сестра, брат

Мама и бабушка

Папа, старший брат, дедушка

Бабушка, мама, папа

Мама, сестра

Сформирован интерес к сказке; умение отвечать на вопросы и делать простые выводы

Сформирована связная речь, умение заканчивать предложение

3

Физкультурная пауза:

«Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево, делает

Мой братик Сева. Но, а сам

Бегу трусцой и качаю головой.

Молодцы!

Выполняют и проговаривают слова

- шагают;

- встают в круг; 

- руки вверх;

- приседаем;

-поворачиваются вправо, влево;

- легкий бег на месте, качают головой.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность.

4

И/упр. «Корзина добрых дел»

Посмотрите какая красивая корзина! Это не простая корзина, а корзина добрых дел. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзину, тот должен положить в нее свои добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?

Р/игра «Распределим обязанности»

Обращается к детям по имени:

Папа что делает?

Мама что делает?

Сын что делает?

Дочь что делает?

Бабушка что делает?

Дедушка что делает?

Р/игра «Какая у вас семья?» 

Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая? Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Вы очень интересно и познавательно рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим наши рисунки, которые вы нарисовали и вырезали для составления коллажа «Моя семья!».

Встают полукругом, слушают, держат в руке корзинку, говорят слова: работает, делает ремонт; гладит готовит, стирает; убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит; моет посуду, ухаживает за цветами, делает уроки; помогает маме, гуляет с внуками; читает, помогает бабушке. 

Ответы детей. Большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая.

Не обижать младших братьев, сестер. Не ссориться, помогать друг другу, трудиться. Дарить подарки, любить друг друга. Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Сформировано умение отвечать на вопросы.

Ввели в активный словарь слова – действия.

Четко произносят звуки в словах.

Проявляют внимание и интерес.

Умеют отвечать на вопросы.

Владеют интонационной выразительностью.

Устанавливают причинно-следственные связи.

5

Составления коллажа «Моя семья!».

Наклеивают вырезанные рисунки на ватман, составляют коллаж

Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам, оказывают взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя семья"

Задачи: 1.Формировать представления о родном доме, семье. 2.Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своейсемьи. 3. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близк...

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию : «Моя семья»

1. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членов;своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье;2. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение ...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Патриотизм – это не значиттолько одна любовь к своей Родине.Это гораздо больше… Это сознаниесвоей неотъемлемости от родины инеотъемлемое переживание с нейее счастливых и несчаст...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»...