Проект "Огород - круглый год"
проект по окружающему миру

Проект "Огород - круглый год" направлен на поиск ответов на вопросы "Как продлить жизнь растениям?", "Растут ли овощи зимой?", "Можно ли вырастить растения в группе?". Проект носит комплексный характер, включает в себя опытно-исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_-_kruglyy_god.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы  «Школа № 1985»

ПРОЕКТ

«ОГОРОД – КРУГЛЫЙ ГОД»

Авторы проекта:

Дети подготовительной к школе группы

«Пчелка»

Руководитель проекта:

Карюкина Марина Александровна

Научно-методическое руководство:

Анцукевич Ирина Владимировна

Москва, 2018

        Содержание

Аннотация………………………………………………………………......3

Команда проекта, функции и задачи………………………………...........3

Введение…………………………………………………………………….4

1.Обзор литературы………………………………………………………...6

1.1.Почва……………………………………………………………………6

1.2. Органические удобрения……………………………………………...7

1.3. Информация о редиске………………………………………………..9

1.4. Полезная информация о луке………………………………………..10

2.  План работы над проектом……………………………………………11

2.1. Структура опытно-исследовательской деятельности ……………..12

3. Ресурсное обеспечение проекта……………………………………….12

4. Описание проектного решения………………………………………..13

5. Оценка полученного результата………………………………………16

6. Выводы…………………………….........................................................17

Список литературы……………………………………………………….18

Аннотация. Проект «Огород – круглый год» направлен на поиск ответов на вопросы «Как продлить жизнь растениям?», «Растут ли овощи зимой?»,  «Можно ли вырастить растения в группе?». Он носит комплексный характер, включает в себя опытно-исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

 

Команда проекта,  функции и задачи

Ф.И.О.

ОУ/группа/

должность

Функция в проекте

Задачи в проекте

Карюкина Марина Александровна

ГБОУ Школа №1985, дошкольное отделение, воспитатель

Руководитель проекта

Организация  работы проектной команды. Разработка плана.

Техническая поддержка.

Обеспечение ресурсами

Анцукевич Ирина Владимировна

ГБОУ Школа №1985, дошкольное отделение, старший воспитатель

Куратор проекта

Научно-методическое руководство

Дети подготовительной к школе группы

Группа №5 «Пчелка» ГБОУ Школа №1985

Инициаторы главной идеи проекта

Участвуют в посадке и уходе за растениями.

Занимаются наблюдением за ростом растений.

Введение

        Актуальность

         Дети дошкольного возраста еще недостаточно имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

         Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – наша главная задача.

         С помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически.

Осенью, во время сбора семян на огороде, дети заметили, что с наступлением холода, засохли все наземные части растения. Почему?  

Между детьми возникло обсуждение:  «Растут ли овощи зимой?», «Как продлить жизнь растениям?», «Мы собрали семена, зачем они нужны?», «Можно ли вырастить растения в группе?».

В ходе рассуждений, ребята предположили, что овощи и зелень можно вырастить не только на грядке, но и на подоконнике в группе. Так и возникла идея создания проекта «Огород – круглый год».

Огород на подоконнике – тот самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять малышу, как получается из желудя дуб, а из семечка – подсолнух, лучше один раз это семечко посадить и своими глазами наблюдать за его ростом.

О, сколько будет радости, когда из земли появится первый крохотный зеленый росток! А сколько гордости будет потом, когда огородник-любитель собственноручно принесет маме веточку петрушки для супа или перышки укропа для овощного салата.

Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности. И понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто.

Огород на подоконнике, это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.

Дошкольник вооружается системой экологических знаний, приобретает практический опыт, учится познавать мир прекрасного, и пробует свои силы в его сохранении и умножении.

Цель проекта: вырастить в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 Задачи:

  • Изучить семена и определиться, что выращивать в огороде.
  • Ухаживать за растениями.
  • Узнать об условиях необходимых для роста семян и луковиц (земля, свет, тепло, вода).
  • Наблюдать за изменениями в развитии и роста растений.
  • Вырастить лук, петрушку, редис и другие растения.
  • Вырастить рассаду и высадить на огород.
  • Собрать урожай.

        Ожидаемые результаты:

        - дети научатся ухаживать за растениями.

        - узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.

        - научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

        - вырастят лук, редис, петрушку и др. растения.

        - вырастят рассаду с последующей посадкой ее на территории огорода детского сада.

        - вырастят и соберут урожай.

        1. Обзор литературы

        1.1. Почва

        Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части (корни) растений и который называется почвой.

        Уточним ещё раз, что такое почва. Под почвой понимается поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, то есть способностью производить.

        Когда-то давно почвы не было. Земля представляла собой скопище горнокаменистых пород. Миллионы лет атмосферные осадки, солнце, ветер и водные толщи, разрушали породы.         

        В таких условиях ничего живое, казалось бы, не смогло выжить. Но микроорганизмы выжили. Началось формирование почвы. Ученые утверждают, что первопричиной формирования почв стала деятельность микробов, существование которых проистекало в условиях разрушающихся горных пород.

        Из чего формировалась почва?

        Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины. Нетребовательные к составу почвы лишайники заполоняли пространства (селились на этих почвах). Впоследствии под воздействием бактерий (микроорганизмов) начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли селиться растения.

        Что такое чернозем?

        На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья падают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого, как мы говорим, земля становится жирнее, и на ней всё растёт лучше.         Новый, образовавшийся слой земли – самый плодородный. Он состоит из перегнивших листьев, разрушенных трухлявых деревьев, старой травы, то есть из чернозема, перемешанного с глиной, песком, другими землями. На чистом песке, или чистой глине растения быстро чахнут. А на благодатном черноземе растительность чувствует себя хорошо.

        Каков состав почвы?

        В состав почвы входят: остатки растений, глина, песок, воздух, перегной, живые организмы (микробы), ил, вода.

        Изменяется ли со временем состав почвы?

        Почва имеет общие свойства с живой природой. В ней постоянно происходят процессы. С тех пор, как её заселили живые существа, идёт постоянный процесс образования и обновления почвы. В связи с постоянными происходящими изменениями, для определения состава почвы проводят измерения один раз в несколько лет.

        Что такое плодородие почвы?

        Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием.

        Какие бывают почвы?

        Черноземные, песчаные, глинистые, торфяно-болотные, пойменные, серые лесные и другие.

        1.2. Органические удобрения. Характеристика

        Механический состав почвы оказывает большое влияние на ее плодородность, а соответственно — на урожай различных культур. В значительной степени урожай зависит от наличия в почве органических веществ и растворенных минеральных солей.

        Тяжелые почвы содержат достаточное количество питательных веществ. Однако в тяжелых почвах питательные вещества сильно закрепляются (особенно фосфор — он приобретает форму, малодоступную для питания растений). В таких почвах удобрения зачастую недостаточно используются растениями. Для улучшения ситуации необходима правильная обработка, известкование и внесение органических удобрений.

        Легкие почвы имеют более удобные физические свойства, но содержат

значительно меньше питательных веществ, поскольку обладают слабой поглотительной способностью. Из-за этого часть внесенных удобрений может просто вымываться. Свойства легких почв можно изменить путем систематического применения органических удобрений, которые обогащают почву питательными веществами, одновременно увеличивают ее влагоемкость и поглотительную способность.

        Таким образом, органические удобрения применяют на различных типах почв, поскольку они существенно улучшают физические свойства почвы. Благодаря им почва становится легче и теплее — разрыхленная органикой почва хорошо пропускает и одновременно удерживает воду и воздух.

        Продолжительность и сила воздействия удобрений во многом зависят от механического состава почвы. Органические удобрения быстро разлагаются в песчаных почвах и действуют не дольше 2—3-х лет. В суглинистых почвах удобрения разлагаются достаточно медленно — здесь они действуют на протяжении 5—6 лет.

        Однако эффективность удобрений на легких почвах бывает более высокой.

        Когда органические вещества разлагаются в почве, они выделяют азот, фосфор, калий и другие питательные вещества, которые становятся доступными для растений. При этом в воздух выделяется углекислый газ, столь необходимый для растений. В качестве органических удобрений можно использовать навоз всех видов животных, навозную жижу, перегной и разнообразные компосты.

        1.3. Информация о редисе.

        Редис — младший брат редьки.

        Ученые считают, что он появился в Средневековой Европе.

        Редис мельче редьки, и его корнеплоды могут быть окрашены в разные цвета: белый, желтый, розовый и красный. По форме редис бывает округлым и удлиненным.

        Редис завезен известным путешественником Марко Поло из Китая в Венецию.

        Стал национальным блюдом итальянцев и французов.

        Затем распространился в Голландии, Германии, Англии.

        Петр I повелел завезти его из Голландии в Санкт-Петербург.

        В Японии разводят гигантский редис - даикон - длиной до 80 см и развивающийся за 40-45 дней.

        Как выращивают редис?

        Как и в редьке, в редисе содержатся фитонциды, эфирные масла, витамины и микроэлементы.

        Какие вещества содержатся в редисе?

        На нашем столе этот овощ появляется в начале весны и приносит аромат свежести.

        Ведь выращивают ранний редис в парниках и теплицах, высевая его в январе.

        На грядках семена редиса сеют весной, как только сойдет снег.

        Чтоб ускорить созревание корнеплодов, грядки накрывают пленкой.

        А сеют семена в борозды на расстоянии 5 см одно от другого.

        За лето можно получить 3 — 4 урожая редиса.

        У редиса есть интересная особенность: летом, когда дни светлые и длинные, это растение может зацвести и не дать корнеплодов.

        Поэтому опытные огородники прикрывают грядку с редисом тканью в 8 часов вечера и открывают в 8 часов утра.

        Полезные свойства:

  1. В нем много витаминов: С, В1, В2, В5, органических кислот, энзимов.
  2. На ночь эти корнеплоды не рекомендуется есть.
  3. При приготовлении салатов кору очищать не обязательно.
  4. Полезно одновременно использовать с корнеплодом и листья, которые содержат витамина С в два раза больше, чем корнеплод. Кроме того, в них больше железа и ряда других солей.

        Какие же блюда готовят из редиса?

        Редис едят в свежем виде: натирают на терке и заправляют растительным маслом, сметаной или майонезом, добавляют в салат, закуски.

        Редьку и редис наиболее полезно есть в салатах с добавлением латука-салата, петрушки, сельдерея, моркови, свеклы, помидоров, зеленого лука, лука-порея, любистка и другой зелени.

        Остроту смягчает смешение их с яблоками или нерафинированным растительным маслом.

        Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща… (смотри приложение)

        1.4. Полезная информация о луке.

        Лук относится к семейству луковых, это двухлетнее растение с крупной луковицей, состоящей из сочных утолщенных листов-чешуй. В них

и находится все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя- тремя чешуями. Листья лука трубчатые цветочная стрела заканчивается соцветием-зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плод-коробочка с двумя черными семенами (чернушка).

        Выращивают лук как одно или двулетнее растение, размножают семенами или вегетативным способом. При первом способе из семян получают лук-репку, при втором выращивают севок, из которых на следующий год получают лук-репку. Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе.

        2. План работы над проектом

Целью данного проекта является выращивание в группе детского сада различных культур  из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 В соответствии с целью был разработан план работы над проектом

Направления работы

Задачи

Сроки

Сбор информационного материала, художественной литературы.

Беседы с детьми.

Сбор иллюстрационного материала по теме (рассказы, сказки, стихи, загадки, картинки, картины и др.).

Игровые обучающие ситуации.

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, семена, земля).

Расширять кругозор детей.

Уточнить знания детей об условиях необходимых для жизни растений.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Составить план мероприятий по организации детской деятельности.

Создать условия для организации работы по проекту.

Разработать дизайн «Огород на подоконнике»

сентябрь

Исследовательская и практическая деятельность детей

- эксперименты, опыты;

- подготовка почвы, семян,

- посадка, полив, рыхление;

- наблюдение за ростом растений;

Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Изучать условия жизни растений.

Подготовить горшки и контейнера для посадки растений.

Выполнить посадку.

Ухаживать за растениями.

Замечать изменения в росте и развитии растений.

октябрь-ноябрь

Оформление стенгазеты

 «Огород - круглый год»

Подведение итогов реализации проекта

декабрь

Защита проекта на научно-практической конференции «Шаг в науку»

Обучать элементарным навыкам презентации собственных открытий. Обмен опытом и идеями.

декабрь

Оформление фотовыставки

«Наш зеленый огород, нас прокормит целый год»

Собрать урожай

2.1. Структура опытно-исследовательской деятельности

Объекты для опытов и исследования

Содержание работы

(что мы исследуем)

Растения

- какие условия жизни нужны;

- какую роль играет свет, вода, тепло, воздух в жизни растений;

- рассматривание корней растений (в прозрачном стаканчике);

- растет ли растение? (семечка);

- отличительные особенности, растений, овощей: размножение, рост, развитие, строение, условия необходимые для жизни.

- стадии развития растений овощей. 

Лаборатория огородных наук

выявление свойства земли: (имеет вес, черного цвета, сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, и т.д).

- выявить насколько вода необходима для роста растений;

- роль солнца: оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира;

- человек и растения: накопления детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям, бережное отношение к своему труду за растениями. 

  1. Ресурсное обеспечение проекта

        1. Информационные:

        - Фото, – видео материалы, энциклопедии; познавательная литература, мультфильмы, презентации.

        2. Дидактическое обеспечение:

        - дидактические игры по экологии;

        - подбор картинок, иллюстраций;

        - наглядно – дидактический материал;

        3. Материал и оборудование для посадки растений и ухода за ними.

        4. Ноутбук, фотоаппарат.

  1. Описание проектного решения

Проект имеет три этапа.

1 этап – подготовительный

В ходе этого этапа провели беседы: «Что такое «Огород и что на нем растет?». Семена. Какие они бывают? «Растения – это жизнь». Рассмотрели иллюстрации, с изображением различных растений, изучили энциклопедии. Познакомили детей с экологической сказкой «Семечко». Дети разучили стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах.  Играли в игры «Повар и овощи», «Вершки-корешки», «Узнай на вкус», лепили из пластилина «Любимые овощи».

Затем в группе на подоконнике обустроили огород. Приобрели  необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать.

Завели дневник наблюдений за ростом растений.

2 этап – «Мы – исследователи»

В ходе этого этапа ребята проводили, наблюдения, опыты, фиксировали результаты.

1. Дети рассматривали луковицы, семена огурцов, тыквы, кабачков, укропа, петрушки,  цветов. Провели беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». В ходе исследования семян дети пришли к выводу: все семена разные. Далее ребята замочили семена в воде и вели наблюдения за их прорастанием. Через четыре дня увидели, что появился корешок, который растет вниз, и молодой стебелек – вверх, к свету. Сделали вывод: можно сказать, что растения спят, а вода их будит.

2.  Организована лаборатория огородных наук, где ребята проводят опыты, эксперименты:

  • Опыт-эксперимент -  «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений». Беседа – исследование «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). Материал и оборудование: земля в контейнерах. После рассматривания дети сделали вывод: имеет вес, черного цвета, сыпется, рыхлая, мягкая.
  • Опыт - эксперимент «Вода – растение». Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают). Вывод: для того чтобы лучок рос, необходимо его поливать.
  • Опыт «В почве есть воздух». Цель: определить наличие воздуха в почве. Оборудование: почва. Банка с водой. Ход опыта: дети рассматривают комочки почвы, затем опускают в банку с водой комочек и наблюдают – появятся ли пузырьки воздуха в воде. Вывод: в почве есть воздух.
  • Опыт - эксперимент «Земля или вода». Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде.         Оборудование: контейнер с почвой, банка с водой, лук, роза.  Ход опыта: дети посадили репчатый лук в контейнер с землей и луковицу в баночку с водой и наблюдали. В конце наблюдений ребята сделали вывод:  лук, посаженный в почву, дал больше зелени, чем в воде, так как в почве больше питательных веществ.
  • Опыт – эксперимент «Солнце – лучок». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в шкаф). Вывод: для роста необходимо солнышко.
  • Опыт – эксперимент «Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место). Вывод: растение нуждается в уходе человеком.
  1. Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек.
  2.  Алгоритм ухаживания за растениями.
  3. Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в календаре наблюдений.

III этап – «Мы агрономы»

Первыми «жителями» нашего огорода стали редис и лук.

Эксперимент начался с выращивания семян редиса в торфяных таблетках.

Выращивание редиса в торфяных таблетках оказалось сложным при выполнении. Такой способ требует внимания - необходимо следить, чтобы таблетка не переувлажнялась и не пересыхала.

Первый эксперимент закончился неудачей – семена проросли, а потом засохли.  Ребята считают, что это произошло из-за неравномерного полива: иногда  добавляли слишком много воды, иногда таблетки пересыхали.         Вывод: торф потребляет больше влаги, чем земля. Первые всходы редиса засохли, из-за нехватки влаги.  Для достижения хорошего результата нужно добиться регулярности полива.

Посадка лука двумя способами: первый способ – лук посадили в землю, второй – посадили в землю с банановой кожурой (удобрение): первый слой земля увлажненная, затем банановая кожура и еще сверху слой земли. Поливали. Результат – перья лука выросли быстрее, чем у луковички, которую посадили просто в землю. Вывод: способ выращивания лука с удобрением (банановой кожурой)  дает хороший результат. Лук можно вырастить не только на огороде, но и в ящиках на подоконнике.

Посадка черенка розы разными способами: первый способ – в стакан с водой; второй - в почву; третий – почва и картофельный клубень. В ходе наблюдений ребята увидели, что у черенка, поставленного в воду появились ростки,  корней пока не наблюдается. У черенка, высаженного в почву, и в почву с органическим удобрением (картофельный клубень) набухли первые почки. Дети ведут наблюдения и очень верят, что у растения появятся корни, и они смогут высадить растение на клумбу детского сада.

Следующий этап - выращивание рассады (огурцы, помидоры)  с последующей посадкой ее на территории огорода детского сада.

Заключительным этапом станет сбор урожая и организация фотовыставки «Наш зеленый огород, нас прокормит целый год».

        5.  Оценка полученного результата (описание промежуточного результата)

Дети с большим энтузиазмом включились в работу, с удовольствием  заготавливали землю для растений, придумывали,  из чего сделать контейнера для рассады, знакомились с необходимым инвентарем для работы. За растениями вели регулярные наблюдения.

В ходе проекта дети с интересом проводили опытническую деятельность, занимательные опыты-эксперименты, которые побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддержки у детей инициативы и самостоятельности.

 На конкретном примере  дети увидели  значимость отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Через самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность наши воспитанники получили возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире.

        Наши воспитанники узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение. У детей появился интерес к растениям. Они научились различать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия, необходимые для их роста. Ребята научились вести наблюдения и делать первые выводы, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

        Практической деятельностью было непосредственное участие детей в уходе за растениями. Ребята приобщились к посильному труду по уходу за рассадой – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, обязательность, целеустремленность. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

        Таким образом, огород на подоконнике в группе способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

6. Выводы

Основными этапами работы над проектом явились: неугасимый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться. Видим, как экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, и в очень полезном деле.

        Создав огород на окне, ребята вырастили лук, петрушку. Планируем вырастить рассаду огурцов и помидор, для высадки ее на огород.

За окном зима, а в саду тепло и уютно. За окном деревья в снегу, а в группе на подоконнике огород радует своей зеленью.

Список литературы

  1.  Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1973. - 256с.
  2.  Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ Горбатенко, О.Ф., - Изд. – Волгоград, 2007. – 286с.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  4. Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
  5. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
  6. Масленникова, О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду / Масленникова, О.М., А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград, 2014. – 232с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224с.
  8. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.
  9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  10.  Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...